Александр Невский в русской литературе

Александр Невский в русской литературе

Главный источник сведений об Александре Невском — «Повесть о житии Александра Невского», памятник древнерусской литературы ХIII века. Составление жития относят к 80-м гг. ХIII в. Автор жития, книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, современник Александра Невского — свидетель его жизни, называет себя «самовидцем возраста его». Житие, скорее всего, написано во Владимире, в монастыре Рождества Богородицы, где было погребено тело князя. Эта первоначальная редакция жития несколько веков переписывалась и перерабатывалась. Существует более пятнадцати редакций. В житии воссоздан героический образ князя, сохранившийся в памяти современников: князя-воина, доблестного полководца и умного политика. Автор не только показывает физическое совершенство князя Александра («Но и взор его паче инех человек, и глас его — акы труба в народе»), но и сравнивает его с библейскими героями.

Новгородский князь был одноименен Александру Македонскому, подобен Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану: «Лице же его — акы лице Иосифа… сила же бе его — часть от силы Самсоня, и дал бе ему Бог премудрость Соломоню, храборъство же его — акы царя римского Еуспесиана, иже бе пленил всю землю Иудейскую». В рассказе о Невской битве со шведами дано видение Бориса и Глеба воину Александра Пелугую, которое предвещает победу в будущем сражении. «Оттоле потща вся наеха на ня в 6 час дне, и бысть сеча велика над Римляны, и изби их множество бесчисленно, и самому королю възложи печать на лице острым своим копием». Здесь князь Александр — опытный полководец. Он решителен, сметлив, ловок. Затем автор повествует о подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. У такого князя и воины — чудо-богатыри.

Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года изображена в традиционном жанре воинских повестей: «И бысть сеча зла, и трус от копий ломления, и звук от сечения мечнаго, яко же и езеру померзъшю двигнутися, и не бе видети леду, покры бос я кровию… И нача слыти имя его по всем странам, и до моря Хонужьскаго, и до гор Араратьскых, и об ону страну моря Варяжьскаго, и до великаго Риму». Князь предстает перед нами не только как воин. Из жития мы узнаем, что «великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей, разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: "Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу". Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое».

Перед нами мудрый правитель — приветливый, заботливый, милосердный. Прославлению Александра — защитника православия — посвящен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов. Александр отвергает их предложение принять католичество. Завершается житие рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда митрополит захотел вложить в руку князя духовную грамоту, Александр, как живой, протянул руку и сам ее взял. Житие заканчивается традиционным плачем народа. Автором дан образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли. Восторженная дань светлой памяти покойного князя. «Митрополит же Кирилл говорил: "Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!"» Перед нами яркий образ князя — защитника, полководца, воина, святого.

Свидетельства деятельности Александра Невского сохранились также в летописях, Новгородской, Псковской, Лаврентьевской, и в иностранных хрониках. Материал летописей неоднократно привлекался историками при характеристике личности Александра Невского. В летописях, как и в житии, предстает образ знаменитого правителя и полководца.

Первое летописное упоминание об Александре приводится в новгородской летописи под 6736 г., летописец сообщает, что Ярослав Всеволодович с супругой уезжает из Новгорода в Переяславль, оставив старших сыновей Федора и Александра как своих представителей. С ними остаются боярин Федор Данилович и тиун Яким. В 1236 г. Ярослав Всеволодович занимает киевский стол, а Александр становится новгородским князем.

Читаем летописный текст о знаменитой Невской битве. Здесь с эпическими преувеличениями новгородский летописец Тимофей сначала описывает многочисленность и разноплеменность вражеских войск, затем говорит, что они угрожали всей Новгородской земле: «хотяче всприяти Ладогу, просто же реку, и Новъгородъ, и всю область Новгородьскую». Создав представление о серьезности угрожающей опасности, летописец подчеркивает, что Бог способствует русской стороне — князь узнает об угрозе вовремя: «Но еще преблагыи, премилостивы и человеколюбець Богъ ублюдены и защити от иноплеменьникъ, яко всуе трудишася без Божия повеления: придебо весть в Новъгородъ, яко Свеи идуть къ Ладозе». Побеждает князь Александр «силою святыя Софья и молитвами Владычица нашея Богородица и Приснодевица Мария». Вместе с тем в рассказе дается оценка и самим действиям князя: он идет на шведов «не умедли ни мало». Масштабы сражения представляются под стать силам неприятеля (их было «множьство много зело»): «бысть велика сеча». Особо подробно летописец останавливается на потерях противника, которые не поддаются подсчету («множество много», «бещисла»).

Летописец, рассказав все ему известное о ходе сражения, прибавляет: «Вся слышах от господина своего в. кн. Александра и от инех, иже в то время обретошася в той сечи». О борьбе с ливонским орденом летописец рассказывает, что князь Александр «вельми оскорбе за кровь христианскую… разгоревся духом… поклонися святей Софии с молбою и плачем» с новгородскими войсками и его братом Андреем с «низовцы» занимает пути на Псков и неожиданно захватывает город, пленных немцев и чудь отправляет в Новгород, а сам идет на Чудскую землю. Отряд, пущенный в разведку, встретил неприятеля и был разбит. Летописец с сожалением говорит о гибели Домаша Твердиславича, «брата посаднича, мужа честна», часть его воинов была убита, другие сумели вернуться в расположение войск Александра. Александр отступает к озеру, ставит полки, через которые «Немци и Чюдь и прошибошася свиньею». Князю и новгородцам помогают Бог, Святая София и свв. Борис и Глеб: «техъ святыхъ великыми молитвами пособи Богъ князю Александру; а Немци ту падоша, а Чюдьдаша плеща… Возвратися князь Олександр с победою славною».

В Лаврентьевской летописи об этой битве дается лишь краткое известие. В псковских летописях читаем: «Пришед князь Александръ и изби немець во граде Пскове и градъ Псковъ избави от безбожных немець помощию Святыя Троица». Псковский летописец восклицает: «О невегласи Пъсковичи! Аще забудете великого князя Александра Ярославича, или отступите от него или от детей его, или от всего роду его…» Далее под следующим годом идет краткое известие об отъезде Александра в Орду, а через четыре года летописец говорит, что князь из Орды вернулся к новгородцам и «бысть радость велика в Новегороде».

Апологетическое отношение к Александру Невскому наблюдается в Лаврентьевской летописи. Согласно этой летописи, за него молились митрополит и епископ Кирилл, которые приезжали вместе с Александром в Новгород и участвовали в Ледовом побоище. В новгородской летописи рассказывается о смерти и похоронах Александра Ярославича. Указаны все подробности и даты: приезд «из Татар» «велми не здравя, въ осенине», пострижение в Городце 14 ноября на память апостола Филиппа, преставление той же ночью. Наконец, похороны во Владимире и погребение в монастыре Рождества Богородицы с указанием полной даты: «месяца того же въ 23, на святого Амфилохия, в пятох». Но главное, необычен для сдержанных по отношению к князьям новгородцев своего рода некролог: «даи, Господи милостивыи, видети ему лице Твое в будущии векъ, иже потрудися за Новъгородъ и за всю Русьскую землю». Высокая оценка князя говорит о том, что Александр Невский в восприятии новгородцев, безусловно, выделялся из череды других князей, сидевших на новгородском столе. Характерна и формулировка «за Новъгородъ и за всю Русьскую землю»: в ней сделана попытка осмыслить его роль как полководца и политического деятеля. Выражение «за всю Русьскую землю» является в данном случае необычным для Новгорода. Лаврентьевская же летопись всецело ориентирована на восхваление князя. Об этом свидетельствует помещенное под годом его кончины житие Александра Невского, созданное уже после его смерти.

Росло почитание Александра Невского, как общерусского героя и святого. К его гробу шли русские люди, прося его небесного предстательства перед Богом. Церковный и государственный взгляд на значение Александра Невского был и общенародным. В 1547 году Александр Невский был канонизирован и причислен к лику святых. В 1724 г. по указу Петра Первого мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург и перезахоронены в Александро-Невской лавре. Александр Невский стал не только святым покровителем новой столицы, но и символом всей России, небесным защитником нашей Родины. В 1725 г. Екатерина Первая учреждает орден Александра Невского. Императрица Елизавета для мощей Александра Невского повелела устроить новую великолепную раку из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках. На раке вырезаны стихи Ломоносова:

 

Святый и храбрый Князь здесь телом почивает,

Но духом от небес на град сей призирает,

И на брега, где он противных побеждал,

И где невидимо Петру споспешствовал,

Являя дщерь его усердие святое,

Сему защитнику воздвигла раку в честь

От первого сребра, что недро ей земное

Открыло, как на трон благоволила сесть.

 

Примечательно, что первая светская биография Александра Невского в России была написана придворным историографом императрицы Анны Иоанновны Г. Ф. Миллером, вышла в свет на немецком языке в 1732 г. в Петербурге. Миллер в описании жизни Александра Невского опирался более всего на «Степенную книгу».

Подробное жизнеописание Александра Невского было создано протоиреем и историком М. И. Хитровым, издано в 1893 г. в Москве. В этой объемной биографии, своего рода биографическом романе обобщается и обновляется традиция многовекового почитания Александра Невского. В предисловии Хитров пишет: «…если наш рассказ сколько-нибудь оживит в душе читателя светлый образ святого и великого подвижника земли русской, обновит чувства любви и благоговения к его священной памяти, — мы сочтем себя вполне вознагражденными за труд».

М. И. Хитров так пишет о значении Невской битвы: «Подавленный страшным нашествием татар, русский народ инстинктивно искал утешения, отрады, жаждал того, что хотя несколько могло бы поднять и ободрить упавший дух, оживить надежды, показать ему, что не все еще погибло на святой Руси… Здесь, на берегах Невы, со стороны русских дан был первый славный отпор грозному движению германства и латинства на православный Восток, на святую Русь». Также Хитров оценивает Ледовое побоище, — как очень важное сражение и великолепную победу. Он пишет о том, что это была одна из лучших страниц в истории России. «Тогда началась ужасная сеча. Поднялся невообразимый шум от частых ударов мечей по щитам и шлемам, от треска ломавшихся копий, от разрывов льда, от воплей сраженных и утопавших. Казалось, все озеро всколыхнулось и тяжко застонало… Лед побагровел от крови… Правильного боя уже не было: началось избиение врагов, упорно боровшихся до позднего вечера. Зато и потери их были громадны. Многие пытались спастись бегством, но русские настигали их. Озеро на протяжении семи верст покрылось трупами, вплоть до Суболичского берега. Много славных рыцарей пало в бою и попалось в плен. Войско, недавно еще столь грозное и блестящее, более не существовало. Без сомнения, то был один из самых светлых дней в истории Пскова, когда победоносный вождь с торжеством возвращался в город».

В книге Хитрова приводится послание Александра Невского папе римскому в ответ на его предложение принять католическую веру: «Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем». Хитров придает такому решению князя Александра судьбоносное для России значение: «Всматриваясь в личность Александра, насколько она высказалась в данном случае, мы невольно преклоняемся перед его величием. Многосторонний дух его одинаково обнимает великое и малое. Мужественно и искусно отстаивая интересы своего народа, в то же время он как бы перед лицом всего света развертывает то священное знамя, под сенью которого русскому народу суждено было сохранить и отстоять свою духовную и политическую самостоятельность. Его ответ папству должен был послужить на все будущие времена образцом при дальнейших попытках Рима к подчинению Русской церкви». Далее Хитров так определяет значение военных побед Александра: «Можно сказать, Новгород и его обширная область навсегда были спасены для России благодаря подвигам Александра. Богатырь Древней Руси через ряд веков подает руку богатырю новой: Петр начал с того, чем окончил Александр».

Книга заканчивается апофеозом: «О, даруй Бог, чтобы благодарная память о св. князе-праведнике была жива во всех краях России, чтобы слава его от нас перешла к потомкам нашим… чтобы пример святой его жизни находил как можно более верных подражателей и нынешние сыны России всегда так же достойны были благоволения Божия и покровительства и помощи своего заступника — св. благовернаго великаго князя Александра и всех святых, как в дни своей жизни достоин был он — герой Невский!»

 

У русских историков встречаются различные оценки деятельности Александра Невского. В. Н. Татищев в работе «История Российская с самых древнейших времен» излагает биографию князя Александра главным образом по Никоновской летописи. Эта летопись содержит наиболее подробное повествование о Невском, в том числе о его связях с Золотой Ордой. Описывая события 1252 г., Татищев дает понять, что Александр, воспользовавшись монгольской помощью, сместил с великокняжеского престола своего брата и конкурента Андрея из личных политических мотивов. Согласно Татищеву, в 1252 г. Александр Невский отправился к Сартаку, сыну Батыя, и был принят со всеми почестями. Александр пожаловался хану, что его брат Андрей несправедливо присвоил себе великокняжеский титул и не выполняет ханских требований. «Хан же разгневался на Андрея и повелел Неврю и Салатану идти на Андрея и привести его перед себя». По Татищеву, Андрею была вполне очевидна связь между посещением хана его братом и походом против него самого: «Господи, что есть, доколе нам меж собою бранитися и наводити друг на друга татар? Лутче мне збежати в чужую землю, нежели дружитися и служите татаром». Татищев осудительно описывает и другой факт из биографии Александра Невского: жестокое принуждение Новгорода выплачивать дань монголам.

Н. М. Карамзин в отличие от Татищева, считает, что, поддержав Неврюеву рать, Александр обеспечил стабильность и спокойствие в Новгородском княжестве:

«В 1252 году Папа Римский предложил помощь Русским князьям в борьбе с монголо-татарами. Александр, понимая замысел католиков, отказался, но его брат Андрей подкупленный лестью и обещаниями католических послов, склонился в сторону католичества. Александру Невскому пришлось выступить против своего родного брата, который поднимал восстание против монголо-татар. Чтобы ценой малой крови спасти Русь от большей.

Александр благоразумными представлениями смирил гнев Сартака на Россиян и, признанный в Орде Великим Князем, с торжеством въехал в Владимир, Митрополит Кирилл, Игумены, Священники встретили его у Золотых ворот, также все граждане и Бояре под начальством Тысячского столицы, Романа Михайловича. Радость была общая. Александр спешил оправдать ее неусыпным попечением о народном благе, и скоро воцарилось спокойствие в Великом Княжении». (Н. М. Карамзин «История государства российского»).

В. О. Ключевский в своей оценке солидарен с Карамзиным:

«Да это было нелегко, это было безмерно трудно. Но Александр Невский сумел возвыситься над этой пошехонской психологией князей-вотчинников и заботу о Руси и о русском народе поставить выше заботы о своих семейных и поместных делах. И это в такой же мере, как его исторические победы, стяжало ему неувядаемую благодарность потомков и бессмертную славу». (В. О. Ключевский «Курс русской истории»).

С. М. Соловьев определяет цель Александра Невского: сохранить на Руси православную веру, а значит, и свою духовную независимость от Запада и неповторимость. «Зная, какой характер носила эта борьба, с каким намерением приходили шведы, мы поймем то религиозное значение, которое имела Невская победа для Новгорода и остальной Руси; это значение ясно видно в особенном сказании о подвигах Александра: здесь шведы не иначе называются как римлянами — прямое указание на религиозное различие, во имя которого предпринята была война». (С. М. Соловьев «История России с древнейших времен»).

Л. Н. Гумилев придает Невской битве особую важность. Он считает, что именно героическая победа Александра и его соратников в этой битве спасла Новгород. «Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь. В этом бою новгородцы и суздальцы покрыли себя вечной славой. Так, один новгородец по имени Гаврила Олексич верхом ворвался на шведскую ладью, дрался со шведами на их корабле, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой. Героически погиб слуга Александра — Ратмир, пешим бившийся сразу со многими противниками. Не ожидавшие нападения шведы были разбиты наголову и ночью бежали на кораблях с места разгрома. Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород».

С. Ф. Платонов также говорит о значимости этой победы для Руси и о торжестве православной веры:

«Победа на Неве была так решительна, и значение ее казалось так велико для Руси, что подвиг князя Александра стал предметом многих благочестивых преданий. Победу на Неве рассматривали как торжество православия над католичеством; она послужила первым поводом к тому, чтобы причислить князя Александра, доброго страдальца за Русскую землю, к лику святых. За Александром с тех пор навсегда осталось прозвание "Невского"». («Учебник русской истории для средней школы»). Платонов считает, что именно после победы русских в Ледовом побоище, католики прекратили попытки захватить Русь.

Так же считает и Н. И. Костомаров. «Ледовое побоище имеет важное значение в русской истории. Правда, проявления вражды немцев с русскими не прекращались и после того… но уже мысль о покорении северных русских земель, о порабощении их… навсегда оставила немцев». (Н. И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»).

 

В русской поэзии, начиная с Ломоносова, образ Александра Невского неизменно героический. У Сумарокова находим «Стихиры Св. Александру Невскому».

 

Петрополь ныне веселися,

В себе Монарший видя трон,

И на брегу потоков Невских,

Святого Александра гроб,

При сей реке разил он Готов,

В поборники Бориса, Глеба,

Сошедших со небес имен,

А Петр Великий Александра,

Поборником себе имея,

Разил потомков Готов тех.

 

Пушкин в стихотворении «Моя родословная» упоминает своего древнего предка:

 

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил…

 

В другом своем стихотворении «Князю А. М. Горчакову» он пишет:

 

Не пожелать ли, чтобы славой

Ты увлечен был в путь кровавый,

Чтоб в лаврах и венцах сиял,

Чтоб в битвах гром из рук метал

И чтоб победа за тобою,

Как древле Невскому герою

Всегда, везде летела вслед?

 

Лев Мей в 1861 г., за год до своей смерти написал поэму «Александр Невский». Эта поэма — стихотворное переложение древнего «Жития Александра Невского». Мей использовал в своей поэме фольклорные образы.

 

Сгинь ты, туча-невзгодье ненастное!

Выглянь, Божие солнышко красное!

Вот сквозь тучу-то солнце и глянуло,

Красным золотом в озеро кануло,

Что до самого дна недостатного,

Бел-горючими камнями стланного…

 

И почиет наш князь Александр Благоверный над синей

Невою,

И поют ему вечную память волна за волною.

 

У Аполлона Майкова есть стихотворение, посвященное кончине Александра Невского «В городце в 1263 году». И здесь мы видим образ мудрого и благородного правителя, православного князя, сокрушающегося на смертном одре о том, что он ездил на поклон к монгольским ханам:

 

Тихо лампада пред образом Спаса горит…

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…

Я ж, — говорит, — поклонялся болванам, чрез огнь я прошел…

Боже! Ты знаешь — не ради себя,

Многострадальный народ свой лишь паче души возлюбя…

 

У Майкова находим и такой иконописный образ святого князя:

 

Его власы до стройных плеч,

Как прядь златая, упадали,

Уста любовию дышали,

И мудростью звучала речь.

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой –

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв — отрадой был святой.

Всегда в сознанье долга строгом,

Он правду всей душою чтил

И чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом…

 

Константин Симонов в 1937 г. написал поэму «Ледовое побоище». Это поэма-предупреждение. Симонов говорил: «Желание написать эту поэму у меня явилось в связи с ощущением приближающейся войны. Я хотел, чтоб прочитавшие поэму почувствовали близость войны и что за нашими плечами, за плечами русского народа, стоит многовековая борьба за независимость». Образ Александра Невского в поэме создан эпический. Таким народ представлял в своем героическом эпосе былинных богатырей. Александр Невский предстает как символ непобедимости русского народа, залог защиты русской земли. Предупреждение врагам: русский народ сломить невозможно. При этом внешность князя в поэме далека от богатырской.

 

Был жилист князь и тверд как камень,

Но не широк и ростом мал,

Не верилось, что он руками

Подковы конские ломал.

 

Лицом в отцовскую породу,

Он от всего отдельно нес

Большой суровый подбородок

И крючковатый жесткий нос.

 

Сидел, нахохлившись, высоко

В огромном боевом седле,

Как маленький и сильный сокол,

Сложивший крылья, на скале.

 

Сравнение с соколом не случайно. На Руси сокол был символом воинской доблести. Воин-сокол часто встречается в русском эпосе. Былинный Вольга оборачивался соколом. В былине «Соловей Будимирович» главный герой прибывает в Киев на сказочном соколе-корабле. В былине «Богатыри на соколе-корабле» Илья Муромец с богатырями-побратимами отправляются на этом корабле в плавание по Хвалынскому (Каспийскому) морю. Часто встречаем образ сокола в «Слове о полку Игореве».

Память об Александре Невском жила и в русском фольклоре. Народное представление о нем не всегда совпадает с тем, какой предлагали церковь и государство. Об этом можно судить по народным сказаниям и песням, записанным фольклористами в ХVIII-XIX вв. Например, со слов крестьянина Орловской губернии в середине XIX в. был записан духовный стих, в котором Александр Невский — победитель «нечестивых татар», святой воин, угодник Божий и народный заступник, на помощь которого уповает народ. Потому что народ русский «стал Бога забывать, а себе-то гибель заготовлять». У народа одна надежда на «Благоверного Александра», только он может отогнать от нас «врагов пагубных». (Стих напечатан в сборнике П. Бессонова «Калики перехожие»).

 

Уж давно-то христианска вера

Во Россеюшку взошла,

Как и весь-то народ русский

Покрестился во нее;

Покрестился, возмолился

Богу Вышнему:

 

«Ты создай нам, Боже,

Житье мирное, любовное:

Отжени ты от нас

Врагов пагубных;

Ты посей на нашу Русь

Счастье много!»

 

И слышал Бог молитвы Своих новых христиан:

Наделял Он их

Счастьем многим Своим.

Но забылся народ русский,

В счастии живя;

Он стал Бога забывать,

А себе-то гибель заготовлять.

И наслал Бог на них

Казни лютыя, смертоносныя:

Он наслал-то на святую Русь

Нечестивых людей, татар крымскиих.

Как и двинулось погано племя

От севера на юг,

Как сжигали-разбивали

Грады многие,

Пустошили-полонили

Земли русския.

Добрались-то они до святаго места,

До славнаго Великаго Новагорода.

Но в этом-то граде

Жил христианский народ:

Он молил и просил

О защите Бога Вышняго.

И вышел на врагов

Славный новгородский князь,

Новгородский князь Александр Невский.

Он разбил и прогнал

Нечестивых татар;

Возвратившись со войны,

Во иноки он пошел;

Он за святость своей жизни

Угодником Бога стал.

 

И мы, грешнии народы,

Притекаем к нему:

«Ты, угодник Божий,

Благоверный Александр!

Умоляй за нас

Бога Вышняго,

Отгоняй от нас

Врагов пагубных!

И мы тебя прославляем:

Слава тебе,

Благоверный Александре,

Отныне и до века!»

 

А в известном народном стихе «Плач холопов», записанном фольклористами около 1767 г. от неизвестного автора Александр Невский предстает спасителем, который когда-нибудь явится освободить угнетенный народ из рабства.

О, горе нам, холопам, за господами жить!

И не знаем, как их свирепству служить.

И хотя кто и служит — так как острая коса:

Видит милость — и то как утренняя роса.

О! горе нам, холопам, от господ и бедство!

А когда прогневишь их, так отымут и отцовское наследство.

Что в свете человеку хуже сей напасти?

Что мы сами наживем — и в том нам нет власти.

Пройди всю вселенную — нет такого житья мерзкова!

Разве нам просить на помощь Александра Невскова?…

 

Влияние фольклора видим в кантате Прокофьева «Александр Невский». Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, поставленному Эйзенштейном в 1938 г. Написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого Прокофьева. Вторая часть кантаты называется «Песня об Александре Невском». Звучит она как старинная народная песня.

 

А и было дело на Неве-реке,

На Неве-реке, на большой воде:

Там рубили мы злое воинство…

Уж как бились мы, как рубились мы,

Корабли рубили по досточкам,

Нашу кровь-руду не жалели мы

За великую землю Русскую…

Кто придет на Русь, будет насмерть бит,

Не уступим мы землю Русскую.

 

В песне воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин, например, таких, как знаменитая былина «Илья Муромец и Калин-царь». Да и вся кантата написана в духе народного героического эпоса.

Неизменно обращаются к образу Александра Невского и романисты. Василий Ян «Юность полководца», Алексей Югов «Ратоборцы», Борис Васильев «Александр Невский», Сергей Юхнов «Лазутчик Александра Невского», Лидия Обухова «Набатное утро», Александр Сегень «Александр Невский. Солнце Земли Русской», Анатолий Субботин «За землю Русскую», Сергей Мосияш «Александр Невский» и многие другие.

Русский народ высоко оценил ратный подвиг князя Александра Ярославича и присвоил ему имя «Невский». Читаем летописные строки: «Победи их (шведов) на реки на Невы, и от того прозван бысть великий князь Александр Невский». В народных былинах и сказаниях есть еще и другие имена победителя в Невской битве и Ледовом побоище: «Александр — грозные очи», «Александр — грозные плечи», «Александр непобедимый».

В данном случае верна пословица: «Глас народа — глас Божий».

На Псковщине до сих пор живет легенда о знаменитом Вороньем камне. Тот самый Вороний камень, на вершине которого стоял князь Александр, руководя Ледовой битвой. Шло время, камень исчез в глубине Чудского озера. А камень этот не простой, он заслонял дорогу на русскую землю, оберегал Русь от врагов. Прознал магистр Ливонского ордена про то, что камня-защитника больше не стало. А князя Александра в живых уже нет. И опять повел на Русь своих рыцарей-тевтонов. Погрузились на корабли, плывут по Чудскому озеру. Достигли места, где когда-то возвышался Вороний камень. И вдруг озеро взбурлило, вырос грозной громадой Вороний камень, преградил путь. Вражьи корабли разбились в щепы, все рыцари-тевтоны утонули. Камень опять ушел под воду, озеро успокоилось. С тех пор не единожды приходили враги с запада и пытались преодолеть невидимый рубеж, но каждый раз вставал на их пути грозный Вороний камень, круша корабли и топя вражью рать. А еще говорят, что это сам Александр Невский, заступник земли русской, стоит на Вороньем камне, оберегая наше Отечество. Придет срок, опять будет нужда в его заступничестве, опять явится из глубины Чудского озера Вороний камень во всей своей исполинской мощи. Это мощь самой русской земли.