Илья Махов: живописать и живо писать

Илья Махов:

живописать и живо писать

Рецензия на стихотворение «Раскраска», автор – И. Махов

В уже далёком 2014 году на конкурсе «Сибирская лира» одна из участниц прочла «Раскраску» – стихотворение иркутского поэта Ильи Андреевича Махова. Зрителей впечатлили и исполнение, и сам текст. В дальнейшем это произведение неоднократно звучало на различных конкурсах и концертах в исполнении самых разных чтецов.

Для меня «Раскраска» – это своеобразный обобщённый образ творчества Махова. Считаю это произведение одним из лучших его творений. Оно демонстрирует и богатство литературного языка любителя русской словесности, и тонкую стилистическую игру многоопытного пиита, и мучительные рассуждения погружённого в созерцание философа.

Мне посчастливилось быть знакомым и с другими произведениями Махова. В них, даже в самых ранних, чувствуется то, что многие отыскивают годами и десятилетиями – самобытность. Его первые стихи не лишены некоторых огрехов: местами мысли выражены слишком прямолинейно, рифмы неточны, строка лишена непринуждённого изящества, присущего литературно взрослому Махову. Но этот особый «маховский» язык есть уже там. Автор смотрит на мир не так, как обычные люди. В самых повседневных вещах он видит нечто удивительное. И с каждым новым произведением это ощущается всё явственнее. Сравните «Маски снимают вечером» – интересное стихотворение, ставшее заглавием первого сборника поэта, и «Я иду по дороге в май» – визитную карточку зрелого Махова. Первое из них – яркое, необычное, но не безгрешное с точки зрения стихотворной техники. Второе гораздо богаче в отношении использования литературных приёмов: автор использует эпифору, на каждом шагу одаривает читателя букетом метафор, ювелирно шлифует рифмы. А ведь эти два произведения хронологически разделяет всего год. Но сколько всего интересного написал Махов за это время!

Однако вернёмся к «Раскраске». Всё произведение – это одна громадная аллегория, которую автор обозначает уже в первых строках:

 

Переступая за параллели

И представляясь себе взрослее,

Кто скомкан горем, кто сном обласкан,

Но все мы дети, а мир – раскраска.

 

Поэт рассуждает о процессе взросления личности. Он уподобляет его постижению навыков рисования – начиная с малого:

 

Мы начинаем. Сначала – мелом,

Неаккуратно и неумело.

 

Образ живописца не нов в литературе, да и поэтов часто называют художниками. Стихи про кудесников пера имеются среди творений Пушкина, Фета, Бунина, Ахматовой, Мандельштама… Список можно продолжать. Известный советский поэт Валентин Берестов – автор стихотворения «Был и я художником когда-то», в котором тоже проводится параллель между работой творца и жизнью в целом.

Однако в «Раскраске» Махова тема подаётся с неожиданной стороны. Каждый этап жизни – это освоение тех или иных навыков живописи. Лирический герой Махова постигает самые разные техники рисования; зачастую, как и в реальности, он терпит неудачи:

 

Кто пишет сказки, кто верит в мифы,

Кто сильно давит – ломает грифель.

 

Особым достоинством произведения хочется назвать его лаконичность: автор взвешивает каждое слово и не позволяет себе лишних разглагольствований. Лапидарность – качество редкое в современной поэзии, очень часто стихотворцы «растекаются мыслью по древу» именно из-за неумения излагать свои мысли сжато. Просто и сжато. В этом произведении мы видим противоположную ситуацию. Каждому образу, каждому этапу жизни поэт отводит лишь несколько строчек. Он создаёт яркую картинку и оставляет читателя с ней наедине: пусть сам додумывает, что лично для него служит мелом, что – карандашами, и перешёл ли он уже на кисти. А Махов уже спешит на следующий уровень судьбы своего лирического героя, ненавязчиво, но уверенно ведя нас за собой.

Освоив множество техник живописи, герой сталкивается с тем, что знакомо каждому из нас – разочарование, вызванное собственным несовершенством:

 

Осознавая, что всё напрасно:

Шедевры пишут, известно, маслом.

 

Но он идёт дальше – анализирует собственный опыт, занимается самокопанием, или, как сейчас модно говорить, рефлексирует:

 

И оглянувшись на отголоски,

Увидит кто-то одни наброски,

Другие – стоя и не робея,

Назад посмотрят, как в галерею.

 

В финальных строчках поэт возвращается к тому, с чего начал. Его герой убеждается:

 

Нам станет ясно в цветастых плясках,

Что все мы дети, а мир – раскраска.

 

Какой же вывод читатель должен сделать из этого, кроме того, что автор блестяще владеет навыками создания кольцевой композиции? На мой взгляд, поэт приходит к вечной истине – о том, что в жизни важен не результат, а сам процесс, а человек – это «дитя», и не стоит ожидать «шедевров» от каждого из нас. Это прописная истина, и строгие критики могут обвинить автора в банальности и недостаточной глубине философских мыслей. Однако разве можем мы поспорить, что эта мысль подана под таким оригинальным соусом, что читается произведение очень вкусно и нам так и хочется попросить литературной добавки? Увы, поэтическая кухня Махова уже давно не балует гурманов новыми блюдами. Поэт не занимается сочинительством примерно с 2016 года. Фартук снят, перо отложено.

Обратимся к технической стороне произведения. Автор использует параллельные рифмы, которые придают строкам гармонию и напевность. «Раскраска» читается как сказка в стихах или как колыбельная. Махов – известный мастер редких, оригинальных, но технически очень точных и благозвучных рифм. Поэт не изменяет себе и в этот раз: «параллели – взрослее», «мелом – неумело», «мифы – грифель», «дышали – карандашами». Автор не боится экспериментировать, и его риск оправдан.

Стихи Махова обладают удивительным свойством: к ним хочется возвращаться снова и снова; перечитывая спустя годы, неизменно находишь какие-то новые чувства, идеи, настроения. Его стихи часто рождают печальные мысли, но эта грусть заставляет задуматься. Убеждён, что поэзия делает человека лучше, и «Раскраска» Ильи Андреевича – яркий тому пример. Она позволяет заглянуть в себя и обнаружить там ребёнка, который учится жить и рисовать. Даже если ваше хронологическое детство давно осталось позади. Ведь, как говорил другой выдающийся автор: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».