Анатолий Кирилин - мастер пейзажа

Анатолий Кирилин - мастер пейзажа

«Школа рецензентов»

Энциклопедия жизни таежного человека. Так можно назвать рассказ А. В. Кирилина «Вольная воля». Рассказ яркий, звучный. От него слышишь шепот тайги, всплеск воды в бездонном озере, ощущаешь дуновение благодатного ветра.

Словно глоток свежего воздуха в душной комнате глотнул.

А. В. Кирилина смело можно назвать мастером пейзажа. Несколько деталей, несколько штрихов – и перед внутренним взором оживают травы, деревья, кусты, горы, реки.

Через малое говорится о многом. История одной семьи показывает не только свою сугубо личную жизнь, но и жизнь целой страны – «…начал он [колхоз] ссыхаться и падать, как и вся большая страна, слывшая еще пару лет назад могучей державой…». Поразительно, как автор точно и лаконично изображает трагедию человека небольшого, забытого где-то и властью, и цивилизацией – «все не про них, все где-то там, за горами». Но что это за человек? Настоящий. Да, пускай, забытый, заброшенный в самую глушь, но искренний и сильный, душа его широка, как русская степь, как воля вольная.

Замечательно название рассказа – «Вольная воля». Построено на тавтологии, но это еще больше придает выразительности – такое выражение часто встречается в старинных русских и казачьих песнях. В один ряд с названием выстраиваются слова – открытость, свобода, ширь, безграничность, бездонность, безмерность. Да, все это найдет отражение у Кирилина или в описании пейзажа, или в описании человека и его внутреннего мира.

Притягивает сюжет – ясный, понятный для читателя, но играющий с ним в занимательную игру – чем больше читаешь, тем глубже погружаешься в особый мир вольной воли с ее жителями, словно и сам становишься их частью.

Кто они? Главные – отец и дочь. Евгений и Евгения. Их взаимоотношения раскрывают богатый внутренний мир «детей природы». Они понимают друг друга без слов, связаны непреодолимой духовной связью. Еще до рождения отец хотел, чтобы первым у него родился сын, но появилась на свет дочка. Женя. Женечка. Так он будет звать ее в конце произведения. Не зря и имя дает такое же, как и носит сам – подчеркивает связь, отмечает особенность, непохожесть, избранность своей дочери. Однако ничуть герой не пожалел. Всюду она с ним была – в работе, на рыбалке, на охоте. Покладистая, способная, послушная. Она отождествляла собой единство природы и человека, все слилось воедино в ее облике – «…Вот тебе брат родной, - в шутку сказал отец в один из прозрачных сентябрьских дней, показав на Коргон, вода в котором присела, утихла и высветилась той самой бирюзой». Но возможны ли безмятежные отношения между «отцами» и «детьми» даже при условии безграничной любви и уважения? Все равно рано или поздно отдаление «детей» произойдет, но может носить оно разный уровень трагичности. Какой же уровень показан Кирилиным?

Занятия, работы, заботы их тоже описаны весьма подробно, но в то же время ясно и точно – прочитаешь рассказ – узнаешь о растениях, о камнях, о правильном процессе рыбной ловли. Действительно, настоящая энциклопедия. Все и обо всем в одном произведении собрано, причем все это без назидательного тона, в увлекательной, живой форме.

Язык произведения тоже живой. Герои не скупятся на выражение своих эмоций – вопросы, восклицания, просторечия, все это еще больше приближает рассказ к действительности – «…Ему. Хорошо. Было. У-у-у!-завыть хочется во весь голос. Ну, почему так! Надо все это не ему и не тогда!…У рыбы сердце есть?…Или нет? Отличник хренов!». Такой стиль очень напоминает стиль рассказов В.М. Шукшина – яркий, запоминающийся, передающий речь простого, открытого человека, носителя народной мудрости.

Да, Кирилин изобразил, казалось бы, идеальный мир на лоне природы. Но может ли быть жизнь настолько простой? Может ли существовать идиллия без каких-либо конфликтов? Нет. В мир «детей природы» проникают другие люди, со своими порядками, обычаями, законами. Выйдет ли из этого что-либо хорошее? К чему приведет столкновение двух этих миров?

Рассказ А. В. Кирилина «Вольная воля» открывает глаза на многие вещи. Невольно переосмысливаешь свои поступки, по-другому смотришь на поступки окружающих. Это хорошо.