Как одевались после войны

Как одевались после войны

В послевоенные годы ботинки и туфли – все были на кожаной подошве. Удобные, лёгкие, гигиеничные они имели один недостаток – пропускали влагу. Для них обязательны были галоши. Новые, пахучие, с чёрным лакированным верхом на алой байковой подкладке. Приходишь в театр, в ресторан и сразу сдаёшь их на гардероб. В школе в раздевалке вешаешь в специальном мешочке на крючок. Тогда ещё сменной обуви в школах не водилось. А были ещё и боты: низ резиновый, а верх – суконный. Они застёгивались на специальные замочки-клипсы.

Галоши надевались и на валенки. Ведь зимой снег быстро превращался в мокрую грязь, и валенки без галош моментально намокали. У дворников на валенки были надеты не чёрные, а красные галоши.

Были ещё и бурки – низ кожаный, а верх из фетра. Это был особый шик мелкого начальства: управдомов, снабженцев, директоров магазинов.

Но вот появились подошвы на микропористой резине, и сразу надобность в галошах отпала. Теперь уже вошли в моду домашние тапочки для гостей. Обувь с улицы часто была мокрой и грязной. В школах ввели сменную обувь: без «сменки» отправляли домой.

Почти непременным атрибутом одежды взрослых мужчин были подтяжки. Носили их в те годы многие. Брюки, особенно зимние, были широкими, с глубокими карманами, со множеством фурнитуры, материал на них шёл плотный добротный, чистая шерсть. Поэтому удержать их постоянно на одном уровне, чтобы не спускались на ботинки или туфли с помощью только ремня было тяжело. Да и наличие живота тоже особым грехом тогда не считалось.

Эластичные подтяжки пристегивались к брюкам спереди и сзади на двух парах небольших пуговиц, подшитых изнутри брюк. А сзади шла одна общая лямка, скреплённая на спине с передними кожаной накладкой, и тоже на пуговицах. Подтяжки были широкими и полосатыми – голубые или коричневые. Их удобство заключалось в том, что при любом размере живота не нужно было долго думать, как затягивать ремень – под животом или ближе к талии. К тому же подтяжки регулировали стабильную длину низков брюк по отношению к туфлям, чтобы они не слишком сильно морщили на туфлях, но и не открывали большую часть носков.

В послевоенную пору поначалу многие ходили в том, что проносили всю войну. Кто в кителях или гимнастёрках, кто в старых ещё довоенных пиджаках. Кто-то перешивал из старого, перелицовывал. Но немало народу ходило и в трофейной одежде, привезённой из освобождённой Европы.

В пятидесятые годы магазины постепенно наполнялись новой готовой одеждой отечественного производства. Гнали план фабрики «Большевичка», «Первомайская заря», «Рассвет». В магазинах тканей стали изредка появляться добротные шерстяные материалы: «метро», «ударник». Но за ними нужно было как следует «побиться» в очереди. И это если ещё повезёт.

Готовые костюмы, как правило, были пошиты из недорогой ткани. Большей частью они шились однобортными. Костюмы имели различные размеры: 48-й, 50-й, 52-й и т. д. и роста: второй, третий, четвертый. Никаких разграничений по полноте ещё не существовало. Часто бывало так: по плечам и по груди пиджак сидел хорошо, а в талии маловат или наоборот – слишком свободен. Приходилось брать другой размер. А там было уже по-другому: в пузе нормально, а плечи болтаются. Вот так и мучились те, кто не обладал стандартной спортивной фигурой. Поэтому нередко приходилось шить костюм на заказ.

Если костюмы шили, то чаще выбирали солидные двубортные модели. Заграничных каталогов или журналов мод к нам ещё не завозили, живых иностранцев ещё никто в глаза не видел. Поэтому фасоны костюмов часто брались из трофейных фильмов, в которых щеголяли довоенные герои. Обходился шитый костюм в два, а то и в три раза дороже готового, но зато как выглядел!

Не всякий закройщик обладал нужным умением. К лучшим закройщикам, а они были в каждом городе наперечёт, стояли в очереди по несколько месяцев. В любом случае делались две примерки – первая и вторая. На первой примерке закройщик надевал на клиента сшитый белыми нитками остов пиджака, подкалывал английскими булавками рукав и лацканы с воротником. Нужно было развести руки в стороны, туда-сюда повернуться. На второй примерке костюм был уже почти готов, мерились и брюки. Модным закройщикам именно на второй примерке принято было «давать в ручку». Вся процедура шитья длилась не меньше месяца.

В чем же состояли достоинства таких костюмов? Во-первых, у сшитых на заказ костюмов была выделана грудь. Туда подкладывался холст, и грудь выпирала колесом. Во-вторых, индивидуальная подгонка по фигуре могла скрадывать почти все её недостатки и подчеркнуть достоинства. Тщательно выделывалась отбортовка, аккуратно обмётывались петли, со вкусом подбиралась фурнитура и, в первую очередь, пуговицы. Примитивные пуговицы, имевшиеся в широкой продаже, могли испортить весь костюм. Дорогая шёлковая подкладка помогала избежать морщин при любом движении одетого в такой костюм мужчины, пиджак не топорщился, а сидел ловко почти в любой позе. И главное: в костюме была видна линия. Нарядный, уверенный в себе обладатель такого костюма, чувствовал себя приподнято и раскованно в любой компании и любой аудитории.

Всё это дополнялось ещё отглаженной рубашкой с манжетами, застегивающимися на дорогие запонки и нарядным в цвет костюма и рубашки галстуком, К слову о запонках. Двойные манжеты рубашки пристёгивались в то время не на каких-то там жалких пуговичках, а на золочёных или перламутровых запонках. На них девушки, дарившие эти запонки, иногда писали свои инициалы. Они также преподносили своим молодым людям в качестве подарка галстук, булавку для галстука, светлую сорочку.

А как элегантно выглядел хрустальный бокал с шампанским в поднятой в тосте загорелой руке с белоснежной манжетой, скрепленной золотой запонкой!

 

г. Санкт-Петербург