«Его даже и сравнить не с кем…»

«Его даже и сравнить не с кем…»

Рассказ Дмитрия Хоботнева «Ещё один рассвет» был опубликован в литературном приложении к «Кузбассу», коего я был ведущим. Я же готовил к печати его книжку «Мост». Типа редактировал то, что не надо редактировать: Хоботнев будто бы родился, минув период ученичества, уже готовым, с собственным стилем и мироощущением писателем.

Мироощущение, однако, было очень мрачным. Дмитрий Мурзин написал рецензию на книгу, цитата:

«Книга «Мост» – о смерти. Не совсем точно. Книга «Мост» – это выяснение отношений со смертью. Этакое «Смерть: pro et contra» от Дмитрия Хоботнева. Почти в каждом рассказе книги кто-то умирает. Но дело не в суицидальности или кровожадности автора. Дмитрий не занимается оправданием смерти. Он исследует границы. Решает вопросы о смысле жизни. Ради чего стоит жить? Ради чего стоит умереть? Как ни странно ответ на эти два вопроса может быть один. Ибо если что-то не стоит того, чтоб за это умереть – разве стоит ради этого жить?»

 

Некоторые его вещи навевают беспросветный ужас, это такое кафкианство или род психоделии от Хичкока: вроде ничего не происходит, а страшно.

Но проза его хороша. Мощно психологичная и временами просто страшная. Я знал его тексты, был изумлён, очарован, обрадован (можно и другое почти пышнословье подобрать) встречей с настоящим писателем. Но лично мы общались мало. Он мне казался застенчивым и замкнутым. Да и всёж-таки новокузнечанин, к тому же работающий – не наездишься, так что встречались мы лишь несколько раз.

У него есть крошечный рассказик про человека в морозном и пустом городе – кажется, что сама душа замерзает, читая.

Как бы то ни было, но это всё в высшей степени художественно. Дмитрий Хоботнев – выдающийся писатель, его даже и сравнить не с кем. Он особлив, одинок, как двухсотлетний кедр посреди поляны, – вершина впёрта в бегучее облако…

Повторяясь, ещё раз скажу: талантливый был человек. Помню, как читал его рукопись – удивляясь и радуясь.

До того «Огни Кузбасса» навяливали мне самотечный поток для чтения и рецензирования, иногда приходилось «отбалтываться» от претенциозных авторов и выслушивать всяческие поношения (некоторые до сих пор). До Хоботнева имелся только один счастливый случай – рассказы прокопчанина Миши Анохина, моего знакомца по забастовочному движению. И вот опять везуха. Жемчужное зерно в куче навоза.

Эта проза была иная – профессиональная, точная в слове и описании, короче – восхитительная. Писал для человечества, а не для зарабатывания денег и широкой популярности.

Хоботнев прислал материала на целую книжку, она была незамедлительно издана.

Потом случилось победное совещание молодых на Урале, где Хоботнев был рекомендован в Союз Писателей, и…

И – тишина. Широкая известность в узком кругу.

Дмитрий по-прежнему пахал в шахте, тяжело болел, замкнулся и помер, как говорят, в одиночестве…

Вот ушёл парень, обещавший много, очень много, не развернувшийся в полный цвет.

Безумно жаль.

Царство Небесное!

Василий Попок,

член Союза писателей России.

(2 мая 2020 г.)