Команда

Команда

Рассказ

Команда…

Команда, без которой мне не жить!

(популярная советская песня)

 

1.

 

Драка была короткой. Но самое обидное было то, что ближайшие друзья оказались на стороне врага; а то, что несколько раз ударили в лицо, был разбит и кровоточил нос — это ерунда.

Место за школой для драк, тихое и брошенное взрослыми, подходило лучше всего. Все в классе ждали длинной перемены, чтобы вывалить за школу и посмотреть на битву. Девчонки в таких событиях, естественно, не участвовали, а вот мальчишки класса «прибыли» все до одного.

Новенький был переросток. Он практически на голову возвышался над всеми остальными и физически уже был похож на мужчину. В двенадцать лет два года разницы — это существенно. Но главным было не его физическое превосходство или надменность. Пришедший в наш спокойный и мирный до этого класс несколько дней назад, он, как доминант в дикой природе, пытался подавить всех, кто ему не подчинялся. Чувствуя свое превосходство, он ударил первым. Сопернику не было больно, но было обидно и стыдно, и, теряя голову и разум, маленький противник кинулся в атаку…

В это мгновение мальчишке казалось, что он дерется за всех сразу, защищая обиженных и оскорбленных, униженных и осмеянных. В этом классе он учился с первого дня и знал каждого из ребят, их родителей, бывал у многих дома. Одноклассники дружили, строили совместные планы и верили, что их класс надежный и дружный. «Дылда», как они прозвали между собой новенького, приехал из другого города и знаниями не блистал. Его проверили, заставили написать пару контрольных и сказали: «Вам, молодой человек, придется учиться на два класса ниже». И привели в их класс.

С самого начала новичок вел себя не только вызывающе, но и задирал каждого по любому поводу. Но и это было бы нормально, если бы не поведение товарищей нашего героя. Все они, кроме одного, с радостью перебежали на сторону новенького. До этого авторитет мальчишки, как одного из лучших учеников класса, спортсмена (он играл в юношеской команде города в хоккей) и надежного товарища, был непререкаемым. И вот…

В связи с тем, что мальчишка занимался спортом, его физические данные, может, и не уступали «дылде», и сначала поединок был на равных. Но в какой-то момент он увидел, что «друзья» болеют не за него. Вот кто-то толкнул его в спину… или даже ударил…

И тогда началось избиение. Кровь шла носом, был выбит зуб и разорвана рубашка. Слез не было, но обида сковывала руки…

Потом его противники дружно ушли с места побоища. Рядом с поверженным остался только верный товарищ, с которым они ходили на хоккейные тренировки. Это был мальчик-вундеркинд, умный, маленький и тихий. Он спортом-то начал заниматься для того, чтобы не отставать от остальных в своем физическом развитии, но пока нисколько не преуспел. Он стоял рядом, опустив голову, не зная, как поддержать друга. Ему тоже было страшно и больно, и обидно за всех в классе. Их мир катился куда-то в тартарары, и в нем больше не было ни правды, ни справедливости, ни чести…

На следующий урок они не пошли и проболтались за школьными грязными гаражами. После уроков, по-воровски проникнув в класс, забрали портфели и, не глядя друг другу в глаза, разошлись по домам.

 

2.

 

Отец побитого мальчика оказался дома. Мужчина увидел сгорбленные плечи сына, заметил его синяки…

Что? Что случилось? Ты подрался в школе? — запереживал отец.

Первым его побуждением было помчаться в школу и разобраться с обидчиками… но, поразмыслив, он остыл и решил узнать, в чем дело.

И сын рассказал про пацана-второгодника, который унижал его. «Но главное — весь класс на стороне этого сильного и наглого «дылды». Они все… — задыхаясь и глотая слезы, говорил мальчик, — они предали меня… нас… я не хочу больше видеть их всех, не хочу ходить в школу! Мне там больше нечего делать. Мне стыдно…»

Отец притянул мальчика к себе за плечи, тяжело вздохнул. Он вдруг понял, что ничего не сумеет сделать. Видно, настало время сыну самостоятельно решать проблемы.

А мальчик продолжал говорить:

Я не пойду больше на тренировку… Я вратарь команды — и вдруг приду с синяками… Мне стыдно. Я не знаю, что я скажу ребятам в секции. Какой же я спортсмен, да еще вратарь, если не смог постоять за себя? Как я смогу защищать ворота? А потом, и в классе все против меня… Теперь против… Мы остались вдвоем с… — И он еще долго и сбивчиво говорил.

Отец выслушал все и сказал:

В принципе, я смогу решить проблему. Схожу в школу, поговорю с директором. Вызовут родителей этого, как ты говоришь, «дылды», и он извинится перед тобой… Хочешь, чтобы было так?

Конечно! — с надеждой заговорил мальчик, — ведь надо что-то делать?

Мужчина обнял сына за плечи и почти на ухо, тихо и горячо произнес:

Конечно, я решу проблему… Ты в этом никакого участия принимать не будешь… Ты только будешь присутствовать рядом и смотреть, что происходит… Но ведь дальше жить тебе… И решать проблемы тоже тебе…

Мужчина замолчал и посмотрел сыну в глаза. Он точно знал, что сейчас либо родится, либо умрет мужчина. Сможет ли его мальчик вырасти самостоятельным, несгибаемым и умеющим постоять за себя? Или придется его тащить по жизни, пока отцу хватит сил? В жизни любого отца обязательно возникает момент, когда происходит подобный разговор с сыном. И как в такой момент поступит отец, какие слова он найдет, намного важнее, чем то, что ответит сам ребенок. «Для этого и нужны отцы, чтобы вести мужские разговоры, — думал отец, — мама научит добру, а отец — мужским поступкам. Правда, я для этого сам должен быть мужчиной…»

Ну, сынок, решай!.. Что будем делать?

Он знал своего пацана: сын не должен сдаться…

Но мальчик нерешительно канючил:

Я не могу идти на тренировку. Не пойду! Мне стыдно перед командой, что я такой слабак!.. Ведь я же вратарь…

Сын! Дослушай меня… Я предлагаю сделать так: ты сегодня идешь на тренировку… Кстати, идешь вместе со своим верным другом, который был с тобой во время драки… Ты зайдешь за ним. А после занятий расскажете всем, что произошло. Причем честно, ничего не приукрашивая и не утаивая. Все как есть… Если твои друзья, выслушав тебя, похлопают по плечу и скажут что-то типа: «Мы тебя понимаем! И, вообще, ты классный парень, не расстраивайся!», — и прочую такую же лабуду — уходи из команды! Я не буду настаивать, чтобы ты продолжал ходить на тренировки… Но давай, сначала так сделаем, как предлагаю я. И посмотрим. Лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не сделал…

Хорошо, папа… Договорились. Я иду на тренировку.

 

3.

 

Жизнь удивительная и несуразная штука. Самые важные дела, ради которых она и строится, почему-то оставляются на второй, а порой и на десятый план…

Вечером, когда мальчик вернулся домой, отец, закрученный бытовухой, поинтересовался вскользь:

Ну, как дела?

Нормально… — нехотя буркнул сын и скрылся в своей комнате.

Отец не пошел за ним: его отвлекло что-то важное…

Через неделю мужчина заехал за сыном на тренировку и, сидя у бортика, наблюдая, как ребята щелкали по воротам шайбами, услышал новость от другого отца:

Вы слышали, что наши детки-то сотворили?

Нет, нет… Что случилось?..

Они всей командой ездят по школам и всех там «ставят на уши»!

Куда «ставят»? Я не понял…

Ну, короче всех бьют! Уже были в четырех школах. Назревает большой скандал.

Скандал…

Мужчина подумал: «Неужели я инициировал эти разборки? Не дай Бог, кто-то узнает…»

Эта тренировка была, пожалуй, самой длинной в его жизни. Время тянулось слишком медленно.

Но вот, наконец, сын вышел из раздевалки. Он по-взрослому, как равному, сказал взволнованному отцу:

Ты езжай без меня. У нас с ребятами дела… Я понимаю, что надо поговорить, но смогу только вечером… Да не переживай, папа! Все нормально. У нас же команда!

 

4.

 

Ну, что ты места себе не находишь? — спрашивала вечером жена, наблюдая за супругом, который ходил от одного окна к другому.

«Еще женщину сюда не хватало втянуть, — думал отец, — если жена узнает и вмешается — беда! В наши мужские дела ее посвящать не будем… Вернее, пока не будем…»

Наконец, позднее обычного, заявился сын. Он аккуратно развесил тренировочный костюм для просушки, разложил хоккейное снаряжение и заговорщицки позвал отца к себе в комнату…

Сын заговорил:

Я рассказал ребятам из команды, как все было… Все, что со мной произошло… Сначала мы долго спорили. Они предлагали просто подкараулить и избить «дылду»… А потом… Короче, на следующий день вся команда приехала ко мне в школу. Когда закончились уроки, мы позвали второгодника и предложили ему еще раз драться со мной… Но один на один… Остальных трогать не стали. Хотя все испугались. Мои бывшие друзья боялись, что их побьют, но их просто отодвинули в сторону. Некоторые даже убежали… Мы дрались в том же месте, за школой. Но теперь за спиной у меня стояли мои друзья… Настоящие друзья, которым я был небезразличен. Я знал, что теперь меня никто не толкнет в спину… И я легко справился с ним. Он, «дылда», слабый, он же не тренируется и не занимается спортом… В прошлый раз он бил меня не один… Я не сказал тебе этого, а своей команде сказал! Так закончился мой спор в школе. Я стал опять тем, кем был. Так что…

Сын замолчал, и они с отцом посмотрели друг на друга.

Но это не главное… — опять заговорил мальчик. — Оказалось, что у каждого в команде была схожая проблема. И каждый переживал ее один. Никто никогда и никому не жаловался. Даже родителям многие о своих бедах не говорили… А тут, после моей победы, все стали рассказывать, что происходит у них. Всех как прорвало. У каждого была беда, но все стеснялись. А тут… мы поверили друг другу.

И?..

И мы поехали по школам! Мы были уже в пяти школах. Мы никого не избивали. Просто заставляли обидчиков драться один на один, и наши всегда побеждали. Мы просто всегда стояли рядом. Стеной стояли. Теперь все знают, что такое наша команда. Теперь и я знаю. Команда — это не только игра!

Отец подошел к сыну, но не обнял его, как маленького. Он протянул свою ладонь, по-мужски, обстоятельно пожал еще маленькую, но надежную руку сына и сказал:

Знали бы родители, кто все это затеял…

Команда будет молчать! Но теперь мы всегда готовы выехать в следующую школу… Папа, я люблю тебя!

 

Лефортово, камера 36, октябрь 2015 г.