«Чтоб и любить, и не сопротивляться…»
«Чтоб и любить, и не сопротивляться…»
* * *
Герой с канистрою бензина
сжигает за собой мосты
и поджигает море сине,
но всех следов не замести.
И отплывает, как на льдине,
страна любви, где жил один.
Не отличая лиц от линий
растаявших почти что льдин,
он машет, волю дав порывам,
слезам и прочей ерунде…
Но горячо летучим рыбам
в незагоревшейся воде.
* * *
Есть тысяча ответов на вопрос.
Вопрос не задан, что же остаётся:
подслушать шелест листьев, шум волос
про дождь, что хочет лить, но не прольётся
на грешных, что горят в своём огне
и от дождя сильнее разгорятся.
И нет такой любви и сил во мне,
чтоб и любить, и не сопротивляться.
* * *
Упорствуя в своей неправоте
и сравнивая то, что несравнимо,
я слушаю ревниво и ранимо,
но – полно – нет доверия воде! –
Так неуравновешена она
весною ранней, в снеге грязно-сером,
очистив ноги всех, идущих сквером, –
сто тысяч ног, – да здравствует весна!
И холодом не дышат в спину мне
аллеи в эстафете, тени ёлок,
мой друг, моя жена, и мой психолог…
Ни мягче не хочу быть, ни умней.
* * *
И вот – напрасное прекрасно,
ненужное – всего нужней.
Я об одном, хотя и разном,
вернее, я всегда о ней.
Не называй её, не надо:
угадывая имена,
ты нарушаешь стройность ада,
куда отправила меня.
Она – то нить воды проточной,
а то – над пропастью канат…
Из круга выйдет непорочной,
чтоб и спасти, и доконать.
* * *
Там, на улице, не умирает зима.
Постепенно, почти незаметно
умиранье. И сцена всё так же нема,
и без ветра не слышно, как метко
попадают слова. И невидима кровь,
но течёт, будто ночь, через поры.
И слова эфемерны, как неба покров, –
ни углов и ни точек опоры.
Не унять ими боль, что идёт по пятам
и бушует в развалах рассудка –
смесью снега с дождём, и на улице, там,
смерть последнею новостью в сутках.
* * *
Сочинял вне времени и вне места,
вне страны и вне языка,
подключая сны свои вроде квеста,
чтобы вас не брала тоска.
Спите, милые, в спальнях или окопах,
время выбрало и меня
подсыпать вам в паузах и синкопах –
для негаснущего огня –
листья в красных прожилках слова,
снег искристый на тыщу строк
быстро тающих, он возродится снова –
всеобъемлющ, как белый бог.
* * *
Карандаш с острым грифелем – скальпель.
По рисунку стекает вода.
Тонкой радугой в радужке Альпы
и лучи на любые цвета.
По лучам скачет бледная птаха,
электрическим звоном дрожит.
Мы под кайфом любви или страха
всем готовы рискнуть и не жить.
Сыпани с неба мёрзлых горошин,
снегом уши забей нам и рот…
Острый грифель нажимом раскрошен,
хворост линий огонь не берёт.
* * *
Жизнь исчезает, тает быстро,
как снег, играя на лету
холодным светом серебристым, –
светло обманчиво в лесу.
Вот-вот закончатся дорожки,
подмигивать устанет снег,
и ни землянки, ни сторожки.
По мрамору скользящий свет
крутящего картинки ветра –
куда? – где лестница, где лаз?
…Не сыгран Гамлет, да и Вертер –
не мной, не мной и в этот раз…
* * *
Ещё не осень, просто первый лист
готов к прыжку. Он первый – значит, можно
лететь, не усложняя… День смолист,
и облака – небесная таможня.
Ещё не дождь, но капель шепоток
я различаю в злых порывах пыли
набиться в рот, в глаза, вплестись в поток,
подкрасться тенью острою от шпиля…
Ещё сильнее город близорук:
тень птицы чётче видима, чем птица.
И боль любви сильней из первых рук –
но бога нет! – болит его крупица…
* * *
Что дальше будет – уже и неважно,
быстро проходим тяжёлым путём
в город невидимый и винтажный
с портом, вокзалом, аэропортом.
Мы прибываем, как грязные волны,
в первой волне, а затем – во второй.
Радость довольных и недовольных
в целом сливается с нашей толпой.
Но улыбаемся – розовы дёсны,
и привираем – сжимает виски:
далее – Иерусалим небесный,
а не загробные «Нью-Васюки».
Женщины плачут, взрослеют дети,
шлют поцелуи огромные вширь,
такие воздушные – некуда деться,
лишь превратиться в дыханье, в эфир.
* * *
Ты ночью разрываешь тишину:
и шепчешь, и кричишь –
но только бормотанье и мычанье,
но только клокотание внутри,
и ничего наружу не выходит…
…Луну схватить за кончик языка,
остановить невнятицу ночную,
в которой ты казалась мне близка,
когда же понимать её начну я…
* * *
Со стихов, Мотл*, мы же имеем кайф
и… гусиный жир, и перо…
Ночью заходишь в комнату – в чёрный шкаф,
а утром выходишь из шкафа – пьерым-пьеро.
За ночь что там случилось с ночным тобой…
Утром ни слова не выдавить – все молчок.
Я погружался в темень на метр-другой
и возвращался утром, как светлячок.
Я подымался в небо на миг, на два,
и возвращался в землю на много лет.
Но и за тысячу встретишь любовь едва,
а без неё нет кайфа, мой Мотэле…
1* – герой рассказов Шолом-Алейхема.