Двадцать два лика виктимности

Двадцать два лика виктимности

(рецензия на книгу Ирины Соляной «Недолюбленные»)

Виктимность — модное словечко, которое пришло в русский язык в последнее десятилетие на волне всевозможных признаний, обнажения спрятанных в шкафу скелетов и борьбы за права кого бы то ни было. В узком смысле этот термин психологии обозначает свойство личности, ее заведомую склонность становиться жертвой преступления, однако в сети он часто употребляется в гораздо более широком контексте: как неготовность противостоять ситуации, подспудное согласие поступиться своими интересами. Нередко это звучит даже как «так тебе и надо». Дескать, пострадал? А не нужно быть жертвой!..

Герои сборника рассказов Ирины Соляной «Недолюбленные» чрезвычайно разные: это подростки и пенсионеры, священники и беженцы, даже инопланетяне и лепреконы. Побудило автора разместить их всех под общей обложкой, по собственному признанию, одно обстоятельство: та самая виктимность. Так или иначе, каждый из них однажды оказывается в позиции жертвы. Кто-то — став свидетелем преступления, кто-то — пережив несправедливость… Что ж, перед нами — двадцать два нытика, неспособных справиться с жизнью?

Не все так просто.

В книгу вошли двадцать две совершенно независимых истории, в которых не повторяются ни характеры, ни сюжеты, ни отношение героев к миру и своему месту в нем. Все герои испытали острый дефицит любви. Каждого из них дорогое мироздание попробовало на зуб. Недаром автор выбирает для своей книги настолько безжалостное название, которое одним махом раскрывает нам первопричину всех бед ее героев: «Недолюбленные».

Да, им всем фатально не хватает любви. Пенсионерке, которая, отчаявшись победить бюрократию, ворует фронтовое письмо. Женщине, перенесшей рак, из последних сил пытающейся сохранить себя. Одинокому старику с его вроде бы никому не нужными, но все-таки украденными мемуарами. Оборванному мальчишке, замерзающему на дне канализационного колодца. Рыжей девочке и подобранному ею щенку, идущим навстречу родителям. И даже инопланетянину, который очень любит котиков, но день за днем ждет и ждет мысленного зова человека с Земли…

И все-таки недолюбленность — это не единственная причина, приводящая героев к общему знаменателю. Как бы ни было им плохо, тяжело, невыносимо, однажды наступает момент, когда они восклицают вслед за героиней заглавного рассказа:

Сами вы жертвы!

Затем каждый из них совершает поступок, который заставляет понять, что клеймо виктимности тут вовсе не при чем. Его вообще не существует, этого врожденного клейма. С чем, кстати, давно согласны и психологи.

Многие из вошедших в книгу рассказов ранее были опубликованы в журналах и альманахах, были отмечены призами различных конкурсов. Некоторые представлены читателю впервые. Но, думается, и они будут оценены по достоинству. Книга может заинтересовать самую разную аудиторию, ведь спектр литературных направлений у Ирины Соляной довольно широк: это и автофикшн, и фэнтези, и притча, и деревенская, почти шукшинская, проза, и добротный реализм, и мистика, и детектив. Возможно, это следствие того, что произведения были написаны в разные годы, когда автор пробовал ту или иную художественную систему. В тоже время, независимо от выбранного жанра, Ирина Соляная остается верна себе и своей творческой манере, для которой характерны внимание к деталям, прозрачность синтаксиса и концентрированность повествования.

В основу части историй легли реальные события: опыт работы в суде дал автору неплохую возможность лицезреть театр человеческих душ в первоисточнике. Отличный фактаж, помноженный на зоркий глаз и авторское мастерство, стремление подметить и умение показать мелочи наделяет текст образностью и достоверностью.

Язык книги сочный и разнообразный, богатый, и в то же время не перегруженный излишне кудрявым синтаксисом, создает доверительный, очень личный тон повествования. Только некоторые из историй рассказаны от первого лица, но при этом у читателя почти всякий раз возникает эффект присутствия, ощущение того, что ты подсматриваешь за настоящей жизнью.

Большая часть произведений в сборнике весьма невелика по объему. Впрочем, лаконичность и емкость — яркая черта прозы Ирины Соляной. Автор умеет на двух-трех страницах дать экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, а иногда и полноценный эпилог. В то же время она пробует себя и в крупной форме. Открывает сборник повесть «Сами вы жертвы!», которая насчитывает чуть менее сотни страниц. Но и тут автор не изменяет себе: приближая читателя к пониманию идеи, она движется путем нанизывания на стержень единого повествования маленьких историй, каждая из которых добавляет к общему полотну свой, казалось бы, незаметный штрих. Однако именно эти штрихи и дают итоговое ощущение объема и реалистичности.

Все рассказы повествуют о человеческих судьбах, о выборе, чести — иначе говоря, о вечных ценностях. При этом Ирина Соляная удерживается от менторского тона и морализаторства: открытые финалы дают читателю возможность самостоятельно осмыслить прочитанное и задуматься, что хотел сказать автор книги.

Эмоциональный фон большинства историй весьма напряженный. Одни оставляют послевкусие легкой грусти, другие — тоски и разочарования. Но Соляная не манипулирует чувствами читателя, не выжимает слезу и не давит на жалость. Она просто показывает жизнь такой, как она есть. А жизнь эта «не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают1». И, в конце концов, почти у каждого из героев остается надежда.

1 Ги де Мопассан, «Жизнь».