Из цикла «В объятиях таинственного безмолвия»

Из цикла «В объятиях таинственного безмолвия»

(Перевод с английского Н.В. Лучкиной)

* * *

Суровые дожди всё хлещут и хлещут

по таким непохожим столетьям…

Нам повезло: мы выжили –

те, чьё детство пришлось

на Вторую мировую.

Но иногда, совсем некстати,

я воскрешаю в памяти

приговорённые к сносу

обветшалые съёмные жилища,

находившиеся там, внизу,

в тринадцатом округе Парижа.

В этих орлиных гнездах,

связанных узорчатыми

лестничными пролётами

и каким-то подобием коридоров,

восседали экзотические живописцы.

Они были опытнее, старше меня,

и, вкалывая без отдыха

в этом промежуточном мире,

каждый из них в своей каморке

пытался постичь

код тайнописи бытия,

как и секрета мастерства

от зенита до пропасти,

или заворожить,

ослепляя «прусским красным»*

или «серо-буро-малиновым» цветом.

Слушая с широко раскрытыми глазами

их разговор,

передаваемый по кругу,

как чашка сомнительного

бюджетного какао,

я ощущал себя среди них чужаком.

---------------------------------------------------

* «прусский красный» –

желтовато-красный пигмент

 

* * *

Как много их

торопливо пробегает по прошлому:

озябших, скукожившихся,

закутанных в капюшоны незнакомцев,

упёршихся взглядом в мостовую;

их руки – в карманах,

а космы развеваются,

как бессловесные воздушные шарики.

Мы перемещаем такие миры!

Мы размышляем, словно Боги.

На малой беспредельности мы содержим

контролируемые галактики,

наши собственные причудливые миры,

непрерывно вращающиеся и цепляющие.

 

Что не может быть создано там,

где встречаются и осуждаются

каждым человеком

замысел и формы исполнения в темноте,

в палатах его образов?

 

Память – её обморочные падения вниз,

как в шахту лифта,

с паузами для вызова ярких фантомов,

а также верных и ложных

перспектив своего и реального мира.

 

* * *

Вот она – древняя земля, вздымающаяся

рядами таинственных валунов

до штормовых небес,

пересекаемых чёрным вороньём

и молниями легкокрылых чаек.

Посеянные неспешной рукой, зубы Карнака*

замерли в ожидании штиля,

чтобы вонзиться в тело дракона, землю –

монстра, постепенно пожирающего

самые ничтожные страхи

и наполненные тщеславием мысли.

В то время как вы через силу,

теряя последнее терпение,

карабкаетесь наверх,

через каменный сад на священных полях,

безбожные камни

то потихоньку уменьшаются,

то становятся огромными.

Они существуют вне понимания,

они – само немое беспощадное присутствие,

которое взывает к этой скромной,

но такой головокружительной высоте,

где каждый счастлив быть маленьким

в объятиях таинственного безмолвия.

-----------------------------------------------------

  • Карнакские камни — условное название

крупнейшего в мире скопления

мегалитических сооружений возле

французского города Карнак в Бретани.

Комплекс мегалитов

включает аллеи менгиров,

дольмены, курганы и отдельные менгиры.