Бушующий поток

Бушующий поток

(о книге Елены Тюгаевой «Большие воды», СПб ООК «Аврора», начало в № 1/2020)

Петербургский писатель Илья Бояшов как-то сказал: «Есть писатели жизни, а есть писатели дивана». В основе этой иронической (а также самоиронической, поскольку себя Бояшов относит ко второй категории) классификации заложены основные источники энергии и вдохновения, подпитывающие литературное творчество. Прозу Елены Тюгаевой подпитывает бушующий полноводный поток — жизнь. Яростная, дерзкая, бесшабашная, трагическая, необузданная, всеохватная. Читая произведения Тюгаевой, мы ощущаем притяжение любви, погружаемся в стихию страсти, изживаем боль утраты, преодолеваем страх смерти, обретаем волю к жизни и мудрую созерцательность человека, много испытавшего и узнавшего.

Елена Тюгаева живет в Медыни, «в глухой провинции, где Москва граничит с простой Россией». Она постоянно подчеркивает свою «обычность», близость к русской провинции, к «корням». При этом – знает английский, французский и арабский языки. Историк по образованию, педагог по многолетнему стажу, копирайтер по профессии, писатель по призванию. Ее произведения публиковались в самых заметных литературных «толстяках»: «Нева», «Урал», «Волга», «Аврора». «Большие воды» — вторая изданная книга писателя.

Три повести, разместившиеся под одной обложкой, на первый взгляд, не связаны между собой. Что может быть общего у доброго, недотепистого Петьки, влюбленного в экзотическую красавицу («Петькино счастье»), независимой жизнестойкой одиночки Алены, пытающейся победить в неравной борьбе с болезнью («Щель») и юной Шарлин, связанной узами всепоглощающей страсти и неосуществимой любви с человеком иной веры и судьбы (повесть «Большие воды»)? Напрямую объединяет Петьку, Алену и Шарлин только то, что все герои Тюгаевой живут в российской «глубинке», где одиночество интеллигентного, мыслящего человека абсолютно и беспросветно. Каждому персонажу Елена Тюгаева подарила частичку своей души, жизнестойкий и бескомпромиссный характер, право ошибаться и совершать необдуманные поступки, точность в оценках и безжалостное чувство юмора, волю к победе, награда за которую огромна, как человеческая жизнь, и так же смехотворно мала.

Настоящая любовь не укладывается в схемы и графики, никакие плотины ей не помеха — вот и бушуют ее большие неусмиряемые воды, затопляя все вокруг. Счастье у каждого свое, нельзя навязать наши представления о нем другому, сделать кого-то счастливым в нашем понимании — и потому чудак Петька счастлив странным Петькиным счастьем, от которого у человека «рассудительного» просто голова заболит. Экзотическая любовь, настигнувшая обыкновенных людей, непонятная их близкому окружению, не одобряемая социумом, лежит в основе произведений «Петькино счастье» и «Большие воды».

Самая сложная и провокационная вещь Елены Тюгаевой — «Щель». Эта повесть предельно откровенна и реалистична. Впрочем, Елена Тюгаева вовсе не стремится кого-то шокировать или напугать. Наоборот, она словно говорит читателям: «Я справилась — значит, и вы сможете».

Едва успев выйти в свет, книга оказалась в шорт-листе международной литературной премии им. Н. В. Гоголя. По словам некоторых писателей и критиков, проза Тюгаевой стала для них открытием. Так, член Союза писателей Санкт-Петербурга, лауреат премии им. Н. В. Гоголя 2019-го года Светлана Забарова сказала на виртуальной церемонии вручения премии, что не знает больше никого, «кто бы мог так бесстрашно обнажиться». А председатель Союза писателей Санкт-Петербурга, лауреат премий Правительства Санкт-Петербурга и РФ Валерий Попов считает, что, хоть многим читателям поначалу может стать не по себе, но «такие книги и держат сильней».

Я же считаю «Большие воды» Елены Тюгаевой одной из настоящих литературных находок, ожидающих читателей уже в 2021-ом, и от души желаю книге и автору достойного плавания по волнам океана отечественной литературы.