Коллекция из детства

Коллекция из детства

Елочные украшения в фондах Новосибирского государственного краеведческого музея

Какие образы приходят вам в голову, когда вы слышите словосочетание «музейные коллекции»? Наверное, многие в первую очередь представляют себе изысканные предметы интерьера, археологические находки, старинную мебель… Но бывают в музеях собрания на первый взгляд не такие серьезные и, так сказать, не академические.

Что, если бы мы именовали музейные коллекции соответственно эмоциям, которые они вызывают? Что, если бы говорили о коллекциях счастья, боли, красоты, гнева, коллекциях запахов или, скажем, коллекциях юности, любви, разочарований или детских воспоминаний?

А ведь все, что мы чувствуем, так или иначе тоже относится к истории — будь то вчерашний день или прошлый век, — к истории всего человечества или отдельно взятой семьи. И не за этими ли собраниями эмоций, знаний и воспоминаний многие люди приходят в музей, особенно в смутные времена? Осознать, понять, сопоставить, проанализировать и решить для себя что-то важное, обратиться к своему внутреннему миру и его связи с историей страны или города, своих предков — возможно, мы об этом не задумываемся, посещая музейные экспозиции, но подспудно ощущаем все это…

* * *

В Новосибирском государственном краеведческом музее хранится одна не слишком заметная и не самая большая, но одна из самых эмоциональных по своему воздействию и яркости воспоминаний коллекция — елочных украшений. Целенаправленное комплектование ее в музее началось в 2012 г., а сейчас коллекция насчитывает более 800 предметов и продолжает пополняться.

Не каждый человек (даже легко выбрасывающий доставшиеся от бабушек-дедушек одежду, мебель и бытовые предметы) готов расстаться с елочными игрушками, ведь часто это идеальное вместилище счастливых ли, горьких ли, но — воспоминаний о детстве, семье, доме, о нас самих, какими мы были, пока не утратили веру в Дедушку Мороза и не распрощались с многочисленными иллюзиями… И тем не менее значительная часть нашей коллекции — елочные игрушки, полученные от жителей Новосибирска. Часто сдатчики были людьми пожилыми, помнящими эти свои сокровища с детства, но опасавшимися за их будущую сохранность. Внесли большой вклад в комплектование коллекции и многие сотрудники музея. Довольно значительное количество елочных украшений было приобретено нами в антикварных салонах нашего города, а несколько экземпляров были привезены из Томска и Красноярска.

Отдельно хотелось бы отметить крупное частное собрание елочных украшений, поступившее от жителя Новосибирска 1963 г. рождения. По рассказу сдатчика, в детстве у него не было ярких фабричных елочных игрушек и, став взрослым, он решил исполнить свое детское желание — собрал за много лет внушительную коллекцию, большая часть которой теперь будет радовать наших посетителей на выставках.

Также с большой теплотой хотелось бы вспомнить и двух жительниц Новосибирска, пополнивших наши фонды просто удивительными предметами!

Одна из них преподнесла невероятный сюрприз, в конце 2017 г. подарив музею настоящее сокровище — около тридцати елочных украшений (выпущенных в конце 1930-х — 1950-е гг.), половина из которых — особо ценные ватные игрушки. Сдатчица рассказала, что помнит игрушки с детства (с конца 40-х гг.) — по ее словам, примерно в 1948 г. для детей из семей их дома устроили общую новогоднюю елку, нарядив ватными игрушками (как раз теми, которые она подарила нам). Позже, в 60-е гг., они с мужем сами докупали игрушки в магазине «Синтетика» и в ЦУМе, а также в магазине на ул. Богдана Хмельницкого, где всегда был большой выбор и стеклянных, и ватных игрушек (по словам сдатчицы, «там было московское снабжение»).

От другой женщины (родившейся в 1938 году) мы получили не менее ценные елочные украшения: ватные, картонажные, стеклянные (также периода 1930—1950-х гг.), и что особенно замечательно — все они лежали в подлинной большой картонной коробке с надписью: «Главунивермаг. Елочные украшения. НКТ Новосибирск». По воспоминаниям сдатчицы, именно в этой коробке был подарен ей прекрасный набор игрушек, которые бережно хранились в семье.

Если говорить о временных рамках нашей коллекции, то ее основа — период с конца 1930-х до 1960-х гг. Это связано с самой историей елочной игрушки в СССР и тем, что празднование Нового года в нашей стране было возобновлено лишь накануне 1936 г. В условиях же потрясений первой половины XX в. в нашей стране (тем более в таком молодом городе, как Новосибирск) шансов на сохранение дореволюционных елочных украшений было крайне мало…. В конце 1930-х гг., когда производство елочных игрушек в СССР только налаживалось, стеклянные елочные игрушки были доступны в основном населению крупных городов, потому что не было возможности обеспечить огромную страну. В годы Великой Отечественной войны елочные украшения часто были самодельными и недолговечными, а те, что продолжали поступать в продажу, изготавливались из отходов производства на различных предприятиях (например, из проволоки на заводе «Москабель») и являются в настоящее время довольно редкими. Подлинный же расцвет производства елочных украшений в СССР приходится на 1950-е гг., а со второй половины 1960-х гг., как известно, советские елочные украшения постепенно теряют качество и уникальность, становясь массовой продукцией.

Кроме советских елочных украшений в нашей коллекции присутствуют и несколько десятков ценных изделий производства ГДР — в том числе два превосходных набора шаров и фигурных украшений.

* * *

Резкий всплеск интереса к советской елочной игрушке произошел в последнее десятилетие. Причин этому множество, и они связаны как с общими социально-политическими процессами в нашем обществе и сменой поколений, так и с естественным течением времени, повышающим ценность его материальных свидетельств.

Нельзя не упомянуть, что крупные столичные коллекции советских елочных украшений начали складываться еще в 1990-х гг., а в данный момент интернет изобилует сотнями статей об истории советской елочной игрушки, причем все они местами дословно повторяют друг друга, что, с одной стороны, неизбежно, ведь масштабные серьезные исследования по истории елочных украшений в России единичны, а с другой — некоторые важные факты настолько общеизвестны, что без повторений не обойтись.

Несравнимо сложнее обстоит дело со знаниями о каждом конкретном предмете, ведь елочные игрушки (как и одни из самых сложных предметов в любом музее — изделия из стекла) не имеют клейм. Очень сложна, запутанна и частично забыта история не только многочисленных мелких артелей и мастерских, но даже и крупных фабрик, выпускавших елочные украшения.

Существует лишь два серьезных каталога елочных украшений. Первый — «Елочные украшения. 1936—1970 годы. Гид-каталог» (2010 г.), составленный коллекционерами Е. Балашовой, А. Прибытковой и С. Белоглазовым, — включает в себя елочные украшения из разных материалов и является первым «лучом света в темном царстве». А в конце 2019 г. неполным составом того же авторского коллектива был издан единственный в настоящее время масштабный каталог советских стеклянных елочных украшений, содержащий бесценные сведения о заводах Москвы и Ленинграда, производивших елочные игрушки, и, что особенно ценно, данные о нескольких десятках авторов елочных игрушек, а также совершенно уникальные протоколы заседаний Художественно-технического совета (ХТС) Всесоюзного научно-исследовательского института игрушки СССР (ВНИИИ). Эти же авторы готовят еще два тома каталогов, которые будут посвящены ватным, картонажным и прочим елочным украшениям.

Что же касается изучения истории елочной игрушки и Нового года в России, то настольными книгами тех, кто этим занимается, являются монография Елены Душечкиной «Русская елка: История, мифология, литература» и другие ее статьи, а также монография Аллы Сальниковой «История елочной игрушки» и ряд других полезных изданий и статей, освещающих отдельные стороны вопроса. Кроме того, елочные украшения — это тема, где очень важным источником являются устные свидетельства, непосредственно живые воспоминания, рассказы (в том числе и самих сдатчиков игрушек) о новогодних елках их детства.

Какие же вообще выпускались в СССР елочные игрушки? Принято классифицировать елочные украшения по материалам и технике изготовления, по основным темам, группам, а также хронологически.

Итак, по материалам и технике изготовления елочные украшения нашей коллекции можно разделить на четыре основные группы: картонажные, ватные, монтированные (выполненные из смонтированных на проволоке трубочек стекляруса и отдельных бусин) и, наконец, ставшие основными и классическими — фигурные стеклянные елочные украшения и шары. Однако каждая из этих групп может быть разделена на более мелкие подгруппы, а отдельным блоком нужно выделить фигуры под елку Деда Мороза и Снегурочки и гирлянды из различных материалов. Также рассказ о видах наших украшений будет учитывать хронологический и тематический принципы.

«Сердце Лауши»

Как было сказано выше, большая часть нашей коллекции — советские елочные игрушки 1930—1960-х гг., но есть одно уникальное немецкое украшение, с которого мы и начнем рассказ, ведь его история связана с историей появления всеми любимого елочного шара.

Шар — самое главное, самое первое и самое символичное украшение рождественской и новогодней елки. Менялись эпохи, традиция празднования Рождества и Нового года, видоизменяясь, переходила из страны в страну, переменчивой и прихотливой была и мода на елочные украшения. В нашей стране в елочных игрушках нашли отражение все политические и социально-экономические процессы, на внешний облик праздничной елки влияли войны, оставили свой след революция и даже запрет Нового года, а шар продолжал в прямом и переносном смысле — как зеркало — отражать и свет Рождества, и портреты вождей революции, и лица многих поколений, отмечавших в разное время такой разный по смыслу, но самый любимый всеми праздник.

Историю шара мы благодаря разным источникам, воспоминаниям и исследованиям можем проследить достаточно подробно. Первые елочные шары были… съедобными!  Потому что это были яблоки, и это украшение на несколько веков старше привычных нам стеклянных елочных шаров. Рождественское дерево, традиция которого относится прежде всего к немецкой культуре, представляло собой образ райского древа, а яблоки играли роль символических райских плодов, в то же время напоминавших людям о глубоком смысле запретного плода и греха.

По преданию, в 1847 г. в Тюрингии (один из старейших центров стеклоделия в Германии) случился неурожай яблок, и в городке Лауша находчивым стеклодувом Хансом Грейнером для украшения елок были созданы «яблоки» стеклянные, шары. Внутри украшения покрывались слоем ртути или свинца, были толстостенными и тяжелыми, и лишь в 1870 г. Луи Грейнер-Шолотфегер изготовил первое тонкостенное украшение, покрытое слоем нитрата серебра. А в Лауше вскоре кроме шаров начали делать игрушки и других форм, в том числе — в форме сердца. Однако за всеми этими стеклянными украшениями «первого поколения» закрепилось название «kugel» (шар).

В нашей коллекции хранится украшение такого типа, и мы поэтично назвали его «Сердце Лауши». Оно приобретено краеведческим музеем в 2012 г. в одном из антикварных салонов Новосибирска вместе с несколькими десятками советских игрушек 1930—1950-х гг. — массивное толстостенное изделие темного марганцевого стекла с так называемым эффектом кракле (тонкой сеточкой трещин на внутренней поверхности). Однако не все так просто оказалось с датировкой: в процессе изучения выяснилось, что копировать эти знаменитые «кугели» начали уже в первой половине XX в. в США, а затем и в Европе. Спекуляция стилизациями «kugels» стала настоящей проблемой для коллекционеров, а отличают самые старые виды от более новых по мельчайшим деталям рисунка колпачка или среза «стебелька». В настоящее время в Германии и некоторых других странах Европы действуют несколько весьма респектабельных фирм, занимающихся исключительно производством «kugels» в самых различных стилях. Наше же украшение, скорее всего, относится примерно к середине XX в.

В России стеклянные елочные игрушки появились во второй половине XIX в., но доступны они были лишь богатым семьям. Правда, у нас были и свои традиции стеклянных украшений — не шаров на елку, но действительно украшений — стеклянных бус. В окрестностях города Клина существовал особый кустарный промысел, называвшийся «пустяшным», — умельцы выдували стеклянные «пустые» (то есть полые) бусины разных размеров, их в несколько рядов носили крестьянки поверх традиционного костюма, и, наверное, вы уже догадались, что именно это и есть предшественники любимых в 1950-е гг. елочных гирлянд-«бус». В нашей коллекции есть несколько экземпляров таких гирлянд разных типов — выпускались они многими крупными и мелкими предприятиями Москвы и Московской области (Московским электроламповым заводом, Клинским стекольным заводом, заводом «Лаборприбор» и другими).

Но снова вернемся к елке дореволюционной: одними из первых значимых и символичных ее украшений были золоченые орехи. Именно с ними связаны самые трогательные традиции изготовления всей семьей самодельных украшений за несколько дней до праздника. Прекрасное описание такой подготовки оставила дочь Льва Николаевича Толстого — Татьяна Львовна Сухотина-Толстая: «По вечерам мы все собирались вокруг круглого стола под лампой и принимались за работу… Мама приносила большой мешок с грецкими орехами, распущенный в какой-нибудь посудине вишневый клей… и каждому из нас давалось по кисточке и по тетрадочке с тоненькими, трепетавшими от всякого движения воздуха золотыми и серебряными листочками…» Золотые и серебряные грецкие орехи остались и на советской елке — в отличие от многих других рождественских украшений. Более того — многими заводами и фабриками выпускались стеклянные грецкие орешки с тонко прорисованной рельефной поверхностью, окрашенные в золотистый, серебристый и медный оттенки. Особенно искусными выглядели стеклянные орешки в наборах немецких елочных украшений, производившихся в ГДР. Орехи перечисляются во многих советских рекомендациях по украшению новогодней елки, упоминаются в детских новогодних стишках и песенках. В нашей коллекции хранятся несколько подобных украшений — как советского, так и немецкого производства.

Кстати, нельзя не отметить, что в последние годы орехи с предсказаниями внутри снова стали очень популярны и продаются на рождественских ярмарках.

Картонажные украшения

Однако вернемся к истории елочных украшений в России. Стеклянные елочные игрушки, как мы помним, были дороги и позволить их себе могли немногие. Более доступными в начале XX в. были украшения из картона и бумаги — в дамских журналах накануне Рождества даже появлялись специальные инструкции и схемы изготовления таких украшений, а на рождественских базарах закупались материалы и готовые наборы с хромолитографиями и картонажами (картонажные елочные украшения появились в XIX в. в Германии, очень славились «дрезденские» картонажи, пользовавшиеся популярностью и в России, — это нередко были объемные и сложные конструкции, воспроизводившие различные сюжеты). Снова обратимся к воспоминаниям Т. Л. Сухотиной-Толстой: «Кончивши орехи, мы принимались за картонажи. Заранее была куплена бумага, пестрая, золотая и серебряная. Были и каемки золотые, и звездочки для украшения склеенных нами коробочек. Каждый из нас старался придумывать что-нибудь новое, интересное и красивое. Клеились корзиночки, кружочки, кастрюлечки, бочонки, коробочки с крышками и без них, украшенные картиночками, звездочками и разными фигурами».

С конца 1930-х гг. картонажи (разделяемые на клееные и штампованные) начинают широко выпускаться и в СССР — самыми распространенными были фольгированные картонные украшения, изготовлявшиеся несколькими артелями и фабриками.

В нашей коллекции хранится около 100 картонажных изделий различной тематики, в том числе несколько особенно качественно выполненных объемных украшений с тонким тщательным тиснением ленинградской артели «Промполиграф» и московской фабрики «Универпром» конца 1930-х гг. Но особенно восхищают нефольгированные картонажи — такие как, например, «Кролик с дудочкой» или «Белый медведь» с подробно вытесненным изображением шерсти зверушек, объемные — «Лампа», «Ящерица», «Муха» или «Клоун». Большинство фольгированных картонажей окрашивались в разные цвета, но очень хороши, на наш взгляд, и серебристые и золотистые однотонные украшения, например, дирижабль с надписью: «СССР. Осоавиахим» (1938 г.).

К картонажным украшениям относятся также различные клееные сюрпризницы, или бонбоньерки, как они назывались изначально (от французского bonbonniиre — «конфетница»). Эти небольшие разноцветные картонные коробочки и кулечки с картинками наполняли сладостями и вешали на елку. В нашей коллекции хранятся три сюрпризницы 1950-х гг., две из них — производства артели «Изокульт».

Ватные украшения

В СССР с 1924 г. в рамках антирелигиозной пропаганды началась жесткая борьба с праздником Рождества и попавшей в опалу елкой, которые с 1929 г. были окончательно запрещены. Но в 1935 г. накануне Нового года в газете «Правда» появилось известное обращение кандидата в члены  Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева: «Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец». И уже новый, 1936 год в срочном порядке встретили с наряженными старыми игрушками любимыми деревьями — правда, рождественскую звезду сменила красная…

В первые годы после возвращения праздника елочных украшений отчаянно не хватало, что способствовало активному производству, пожалуй, самых сказочных и за счет материала визуально очень «рождественских», но уже новых советских елочных украшений — ватных.

Ватные игрушки впервые появились на рождественских елках еще в конце XIX в., однако их звездным часом стал конец 1930-х гг. в СССР, где развернулось широкое производство недорогих и простых в изготовлении фигурок, изображавших пионеров, красноармейцев, спортсменов, представителей различных рабочих профессий и всевозможных счастливых и обязательно чем-то занятых (играющих в снежки, катающихся на санках, танцующих) детей. Отдельно стоит отметить фигурки детей в национальных костюмах союзных республик, которые позднее стали важной темой и для стеклянных украшений.

Популярны были нейтральные сюжеты — звери и птицы, фрукты и овощи, были и сказочные персонажи, и, конечно же, фигурки Деда Мороза и Снегурочки (в том числе фигуры под елку).

Существовали разные способы изготовления ватных украшений: намотка на проволочный каркас, прессование, горячая штамповка, намотка на станке-веретене, а выпускали эту продукцию небольшие предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Изокульт», «Все для ребенка», «Елочная игрушка», артель им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького.

В нашей коллекции более 100 ватных украшений, и, признаться, невозможно выбрать лучшие и самые интересные, поскольку все они уникальны — дети, играющие в снежки, лыжник, балерины, дети на санках и в костюмах Деда Мороза, разные сказочные персонажи, несколько детей в национальных костюмах, поваренок, клоуны, ватные звери и птицы, фрукты, овощи…

Среди наших ватных игрушек есть замечательные экземпляры известных ленинградских артелей «Изокульт» и «Промигрушка», например: «Балерина», «Черкес», «Иван-царевич с Жар-птицей», «Мальчик в шляпе», «Медведь».

Одна из самых трогательных и знаковых ватных елочных игрушек — «Собака-санитар» (1940-е гг.), напоминающая о собаках, вынесших с поля боя тысячи раненых в годы Великой Отечественной войны. Еще одна ценность коллекции — уникальный набор ватных игрушек Пушкинской фабрики елочных украшений (1960-е гг.), состоящий из пятнадцати одинаковых по форме фигурок девушек, одетых в красочные национальные костюмы союзных республик СССР. Фигурки выполнены оригинальным способом намотки на станке-веретене.

И конечно, есть несколько ватных фигур под елку (Деда Мороза и Снегурочки), среди которых хотелось бы отметить изделие киевской фабрики «Победа» 1960-х гг. — эта фигура не самая ранняя в нашей коллекции, но она замечательна по своему исполнению.

Монтированные украшения

«Комбинированные с бусами и стеклом» (как писали в советских прейскурантах) украшения появились в конце XIX — начале XX в. в Богемии — в городе Яблонец-над-Нисоу изготавливались удивительной красоты конструкции из множества стеклянных бус и трубочек на тонкой металлической «паутинке» (такие украшения позже у нас называли «люстрами»). Советские монтированные украшения, как и все остальные виды игрушек, имели свою специфику — особенно приметными были изделия на темы крестьянского быта:  колодцы, мельницы, прялки, избушки, также в большом количестве изготавливались пятиконечные звезды, подвески, различные летательные аппараты и космические ракеты. В целом монтированных украшений в СССР выпускалось меньше, чем других типов елочных игрушек, и производились они всего несколькими предприятиями, прежде всего — на заводе «Лаборприбор» (город Клин).

В Новосибирском государственном краеведческом музее хранится около 40 таких украшений, и некоторые из них, возможно, выпущены в ГДР и Чехословакии. Среди наших экспонатов есть ракеты, пятиконечные звезды, стратостат, различные подвески, бытовые предметы, цветы и ягоды и такие оригинальные конструкции, как колодец, мельница и даже изящные лодочка и стульчик.

Стоит отметить и монтированную верхушку на елку в виде пятиконечной звезды из посеребренного стекляруса с серединой из цветного дрота — это, без сомнения, знаковый предмет для советской елки. Переходя к рассказу о фигурных стеклянных украшениях, отметим, что в СССР вообще выпускалось множество елочных игрушек с идеологической символикой, а самыми массовыми были подвески с красной звездой, серпом и молотом, монтированные и формовые, разных размеров и видов окрашивания — они производились большинством предприятий, выпускавших стеклянные елочные игрушки.

Фигурные стеклянные украшения и шары

Мало кто в детстве, если оно пришлось на 1930—1960-е гг., задумывался, насколько серьезно и жестко контролировалось создание детских игрушек (и в том числе — елочных украшений) в СССР…

Всем известные сказочные наборы и отдельные игрушки (просто звери и птицы!) не могли быть выпущены фабриками и заводами без одобрения ХТС НИИИ (Художественно-технического совета Научно-исследовательского института игрушки). Многие авторы елочных украшений являлись ведущими художниками НИИИ, где действовала отдельная лаборатория елочных украшений и разрабатывались образцы игрушек из разных материалов.

В дополнительных материалах к изданному в 2019 г. каталогу советских стеклянных елочных украшений впервые полностью освещен процесс создания и утверждения известнейших тиражных елочных украшений и наборов. В огромном приложении к каталогу собраны уникальные архивные материалы, и прежде всего — протоколы заседаний ХТС, на рассмотрение которого представлялись елочные украшения, и каждая деталь, оттенок цвета или лишний бугорок в рельефе обсуждались с точки зрения идеологической «правильности» и влияния на ребенка.

Также эти материалы проливают свет на массу технических вопросов создания советских елочных украшений, на историю заводов и фабрик Москвы и Ленинграда, на цены и тиражи игрушек, на особенности спроса и изменения предпочтений в 1960—1970-е гг.

Главными производителями советской стеклянной елочной игрушки в период ее расцвета были «Завод стеклянной и оптической игрушки» в Москве (сменивший около десяти названий, из-за чего у многих коллекционеров возникала путаница в атрибуции изделий) и артель «Культигрушка» в Ленинграде, но при этом елочные украшения изготавливали еще несколько десятков фабрик и артелей по всей стране, чьи изделия, к сожалению, атрибутировать очень сложно, потому что многие просто тиражировали игрушки, разработанные НИИИ.

И далее, говоря о темах советских стеклянных елочных украшений, примем за основу лучшую, на наш взгляд, тематическую классификацию, предложенную в вышеупомянутом каталоге:

1. сказочные персонажи;

2. Деды Морозы и Снегурочки;

3. символы эпохи;

4. дети;

5. игрушки различной тематики;

6. окружающий мир;

7. шары.

В каждой группе можно выделить еще несколько блоков, причем каждый из них по-своему показывает подход к елочной игрушке в СССР, отражая некоторые процессы истории страны в целом. Мы в первую очередь остановимся именно на предметах из коллекции Новосибирского государственного краеведческого музея: фигурные стеклянные украшения и шары составляют основную ее часть (более 500 единиц), многие из них — фигурки на прищепках.

Сказочные персонажи

Елочные украшения на темы сказок часто составляли наборы, за полным составом которых теперь охотятся многие коллекционеры. Фигурные украшения по мотивам произведений А. Пушкина, П. Бажова, К. Чуковского, басен И. Крылова, русских народных сказок не противоречили советскому воспитательному контексту. Кстати, наборы по сказкам А. Пушкина и набор «Приключения Чиполлино» (по книге Д. Родари) были одними из самых ярких, проработанных в художественном и техническом отношении и сейчас очень ценятся среди коллекционеров. Благодаря не раз уже упомянутому каталогу теперь мы знаем имена художников НИИИ, разрабатывавших многие из известных наборов.

В нашей коллекции представлены украшения из наборов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила» и «Сказка о золотом петушке» (худ. Павлова Ю. Н.), «Сказка о царе Салтане», «Серая шейка» и «Доктор Айболит» (худ. Кузьмина Ю. Н.), «Серебряное копытце» (худ. Иванова В. А.), «Морозко» (худ. Кочетов Н. М.), «Приключения Чиполлино» (худ. Воинова К. А.), а также отдельные сказочные персонажи, разработанные художниками НИИИ, но не входившие в наборы.

Отдельно хотелось бы остановиться на знаменитом наборе «Приключения Чиполлино» — вот что написано о нем в каталоге: «В 1956—1957 гг. Роспромсоветом был проведен открытый конкурс на новые образцы игрушек и игр-занятий. На рассмотрение жюри было представлено 862 образца игрушек и игровых наборов авторами из многих городов и областей РСФСР… и союзных республик. Жюри с участием специалистов-технологов, художников и педагогов рассмотрело поступившие образцы и отобрало 163, за которые было присуждено 72 премии. По разделу “Елочные игрушки и украшения” был премирован набор стеклодувных стеклянных елочных украшений, изображающих персонажи сказки Джанни Родари “Приключения Чиполлино”. Было отмечено, что “сказочность, фантастичность сюжета позволили художникам в условных и лаконичных формам создать яркие и красочные формы”. Набор был создан коллективом авторов и художников из Ленинграда К. А. Воиновой, Н. А. Барышевой, Т. И. и Е. В. Королевыми».

В материалах к биографии К. А. Воиновой представлены также различные важные фотодокументы, и в том числе — фотокопии списков наборов елочных украшений «Приключения Чиполлино» разного времени.

«Набор елочных игрушек “Приключения Чиполлино” был премирован суммой 2000 рублей, кроме того Институт игрушки приобрел права на них еще за 2000 рублей. По разделу “Елочные игрушки и украшения” самый высокий показатель.

Первый вариант состоял из восьми игрушек: Пес Мастино, Доктор Мухомор, Чиполлино, Вишенка, Лимончик, Профессор Груша, Синьор Помидор и Барон Апельсин. Одновременно с указанными восемью игрушками были разработаны: Крот, Тюлень, Сапожник Виноград, Горошек, Синьор Помидор под арестом, Земляничка и Редисочка. Были ли представлены эти игрушки на конкурс в составе набора — неизвестно. В дальнейшем набор был дополнен еще восемью игрушками: Мистер Моркоу, Лук Порей, Фасолинка, Доктор Каштан. Держи-Хватай, Мышь Долгохвост, Чиполлино Узник и Симпатичный Медведь (названия приведены в соответствии с перечнем, прилагавшимся к набору). Набор укладывался в специально разработанную для него коробку».

Вообще, каждый из наборов елочных украшений имеет свою историю создания, и невозможно сразу рассказать обо всех, но хотелось бы, однако, упомянуть еще об одном оригинальном и ярком украшении, иллюстрирующем возникающие порой проблемы атрибуции, — это фигурка «Лесовик». К сожалению, автор данной игрушки нам неизвестен, а выпускалось она, видимо, несколькими предприятиями. Украшение запоминается своим необычным визуальным решением, и часто эту игрушку называют «Месяц», что неудивительно, учитывая форму украшения, которая именно его и напоминает, — с одной стороны украшения рельефно выполнено серебристое лицо улыбающегося старика с длинной бородой.

Деды Морозы и Снегурочки

В нашей коллекции представлено одиннадцать украшений в виде фигурок Деда Мороза и четыре — Снегурочки за период с конца 1940-х до 1980-х гг. (в том числе — одно изделие из ГДР).

Относительно советского елочного Деда Мороза нужно заметить, что изображался он по нескольким устоявшимся канонам — с мешком подарков за плечом и игрушками в руках, с маленькой елочкой в руке или с посохом, причем сочетания этих элементов могли меняться, но один из них присутствовал обязательно. Интересно, что елочные украшения в виде Деда Мороза изготавливались с учетом многонационального состава СССР, то есть образ персонажа варьировался в диапазоне от синеглазого старца в красном кафтане до смуглого, с азиатскими чертами лица старика в практически этнографическом халате. Выпускались игрушки в виде Деда Мороза из всех возможных материалов, разных размеров и цветов всеми фабриками и заводами по производству елочной игрушки. Без Деда Мороза не обходилась ни одна советская елка, как и без его вечной спутницы — Снегурочки, чей образ сформировался в России к концу XIX в. и стал оригинальной русской находкой в новогодней традиции.

Из наших украшений стоит отметить очень яркую фигурку Снегурочки, разработанную в 1953 г. художницей Института игрушки Ю. Н. Павловой и выпускавшуюся в разных вариантах росписи артелью «Культигрушка» и Московским заводом стеклянных украшений и оптических изделий.

Символы эпохи

Многие украшения из данного раздела крайне редки, так как выпускались небольшими тиражами и недолгое время, но в целом прежде всего это — многочисленные шары и подвески в форме (либо с изображением) советской пятиконечной звезды, украшения с изображениями серпа и молота, пионеры и летчики, кремлевские башни и деятели революции, летательные аппараты  (стратостаты, дирижабли и парашюты), военная техника, украшения на тему индустриализации, освоения Арктики, дружбы народов и борьбы за мир — и огромное количество украшений на тему космоса! Одним словом, елочные игрушки в броской и доступной для детей форме отражали важнейшие события в стране и идеологические установки советской системы.

В нашей коллекции содержится несколько десятков таких украшений, а особенно яркие из них — это несколько дирижаблей и парашютов конца 1930-х — 1950-х гг., подвески с пятиконечной звездой, два снопа с серпами, замечательный по своей хрупкости и искусной работе «Спутник-1» (с мастерски вытянутыми при выдувании форм тончайшими деталями), ракеты, космонавты, «Зимовщик», «Белый медведь» и «Пингвин» из набора «Арктика» (1958 г.), несколько фигурок в национальных костюмах (в том числе — замечательные «Ненец» и «Узбечка» (1958 г.) авторства Л. А. Чистякова).

Дети

Самая главная тема елочных украшений 1950—1960-х гг. — счастливое советское детство, дружба народов, мир! В это время выпускалось множество как ватных, так и стеклянных елочных игрушек в виде фигурок детей (как правило, в зимней одежде) — улыбающихся, веселящихся, с флажками, куклами и игрушками в руках, танцующих, катающихся на санках… Выпускалось множество простых детских фигурок, «без занятий», одетых в зимние пальто и характерные островерхие шапочки, окрашенных яркими матовыми красками (без металлизации). Опять же подчеркнем, что эти фигурки представляли и разные народы СССР.

В нашей коллекции данные игрушки представлены в разных методах окрашивания и цветовых вариациях — «Девочка» (с куклой в руках) фабрики № 2 Бауманского РПТ (1952 г.), «Мальчик с лопаткой» художника НИИИ К. И. Горбашова (1956 г.), «Девочка с флажком» Фабрики стеклянных елочных украшений и другие.

Игрушки различной тематики

За этим на первый взгляд странным определением скрываются очень интересные украшения, многие из которых также стали знаковыми — например, всевозможные клоуны, которые приобрели популярность в 1936 г. после выхода культовой советской комедии «Цирк». Одно из самых необычных советских украшений — немножко жутковатая игрушка в виде головы клоуна, выпускавшаяся в огромном количестве вариантов окрашивания и выражения лица персонажа. Есть это украшение и в нашей коллекции, как и несколько других известных и трогательных фигурок на прищепках — например, клоун с дудочкой, разработанный художником НИИИ Н. И. Юркевичем в 1951 г. и выпускавшийся несколькими ведущими фабриками.

Также к рассматриваемой группе относятся всевозможные пирамидки, матрешки, подвески-прожекторы, колокольчики и сосульки, которые тоже в достаточном количестве присутствуют в нашей коллекции. Нужно заметить, что к концу 1960-х гг. советская елочная игрушка становится все более абстрактной и появляется множество украшений, тематически не привязанных к каким-либо социально-экономическим и идеологическим процессам, — таких, как листья, капельки, сосульки, снежинки…

Одним из памятных явлений советского Нового года стали маленькие настольные елки и наборы таких же миниатюрных украшений. Появление мини-елочек и украшений-«малюток» прежде всего было обусловлено практическими соображениями — нехваткой места в квартирах, особенно в хрущевках (хотя настольные елочки появились раньше, они небольшими партиями выпускались с конца 1930-х гг.). Оригинальные отдельные наборы елочных украшений для настольных елочек начинают выпускать уже с 1949 г., например, на фабрике № 2 Бауманского райпромтреста, причем набор состоял из 49 игрушек и в него вкладывалась так называемая «спецификация» (список украшений с названиями). Но особенно популярны миниатюрные елочки и наборы к ним становятся в конце 1950-х и начале 1960-х гг., когда, по меткому выражению Аллы Сальниковой, новогоднюю елку нужно было в прямом смысле слова «вписать» в новое советское жилье.

В обычных наборах для настольной елки в среднем было 70 и более украшений, а в 1960-е начался выпуск самого большого набора, состоявшего из 88 (!) украшений. Следует отметить, что, несмотря на минимализм, качество игрушек в таких наборах было весьма высоким и большей частью они были стеклянными. В наборах для елок-малюток также присутствовали все важнейшие образы советских елочных украшений — веселые дети, урожай с обязательной кукурузой, предметы быта (особенно хороши были расписные чайнички), парашютисты, а также, конечно, всевозможные шары, подвески, животные и цветы. Входили в набор и гирлянды из стекляруса, часто — фигурки Деда Мороза и Снегурочки и верхушки, флажки, стеклянные свечи. Часть игрушек была металлизирована и окрашена, часть покрыта краской «по голью». Выпускались даже наборы с украшениями, покрытыми специальным составом, светящимся в темноте. Большая часть наборов производилась московским Заводом стеклянных елочных украшений и оптических изделий.

Тираж самого большого набора (88 шт.) составлял 100 000 единиц, а что касается цен, то, к примеру, набор № 4, состоявший из 68 украшений, в 1960-е гг. стоил 1 рубль 70 копеек.

Помимо московских и ленинградских фабрик эти наборы выпускали в Украинской ССР и Армянской ССР.

В нашей коллекции хранятся два замечательных набора «Малютка» в оригинальных коробках 1957 г. и 1960-х гг., один из них — Ереванского электролампового завода.

Отметим, что в настоящее время миниатюрные настольные елочки снова пользуются популярностью, например, в офисных помещениях или у людей, заботящихся об экологии.

Кроме миниатюрных украшений к настольным елочкам, выпускались игрушки и для общественных больших елок — этих тяжеловесов называли «великанами», и среди них в основном были фрукты, шары и прочие не самые сложные по форме игрушки. По воспоминаниям многих людей, их использовали и для домашних елок, украшая нижние ветки. В нашей коллекции — несколько таких игрушек.

Окружающий мир

Это самый обширный блок, куда входят разнообразные фигурки животных и птиц, цветы, фрукты, овощи и прочие игрушки растительной тематики, а также  большая группа предметов быта — самовары, чайники, кофейники и масса разной посуды, сумочки, туфельки и зонтики, футбольные мячи, часы, лампы и музыкальные инструменты, всеми любимые домики и фонарики. Обо всех интересных предметах этой группы в нашей коллекции рассказать невозможно — их очень много, остановимся хотя бы на нескольких.

Среди игрушек в виде животных нужно отметить «Белого медведя» (артель «Культигрушка»), «Белочку» (1954 г., худ. НИИИ М. Р. Димзе), а среди фигурок птиц выделяются превосходный трогательный «Снегирь» (1950 г., худ. НИИИ И. В. Шибрашин), «Голубь» (1954 г., худ. Ю. Н. Павлова).

Если говорить о фигурках птиц, то нельзя не упомянуть и великолепные украшения из ГДР, которые также есть в нашей коллекции, правда, это не лесные, а своеобразные «райские» птички — хрупкие, тонкостенные, невесомые и с длинными хвостиками из синтетического волокна. В 1950—1980-е гг. в ГДР специально для СССР изготавливались многочисленные разнообразные наборы елочных украшений — многие помнят их по волшебной, рождественской по своему настроению картинке на коробке. Нельзя не сказать, что немецкие елочные украшения отличались от советских лучшим качеством серебрения и невесомостью.

В нашей коллекции есть замечательные яркие цветы на прищепках и около десятка разных корзинок с фруктами и ягодами, которые символизировали богатый урожай и благополучие народа; также представлены игрушки, изображающие самые различные овощи, грибы и обязательные шишки. Есть у нас составленные из отдельных бусин и собранные в гроздь стеклянные ягодки калины и, конечно, несколько экземпляров «царицы полей» кукурузы — одной из самых массовых советских елочных игрушек. Почему она стала таковой, объяснять, думаем, не нужно…

Вершиной же в техническом отношении являются елочные украшения в виде самоваров, чайничков, кофейников и ламп (с вытянутыми мельчайшими тонкими носиками и ручками), а также музыкальных инструментов. Чайнички к тому же расписывались цветами или ягодами (в нашей коллекции несколько таких украшений 1950-х гг.). Имеется также «Крынка» (1952 г.), а среди других предметов обихода — «Футбольный мяч» (1952 г., худ. Э. Ф. Фадеев).

И прежде чем мы перейдем к последнему разделу, вспомним еще одну знаковую советскую елочную игрушку — «Часы», которые всегда показывали без пяти минут двенадцать. Возможно, многие знают, что появилось это украшение в 1956 г., после выхода знаменитого фильма «Карнавальная ночь», однако и до этого выпускались елочные игрушки в виде часов, будильников на ножках и даже больших настенных часов, время на которых было самым разным. Среди наших украшений представлены все эти виды, в том числе и красивейшие часы-«великаны».

Шары

В годы запрета на празднование Нового года люди тайком ставили елки и украшали их самодельными шарами из любых подручных материалов. После же официальной реабилитации праздника, когда новых елочных украшений не хватало, появились ныне уникальные и редчайшие шары из обычных лампочек разных форм, которые расписывались разными сюжетами — животные, птицы, фрукты и овощи, домики и сценки из сказок, декорировались декалькоманией и разрисовывались по трафарету. Также шары этого периода отличаются техникой окрашивания — они зачастую не имеют металлизации.

В 1930-е гг. появлялись шары с портретами советских вождей, пионеров и летчиков, красных звезд и всевозможных символов СССР, однако многие из них настолько редки, что найти их в наше время практически невозможно. В конце 1930-х московские фабрики (Куйбышевский райпромтрест, «Спортигрушка № 2»)  выпускали превосходные елочные шары без серебрения, но с росписью. Несколько таких шаров есть и в нашей коллекции, например, «Васильки» (1938 г., Мосгорпром), «Лебедь» и другие.

В 1950-е гг. производят великолепные не только окрашенные матовыми красками без серебрения, но и сияющие серебристые шары со всевозможным декором, часто — с рельефными рисунками. Нужно сказать, что для елочного «шара» нет ограничения по форме, он мог быть не только круглым, и особенно великолепными были шары-прожекторы с рельефными углублениями с одной или двух сторон, многократно отражавшие свет гирлянд и выглядевшие как драгоценные камни. Шары продолжали изменяться в контексте исторического процесса, новых идей и популярных сюжетов, и в нашей коллекции есть два шара 1950-х гг., посвященные движению за мир, — шар с символичным белым голубем и шар с надписью: «Миру — мир».

Конечно, нельзя обойти стороной и елочные шары из ГДР, набор которых мечтали получить многие дети — особенно в 70-е гг., когда качество отечественной стеклянной елочной игрушки начало снижаться. В нашей коллекции есть набор таких шаров 1960—1970-х гг.

В 1990—2000-е гг. были периоды, когда в моду вошли елки, украшенные одними лишь одноцветными шарами, и, наконец, в настоящее время на немногих оставшихся в России фабриках елочной игрушки изготавливаются великолепные изделия с ручной сложной росписью, сверкающие самыми разными красками, блистающие присыпками, с морозными узорами и пейзажами русской зимы.

В России и других странах создаются дорогие дизайнерские елочные шары, ставятся рекорды по самым дорогим, самым большим елочным шарам, но суть этого украшения остается неизменной, и самое главное его значение в одном — оно все так же отражает свет волшебства, волшебства рождественского дерева и любимого праздника детства.

Кажется, мы познакомились со всеми видами елочных украшений, но чего же еще не хватает? Ах да, гирлянды!

В нашей коллекции есть как уже упоминавшиеся выше гирлянды-«бусы», так и бумажные, стеклянные электрические гирлянды 1950—1970-х гг. Отдельно нужно сказать об одной из них: «Электрогирлянда фигурных елочных ламп» Московского электролампового завода в настоящее время является одной из самых ценных и самой яркой советской гирляндой. Выпускалась, видимо, довольно ограниченный период времени (с конца 50-х до начала 60-х), а ее фигурки, выполненные качественно, со сложным рельефом, окрашены особо устойчивыми плотными красками, которые должны были выдерживать сильное нагревание. Полный комплект гирлянды состоял из пятнадцати фигурок, и, за исключением обязательного символа времени (кукурузы) и дирижабля с надписью «СССР», остальные были максимально сказочны и близки детям.

* * *

В последние десять лет в России процветает рынок коллекционных елочных украшений, где цены на некоторые редкие экземпляры порой взлетают до небес. В последние годы елочные игрушки активно подделываются — спекуляция, жаркие споры, аукционы и все, что касается «серьезного» антиквариата, сейчас в полной мере относится и к теме елочных украшений. И в данной ситуации очень важно то, что посетители Новосибирского государственного краеведческого музея могут увидеть на выставках или на экскурсии по фондам хранящиеся в прекрасных условиях подлинные сокровища елочной игрушки.

 

 

Литература

1. Сальникова А. История елочной игрушки. М., 2012.

2. Душечкина Е. В. Русская елка. История, мифология, литература. СПб., 2014.

3. Душечкина Е. В. Три века русской елки // Наука и жизнь, 2007, № 12; 2008, № 1.

4. Ким Е. Н. Елка. Сто лет тому назад. М., 2016.

5. Углик А. Новый год в России. История праздника. М., 2016.

6. Елочные украшения. 1936—1970 годы. Гид-каталог. Составители: Е. Балашова, А. Прибыткова, С. Белоглазов. СПб., 2010.

7. Елочные украшения. 1900—1970. Гид для коллекционера. СПб., 2004.

8. Балашова Е. А., Прибыткова А. А., Балашов В. В., Прибытков Д. В. Советские стеклянные елочные украшения. Каталог. М., 2019.

9. Рождественская елка. Стихи и рассказы русских писателей. История и традиции праздника. М., 2019.

10. Прейскурант елочных украшений. М., 1956.