Александр Песоцкий: «Мой идеал — человек-творец»

Александр Песоцкий:

«Мой идеал — человек-творец»

Интервью с художником

Александр Филимонович Песоцкий художник-живописец, член Союза художников России с 1993 года, педагог художественного образования с тридцатипятилетним стажем. Живет в городе Камне-на-Оби Алтайского края. В 2022 году отметил 75-летний юбилей.

Работает в жанрах пейзажа, портрета, тематической картины.Работы живописца украшают коллекции музеев Алтайского края, находятся в частных собраниях по всему миру.

Александр Песоцкий — постоянный участник персональных и групповых выставок. За уникальный вклад в художественную и культурную жизнь Алтайского края удостоен множества профессиональных и общественных наград, включая золотую медаль «Духовность, традиции, мастерство» ВТОО «Союз художников России».

Автор живописных работ, публикуемых в этом номере «Сибирских огней», рассказывает нашим читателям «о времени и о себе».

О творческом пути

Я не помню, мечтал ли с детства о судьбе художника, но рисовать начал в дошкольном возрасте. Просматривая через фильмоскоп рассказы на пленках, глядя одним глазом на проекцию, а другим на лист бумаги, я рисовал картинки. Говорили, что получалось здорово.

Мне это понравилось, и я продолжил рисовать в школе, в техникуме, в армии. Отслужив и поступив на художественно-графическое отделение педучилища, стал подумывать о профессии художника. Наши подвижники-преподаватели не только учили рисовать, но и давали понятия об изобразительном искусстве, творчестве, художниках. Благодаря им я понял, как художественно выразить свое видение мира.

Я окончил училище в двадцать пять лет, но посвятить свою жизнь живописи сразу не удалось. Появилась семья. Чтобы ее содержать, устроился работать художником-оформителем. Параллельно участвовал в выставках, но этого не хватало. Хотелось больше писать.

В сорокалетнем возрасте я перешел на работу в художественную школу, где отработал двадцать лет преподавателем, а затем директором школы до самой пенсии. Я рассказывал студентам об изобразительном искусстве, об известных художниках и много работал. С началом организации персональных выставок возникло ощущение, что появилась возможность всего себя отдать творчеству.

Большим подарком судьбы стала работа и учеба в 1990 и 1992 годах на Академической даче И. Е. Репина, первом в России Доме творчества живописцев. Она находится в красивейшем уголке Тверской области, на берегу озера Мстино. Сначала я растерялся. Испугался, что ничего не получится. Хотелось все бросить и уехать, но потом пересилил себя.

Огромный вклад в мою победу над собой внесли мои наставники, народные художники РСФСР Н. Н. Соломин, А. П. Белых, Ю. П. Кугач и Н. Е. Тимков. Их участие и поддержка зародили во мне веру в необратимость избранного пути.

Мои добрые учителя Соломин, Белых и Кугач дали рекомендации к моему вступлению в Союз художников России, куда я был принят в 1993 году. Я поверил в себя, хотя понимал, сколько еще предстоит сделать и узнать. Художник учится всю жизнь.

Сюжеты для творчества

Прежде всего это работа, быт и отдых простых людей в их самых разных проявлениях. Вторая любимая тема — пейзаж. Мои самые впечатлительные годы, с семи до пятнадцати лет, я прожил в деревне, на природе. Эти воспоминания не отпускают меня и сейчас. Как можно не восторгаться красотой людей и природы! Казалось бы, видел это много раз, но постоянно находится что-то такое, от чего дух захватывает! Только научившись любить и ценить окружающее, можно написать хорошую картину.

Замыслов у меня до сих пор много, но я никогда не буду писать то, что не прочувствовал, не принял, не понял до конца.

Смысл творчества

Понять жизнь, рассказать о ней художественным языком и поделиться со зрителями. Художник имеет право на самовыражение, но несет большую ответственность, т. к. сотворенное им остается в истории. В живописце крайне важны профессионализм, образованность и гражданственность.

Работа и досуг

Помимо рисования, я ранее увлекался охотой, люблю рыбалку. Но мои увлечения не мешали работе. Наоборот, эти походы постоянно дополняли копилку моих наблюдений для творчества.

Публичность, критика и лесть

Я считаю себя человеком непубличным. Не люблю «тусоваться» на «мероприятиях». При встрече с малознакомыми людьми, которые обращаются ко мне как к художнику, отделяю искренний интерес от пустых разговоров. Критически воспринимаю зависть и лесть. Заслуженная похвала рождает оптимизм, зависть губит доброе, а лесть унижает. Конструктивную критику признаю и делаю выводы.

О вдохновении

Вдохновение непостоянно. У всех случаются и подъемы, и спады. Художник должен быть готов к тому, что не все пойдет легко. Когда работа не идет, значит, ты не до конца понял, чего хочешь достичь. Не додумал, не досмотрел, поторопился…

Что касается внешнего воздействия, то добро в любом проявлении меня вдохновляет, равнодушие и негативные эмоции — наоборот.

Творческий идеал

Мой идеал — человек-творец. Выделить кого-то персонально не могу. Очень люблю творчество художников-передвижников. Они — достойный пример профессионализма, патриотизма, тонкого понимания бытия, ответственности перед обществом.

Пожелания начинающим художникам

Учиться, учиться и учиться! Имейте свое мнение и не поддавайтесь чувству завышенной самооценки. Счастья вам!