Белые крылья

Белые крылья

Для этой любовно изданной в Санкт-Петербурге книжки так и просится русская пословица про то, что «мал золотник…» А дорог уже одним тем, что на обложку вынесено бесконечно почитаемое имя Фёдора Ивановича Тютчева. Сочетается же имя с названием гордых птиц – «Лебеди Тютчева». Это стихотворный триптих, дополняемый иллюстративным рядом на тему.

Замысел оказался удачным: книжица в 16 страниц прочитывается и перечитывается на одном дыхании. Интересные фотоснимки к стихотворным строкам. И как хочется вглядываться в рукописные тексты самого Тютчева, отмечать его автографы!

Андрей Шацков с первых же строк переносит нас в княжескую Русь, когда служивый предок поэта «Тютчев из рода Тютчевых – Захар» отправляется в путь с гайтаном на груди, что надел ему Великий князь Димитрий. Там «письмо безбожному Мамаю в столицу Золотой Орды». Чем не дипломатическая служба! Исполнил Захарий дело с честью, доставил послание адресату, а по дороге в «Олеговой Рязани о русском братстве речи рёк…» Так что такого рода служение Отечеству у поэта Тютчева в крови, наследственное.

А затем предок «в начале сентября… ехал с князем – стремя в стремя…» на Куликово поле, и следом, сопровождая:

 

Летело лебедей обилье –

Небесных витязей отряд.

 

Но вот вернулись полки с победой, и, как представляется поэту, Захар подъемлет руку с двуперстьем, чтобы «неведомому внуку / Грядущий путь благословить».

Смещение времён на сотни лет вперёд, и читатель переносится вместе с автором в брянский Овстуг, где чтут великого поэта. Оживают и наполняются смыслом музейные экспонаты родовой усадьбы Тютчевых: «залито чернилом столешниц сукно. / На пледе в шкафу – от подсвечника пятна…» И вот оживает сама эпоха, когда:

 

Россия, хоть Третий, но всё-таки Рим.

В ней веет дыхание Божьего духа…

Неужто сдадут Севастополь и Крым?

Неужто настанет разор и поруха?

 

Начинаешь осознаватть, на каком фоне исторических событий рождалась тютчевская поэзия – глубокие стихи философского плана, неподражаемая лирика. И это ещё при том, что «полнятся мысли тоской и сумбуром». Разделяешь вывод автора: «тяжеле вериги – поэтов судьба». Но даром ли: «гордо в щите родового герба / Распластаны лебедя белые крылья!» А вьяве плещется в заветном пруду выводок маленьких лебедей.

Напоследок хочется только одного: «…пусть нежность останется там – / В чугунном затворе усадьбы…»

И вот прощальный поклон поэту на пьедестале в самом древнем Овстуге.

 

И Фёдор Иоанныч – Фёдор Тютчев

Гостей встречает вполуоборот.

 

А на ум, естественно, приходит памятник Александру Сергеевичу работы Опекушина. Схожие мысли о величии русской поэзии, значении её для Отечества. И о том, что судьбы поэтов переплетаются с судьбой России.

Где, в каком краю так значимо их провидческое Слово? Только у нас! И если разобраться, то живёт страна, все мы живём ­по начертанному в рифму, будь то Пушкин, Лермонтов, Тютчев…

 

Нам не прожить без Тютчевской России,

И ей, наверно, не прожить без нас.

 

г. Ростов-на-Дону