Атланты держат небо

Атланты держат небо

(к 85-летию А. Городницкого)

20 марта исполнилось 85 лет поэту Александру Городницкому — петербургскому поэту, барду, знаменитому настолько, что он уже стал легендой.

Сначала была песня с запоминающимся припевом:

 

Снег, снег, снег, снег,

Снег над палаткой кружится.

Вот и кончается наш краткий ночлег.

Снег, снег, снег, снег

Тихо на тундру ложится.

По берегам замерзающих рек

Снег, снег, снег.

 

Сопровождаемые игрой на гитаре, эти слова трогали юные души, и мы, послевоенные дальневосточные подростки, распевали их как свои, ибо то, о чем говорилось в песне, было знакомо, близко, дорого, все это мы видели с раннего детства. И беззаветно любили.

Потом, уже в юности, я услышал другую песню:

 

Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

К ступеням Эрмитажа

Ты в сумерки приди,

Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо

На каменных руках.

 

Тогда я еще не бывал в городе на Неве. До Ленинграда из Благовещенска, где жил, на поезде надо было ехать восемь суток, и я, естественно, еще не посещал Эрмитаж, а вот изображения каменных атлантов на открытках видел.

Несколько позже я приобрел сборник Александра Городницкого «Атланты» («Советский писатель», 1967) и уже более близко познакомился с творчеством поэта и барда.

«Атлантов» у меня выпросил друг — страстный путешественник, охотник, журналист, а впоследствии и писатель Виктор Волчков. Книгу я отдал, конечно, не без сожаления, но товарищу она была нужней: он часто слушал песни Городницкого, записанные на магнитофон. Они были и о нем.

 

Ты мне письмо прислать рискни-ка,

Хоть это все, конечно, зря.

Над поздней ягодой брусникой

Горит холодная заря.

Опять река несет туманы,

Опять в тепло уходит зверь.

Ах, наши давние обманы,

Вы стали правдою теперь.

… … …

Я, таежной глушью заверченный,

От метелей совсем ослеп.

Недоверчиво, недоверчиво

Я гляжу на черный хлеб.

 

Об этом я и рассказал Александру Моисеевичу несколько лет назад при встрече с ним. Встреча происходила в одном из институтов Санкт-Петербурга. Концерт Городницкого организовал старейший в стране клуб авторской песни «Восток». А познакомил нас мой товарищ, собственный корреспондент «Литературной газеты» поэт Владимир Шемшученко. Они с Александром Городницким хорошо знакомы: не раз встречались на Грушинском фестивале авторской песни, выступали на концертных площадках.

Мэтр внимательно выслушал меня, улыбнулся. Сказал: «Ну, тогда я подарю вам книгу с “Атлантами”». На подаренном экземпляре сборника стихотворений и песен «Легенда о доме» (2010) он написал «Валерию Черкесову — коллеге по цеху. На счастье». Слово «коллеге» меня, конечно же, очень тронуло.

Позже на телеканале «Культура» я увидел фильм, в котором Александр Городницкий рассказывал о загадочной цивилизации атлантов, которую мы не застали. Он по основной профессии — ученый-геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки, академик Российской академии естественных наук. Атлантида — его давняя любовь и страсть, как и поэзия, как и Санкт-Петербург, который он в разговоре, бывает, называет по-прежнему Ленинградом.

Городницкий, пожалуй, самый-самый питерский поэт. В стихах и песнях он увековечил Санкт-Петербург — его историю, славную, героическую, трагическую, его памятники и соборы, мосты и сады, улицы и площади.

Его знаменитые произведения и называются по-петербургски: «Старый Питер», «Петровская галерея», «На Петроградской», «Царское село», «Комарово», «Горный институт». Городницкий увековечил и тех, кто своим творчеством прославил культурную столицу России, в замечательных стихотворениях «Державинская лира», «Дом Пушкина», «Пушкин и декабристы», «Кюхельбекер», «Дельвиг», «Чаадаев», «Иннокентий Анненский», «Николай Гумилев»…

Этот перечень можно продолжить.

А на вечере в институте Александр Городницкий прочитал новое стихотворение, оно называется «Петербург».

 

Тех пейзажей песенная нота

В сердце отпечатала следы.

Петербург видней не с самолета,

Питер начинается с воды.

Не постичь иначе этих линий,

Каменных фантазий торжество.

Потому-то с детства и доныне

Снизу вверх смотрю я на него.

 

Песни Александра Городницкого давно «ушли в народ», и, что, пожалуй, самое главное, их поет молодежь. Ни один бардовский фестиваль не обходится без того, чтобы кто-то не исполнил «На материк», «Соловки», «Геркулесовы столбы», «Перекаты» — всех песен не перечислить.

Одна из его песен однажды привела меня и в святое место нашего Отечества — Донской монастырь в Москве:

 

А в Донском монастыре

Зимнее убранство.

Спит в Донском монастыре

Русское дворянство.

 

И правда, сейчас на монастырском погосте, «спят» и великий русский философ Иван Ильин, православный писатель Иван Шмелев, видные представители «белого движения» Антон Деникин и Владимир Каппель. А на Новом Донском кладбище установлен Памятник жертвам политических репрессий. Здесь же в Некрополе завещал похоронить себя лауреат Нобелевской премии писатель Александр Солженицын. Теперь он лежит неподалеку от могилы историка Василия Ключевского — тоже великого петербуржца.

 

Текст песни «Донской монастырь» написан в 1970 году, когда само слово «дворянство» было, скажем так, не в почете. А уж для того, чтобы поэтизировать тех, кто никоим образом не был причастен к пролетариату, поэту, безусловно, требовались гражданская смелость и твердое убеждение в своей правоте.

 

Век двадцатый на дворе,

Теплый дождик в сентябре,

Лист летит в пространство…

А в Донском монастыре

Сладко спится на заре

Русскому дворянству.

 

Сейчас на дворе уже XXI век, но стихи Александра Городницкого по-прежнему современны. Они читаются людьми разных возрастов, ибо над настоящей поэзией возраст и время не властны — как не властны над ними ни правители, ни государственный строй.

Верится: так будет всегда!