Еврейские сказы от сапожника Сандляра

Еврейские сказы от сапожника Сандляра

«О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ»

про свитки в городе Приволжске

 

Еще несколько деньков, с недельку – и наступит Новый 2022 год.

Ура-ура-ура!!!

Чудеса, да и только!

Почему чудеса?

Да потому, что Нота Аронович Сандляр, приволжско-иерусалимский писатель, отмечен как долгожительствующий еврей планеты Земля.

Ему «ползет» семьдесят шестой!

Это возраст, при котором евреи должны вставать и кланяться его «почтенной седине».

И вновь провозгласим громкое: «Ура! Ура! Ура!»

Хотя в эти предпраздничные дни сидит он в сапожном киоске на улице Бен-Йегуда, в Иерусалиме, ремонтирует обувку своим клиентам, а вечерами, после трудового дня, – берет авторучку и пишет, материализуя ушедшие в прошлое эпизоды своей жизни.

Творец дал Нотьке-сапожнику умение творить сказы, какие в старину передавали из уст в уста еврейские простолюдины-ремесленники.

Простой он человек, не вельможа, но без него история древнейшего еврейского народа тоже не будет полной – так постановили еврейские мудрецы.

Поэтому седой еврей-трудяга, в эти поворотные с года на год для планеты Земля вокруг ее светила, сказывает для исторических хроник о людях, которые четверть века назад вдруг начали общаться с ним в стенах вновь открытой приволжской синагоги.

По воле Творца, Нота Сандляр возродил в старом еврейском здании Шхину – Божественное присутствие.

Ох, и тяжко вспоминать то прошлое!

Но надо, очень надо.

Пусть знают все.

Злые ханжеские дела, подковерные интриги творили евреи-коммунисты, чтобы помешать сапожнику, которого возненавидели еще в давние времена за то, что он примкнул к дюжине стариков, еврейских праведников, которые не предавали веры отцов и собирали миньян (число взрослых иудеев не менее десяти) для молитвы и чтения Торы.

 

* * *

Тогда в СССР было как в древней Греции, которая оккупировала прекрасную Иудею и начала силком затягивать евреев в эллинизм.

Так ли, эдак ли, но эллинизация евреев, с культом красивого тела, а не силы духа, начала приобретать массовый характер. Но семья настоящих евреев, Маккавеев, спасла народ, удержав его в еврейской религии и образе жизни.

Аналогично, что в Приволжске, как и во многих городах СССР, современные «эллинизированные» евреи массово, тысячами, если не сказать больше, вступали в коммунистическую партию.

А уже потом, после краха верховодящей коммунистической партии под логотипом КПСС, евреи-марксисты стали переделываться на новый манер, организуя многочисленные сообщества под названием «Прогрессивно-гуманистические иудеи».

Объявив, что «прогрессивных евреев» – несколько тысяч, а тех, кто держится старых иудейских обычаев, «отсталых и замшелых», всего пара дюжин, главари – новоявленные парторги новодельных обществ – начали предпринимать попытки отжать здание исторической синагоги у верующих, истовых, живущих в древней традиции стариков-иудеев.

Эти деятели – Либензон, Тураева (жена мусульманина), Коган, Юткович – призвали на помощь евреев-гомосексуалов из Великобритании, заключив с ними непонятно какой союз о сотрудничестве…

Кстати, эти самые английские евреи выделили иудеям Приволжска гуманитарную помощь: пять сотен кипот – шапочек-ермолок, и пятьсот баксов.

Так вот, при делёжке этой грошовой помощи еврейская интеллигенция города ухитрилась затеять грызню.

Мудрый Соломон Кыш, профессор-химик, сразу же схимичил: схватив баксы, дарованные геями из Забугорья, и сколотил новую общественную организацию: «Фонд возрождения еврейской религии и культуры».

Как говорится, кто первый встал – того и тапки.

Вступать в традиционную еврейскую религиозную общину города Приволжска никто из шибко интеллигентных евреев не хотел: там надо было каждый месяц выплачивать «десятину», то есть процент от доходов.

Как и предписано Талмудом.

Евреи – коммунисты, комсомольцы и бывшие пионеры – такого никогда в жизни не делали.

Но отцыганить в свой карман денежки, данные спонсорами на нужды синагоги, было делом обычным еще со времён прекрасного еврейского писателя Шолом-Алейхема

 

Особенно здесь отличилась общественница-сионистка, некая Таня, которая лихо практиковала выдуривание денег, жалуясь в разговоре, что она – мать одиночка, а её бывший муж-чуваш ушёл, забыв и про неё, и про дитя. Чистые прозрачные слёзы текли из ее молящих глаз. А после получения денежки очи сразу веселели!

 

* * *

Я говорил уже – и в данную минуту повторяю: массовой еврейской общины в Приволжске тогда не было.

Была фикция.

Реально в городе прозябали обыватели еврейской национальности, граждане России.

Кто-то из них состоял в каких-то общественных, как бы национальных организациях – для зарабатывания политических очков. Благодаря этому оные деятели после организации «еврейских» тусовок получали возможность клянчить бабло у соплеменников-богатеев на разные новые «мероприятия».

И – да, большую часть денег, собранных оттуда-отсюда, эта публика оставляла себе. Это была как бы оплата их активной общественной работы.

Национальный аспект мероприятий был очень сомнительным: эти людишки превратились в обычных совковых массовиков-затейников, разве что еврейской национальности, числившейся в паспорте. А их деятельность иначе не назовешь как бизнес на пробуждении национального самосознания.

Первым в этом грязном деле был Изя Роскин, который прибыл в Приволжск еще в советское время, в 1990 году. Его наезды до 1992 года были редкими, но евреи ему радовались, поскольку не понимали, что происходит, и хотели получить «а бысэлэ идишкайт». Привечали, размещали за казённый счет, кормили-поили, да еще и кланялись. А спохватились евреи древнего русского города Приволжска, вольготно раскинувшегося на высоких берегах двух великих рек, лишь после того, как стало известно, что этот посланник ребе Шнеерсона похитил два уникальных старинных свитка Торы.

Ой, беда-а-а…

Вот уж горе невосполнимое…

Перестройка в России открыла ворота «варягам от иудаизма» в город и синагогу. Практически все евреи города, как бывшие коммунисты, так и оппозиционеры, ничего не знали о своей религии, об истории своего народа.

И чтили – ох, как чтили! – любую чёрную шляпу, лапсердак и длинную бороду с пейсами, воспринимая этих Остапов Бендеров от иудаизма как лучших людей, как святых.

Если не сказать грубее.

Колоритность внешнего вида аферистов прямо-таки вышибала разум у взятых в плен евреев.

Новые спасители еврейской религии в крупном российском городе увезли, под разными предлогами, в Израиль и США восемь полноценных свитков Торы. То есть убили Шхину в синагоге.

Так вот и вышло: злодейство – мягко, без шума и криков – победило, ибо никаких юридических доказательств хищения не было, этим людям – как же! они ведь религиозные евреи! – доверяли на слово, а те творили, что хотели, прикрывались именем Господа.

Но Творец – Он Творец, Он всё ведает!

И за всё наказывает – каждого по заслугам!

 

* * *

Один из этих «раввинов» пока живет в Приволжске.

Второй, а именно, Изя Роскин, свалил за бугор..

Председатель общины – дебил по фамилии Чопрок – не понимает и понять не хочет, что произошло. Он ходит на приём к губернатору, которому горожане дали кликуху «губер», и рассказывает должностному лицу о процветании в городе древнейшей религии человечества, в которой сам – ни ухом, ни рылом.

Вот так!

 

На этой музыкальной ноте Нота Сандляр ответил на многочисленные вопросы евреев – выходцев из Приволжска, проживающих в Канаде, Австралии, США, Германии, Франции и на Земле Обетованной.

 

Это сказание, начатое на пороге нового, 2022 года, окончено в дни новогодних праздников. Пройдёт несколько недель – и со страниц журнала «Литературный Иерусалим» можно будет узнать, как мы, евреи Приволжска, дошли до жизни такой.

И будем надеяться, что это не последнее сказание о «доблестных делах» некторых евреев этого замечательного города.

А пока – поклон из святого города Иерусалима.