Игра со Временем

Игра со Временем

(рецензия на роман Игоря Саврасова «Умножители времени»)

«Вся наша жизнь — игра». Этой фраза великого мастера сюжета Шекспира руководствуются многие современные писатели, которые или играют с читателем, как Хулио Кортасар в своем произведении «Игра в классики», или описывают игры своих героев, как Герман Гессе в интеллектуальном бестселлере «Игра в бисер». Поднимает тему Большой Игры в своем новом романе «Умножители времени» и петербургский писатель Игорь Саврасов. Игра в самом деле большая: автор решил «поиграть» ни много, ни мало, а с самим Временем, вынеся в эпиграф высказывание апостола Павла: «Видимое временно, а невидимое вечно».

Стиль Игоря Саврасова определился еще в его первом романе «Мальтийское эхо». Автор обозначил свое творческое направление как синтез жанров: «историко-приключенческий, мистический, философско-интеллектуальный сюр». С вплетением в повествование лирико-любовной темы, позволяющей читателю немного отдохнуть от концентрированной информации из областей истории, философии, теологии, дающей много пищи для духовного пиршества любознательного читателя.

«Умножители времени» — зрелое произведение, к достоинствам которого следует отнести легкий летящий слог, образную насыщенность, построение и развитие сюжета, живые диалоги. Действие происходит в двух временных отрезках: это наши дни и начало XVIII века. Главный герой — ученый, профессор МГИМО Глеб Сергеевич Всеволожский, игрок по натуре, — получает предложение поучаствовать в Большой Игре, в которой замешаны три карты, как ключи к некой тайне, разгадать которую ему должна помочь женщина, сама нуждающаяся в помощи (речь идет о жизни и смерти). Найти таинственную незнакомку ему предстоит в Карлсбаде, куда герой и направляется, по дороге узнав, что, оказывается, он является потомком сподвижника Петра Первого, чернокнижника и мага Якова Брюса. Одна тайна — происхождения героя — приоткрыта, но она тянет за собой множество новых. Заинтригованный профессор отправляется в путь, а читатель — по страницам романа.

Параллельное повествование переносит читателя в XVIII столетие, где доживает свой век «русский Леонардо Да Винчи» — государственный деятель и ученый Яков Брюс, который, вспоминая «дела давно минувших дней» (историческая часть), приоткрывает завесу тайны, в которую должен проникнуть герой (приключенческая часть), так что читателю постепенно становится понятна суть миссии главного героя, хотя головоломок с развитием сюжета становится все больше. В повествование вторгается ирреальное, а роман из исторического становится фантастическим. Большое внимание уделено снам, которые не просто показывают психологическое состояние героев, но и создают ауру мистики и загадок, стирая зыбкую грань между тонкими мирами.

«Зигмунд говорил: "Сон — королевская дорога подсознательного…"».

Характеристики романа — историко-приключенческий, мистический — можно дополнить определением «символический», поскольку он изобилует знаками и символами. Это и Великая Китайская стена как символ стены между мирами, через которую невозможно ни перескочить, ни заглянуть. И символ клинка, лезвия, перерезающего «нить Ариадны». Конечно, автор не мог обойти и самый прямой символ Времени — часы. Женщина, жизнь которой должен спасти герой, передает ему свои часики в знак того, что отныне отпущенное ей время — в его руках…

Идея романа стара, как мир, это гуманистическая идея вечной жизни, нежелание смириться с трагической закономерностью, когда человек, живой, любящий, накопивший огромный опыт, призванный нести добро и пользу людям, уходит из жизни, не окончив важные исследования, не успев осуществить свою миссию, и с его уходом исчезает целый мир, микро-вселенная.

Игорь Саврасов оставляет финал открытым, так что не понятно — удалось ли в итоге героям произведения «умножить» время? Вот только — как последний знак и подсказка играющего с читателем автора — часики в финале сначала остановились… а затем пошли в обратную сторону…

Хочется поддержать автора, устами одного из героев восклицающего: «Давайте все вместе думать о хорошем, давайте выстраивать правильное намерение, давайте верить… Верить…»