Купола, смотрящие в небо

Купола, смотрящие в небо

Храмы Нижнего: между прошлым и будущим. Продолжение. Начало в № 5, 2019 – № 1, 2021

И ЕЩЕ ОБ УТРАЧЕННЫХ СВЯТЫНЯХ

 

Когда-то в Нижнем Новгороде богослужение совершалось в 82 православных (включая единоверческие) храмах. Было – 36 часовен, 5 соборов, 31 приходская церковь, 27 домовых и 18 монастырских церквей. Лицо города было православным. Как и сердце.

Не много осталось после разрушения в лихую годину. «Строители новой жизни» не щадили прекрасные храмовые комплексы, надеясь, уничтожая церкви и церковнослужителей, уничтожить веру. Но, как известно, «врата адовы не одолеют» Церковь Христову (Мф.16:18). Веру уничтожить нельзя. Восстанавливаются святыни, строятся новые храмы Божии. И о тех, что утрачены навсегда, мы помним.

Н. Храмцовский в своей книге «История и описание Нижнего Новгорода» так говорит о Благовещенской площади (ныне Минина): «Площадь эта не велика, но редко можно встретить в губернских городах подобную: все здания, окружающие ее, каменные и очень красивы… На площади находятся две церкви: Благовещенская против гимназии (сейчас там стоит памятник Минину. – В.Г.) и святого Алексея митрополита, против общественного дома (в настоящее время на ее месте расположен фонтан. – В.Г.)…». Об этих двух храмах и расскажем.

 

Алексеевская церковь

 

Эта церковь была построена в 1642 году посредине Верхнебазарной (Благовещенской) площади «в вспоминание избавления народа от моровой язвы», бывшей в Н. Новгороде в 1655 году. Изначально она была деревянной и сгорела во время большого пожара 1715 года. В 1717–1719 гг. при митрополите Сильвестре (Волынском) перестроена в камне на средства прихожан и причта прежней церкви.

Главными храмоздателями выступили: священник Петр Иевлев и диакон Андрей Поздеев, капитан Ермолов и бароны Строгановы. Подьячий Тимофей Чичагов пожертвовал в храм Феодоровскую икону Божией Матери, богато украшенную. Эту икону впоследствии глубоко почитали нижегородцы. Иконостас был поставлен на средства бывшего вице-губернатора Юрия Андреевича Ржевского.

Спустя сто лет, в 1823 году, при архиепископе Моисее (Близнецове-Платонове), Алексеевская церковь была капитально перестроена, причем главный престол был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы (раньше он был освящен в честь Феодоровской иконы Божией Матери), а в трапезной устроены два придела: во имя Св. митрополита Алексия (правый) и Св. Александра Невского (левый). Главным храмоздателем на этот раз выступил вице-губернатор Ф. М. Стремоухов, который жил в Алексиевском приходе.

В обновленном храме поставили новый иконостас, все иконы в нем были написаны прихожанином церкви нижегородским живописцем академиком Петром Афанасьевичем Веденецким. Из почитаемых народом святынь в этой церкви была древняя икона Св. митрополита Алексия, греческого письма, икона эта находилась еще в деревянной Алексеевской церкви, а написана, по свидетельству М.Добровольского, в конце XVI столетия.

Среди украшений этой иконы особое место занимала панагия, в которой содержались частица Креста Господня, волосы великомученицы Варвары и частицы мощей праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, Св. Алексия Митрополита, священномученика Харлампия, мученика Иоанна Воина, Арсения Чудотворца, мученика Прокопия, Феодора Черниговского, Алексия человека Божия, первомученицы Феклы и Иоанна Блаженного.

У Храмцовского читаем:«Иконостас главного алтаря одноярусный, в виде арки… отчасти сходен с петербургским Казанским: он отделан под белый мрамор и украшен ярко вызолоченными резьбой и колоннами; царские двери сквозной резьбы – на них представлен в древесных ветвях семисвечник… За клиросами находятся великолепные резные киоты в старинном вкусе с витыми колоннами, все ярко отзолоченные червонным золотом; в правом из них икона Воскресения Господня, а в левом – Феодоровской Божией Матери, бывшая храмовая, к которой жители Нижнего Новгорода имеют особенное уважение; она ныне украшена, кроме серебряных отзолоченных венца и полей, и жемчужного убруса, ризой, также жемчужной, с дорогими каменьями. Стены холодного храма по местам покрыты живописными картинами – также работы господина Веденецкого, – представляющими страсти Христовы. Трапезные приделы одноярусные, выкрашены белой краской и по местам отзолочены, образа в них частью иконописные, частью живописные… Снаружи Алексиевская церковь итальянской архитектуры, с одним большим, не очень высоким куполом; алтарь ее сделан выступом; южный и северный фасады украшены колоннами, колокольня ее невысока, но пропорциональна самому храму; она увенчана шпилем. Вокруг всей церкви устроена деревянная решетчатая ограда. Вообще же Алексиевская церковь очень красива…»

Прекрасная была церковь, но и ее не пожалели новоявленные богоборцы. После революции она была взята на учет как памятник науки, в 1924 года губмузей обязал общину отреставрировать иконы и само здание храма. В 1928 году по инициативе бюро коммунальной секции Нижгорсовета, решено было снести церкви на Советской (бывшей Благовещенской) площади «как не представляющие архитектурной и исторической ценности, лишь мешающие благоустройству города». Чтобы соблюсти законность, организовали «требование общественности». В те годы это не составляло труда. В областной газете напечатали обращение рабочих Нижполиграфа о сносе церкви, его поддержали другие трудовые коллективы, и в результате храма не стало.

Летом у фонтана на площади Минина снова станет многолюдно, будут сидеть на скамейках парочки, будут играть дети, а над фонтаном перекинется радуга… И маленький мальчик, подняв лицо к небу, увидит в воздухе сотканный из солнечных лучей белый храм.

 

Благовещенский собор

 

Первоначально на месте будущего храма стояла деревянная церковь во имя Св. великомученика Димитрия Солунского с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1378 году великим князем Нижегородским Дмитрием Константиновичем.

В конце XVII столетия церковь Святого Димитрия обветшала и тогда вместо ветхой деревянной церкви в 1696–1697 гг. построена была каменная пятиглавая Благовещенская. Освятил этот храм будущий митрополит Казанский и Свияжский Тихон (Тимофей Воинов).

О нем стоит рассказать особо. Н. Храмцовский пишет: «Еще в 1621 году, в приходе Димитрия Солунского, на Большой Печерской улице, невдалеке от церкви Святых Афанасия и Кирилла… жил в собственном доме пушкарь Роман Иванов сын Войнов, с братом Иваном. Иван был усерден к церкви Божией, что свидетельствует вклад его в Димитриевский храм общей печатной Минеи, стоившей, по тогдашнему времени, значительной цены. Он имел сына Василия, женатого на Феодоре. Василий и Феодора сделались жертвой чумы: они померли оба в один день 5 октября 1659 года и похоронены в церкви Димитрия Солунского. После них остался сын Тимофей не более одного года. Жена подьячего Панкратия Самарина Наталия взяла к себе сироту – она доводилась ему теткой – и заботилась о его воспитании и насаждении в душе его благочестия. В отроческом возрасте Тимофей твердо знал грамоту; любимым его занятием было чтение Святого Писания, молитва и пение в церкви Святого Димитрия, у гробов своих родителей…»

По жизни благочестивый Тимофей избрал монашеский путь. Он принял постриг от патриарха Иоакима, а в 1693 году был возведен в сан архимандрита московского Новоспасского монастыря. Тихону тогда было только тридцать пять лет. 8 октября 1697 году, при митрополите Трифилии (Инихове), Тихон освятил в Нижнем Новгороде Благовещенский собор с приделами Св. Димитрия Солунского (правый) и трех вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и с каменной колокольней.

Много владыка Тихон пожертвовал собору разной церковной утвари и богослужебных книг, а в 1700 году, проезжая через Нижний Новгород в Казань, пожертвовал еще и колокол «во 100 пудов 28 фунтов». До самой смерти, последовавшей в 1728 году, митрополит заботился о благосостоянии этого храма.

Через сто лет, когда собор снова обветшал, нашелся продолжатель дела владыки Тихона – коммерции советник Ф. П. Переплетчиков. Его стараниями и усердием собор опять засиял благолепием. Это было в 1831 году.

Благовещенский собор стал истинным украшением города. Снаружи он был построен в византийском стиле, пятиглавый, с небольшой колокольней, устроенной над папертью в виде опрокинутого колокола. Центральная глава была покрыта железом, остальные – черепицей. Главы венчали древние прорезные кресты.

Читаем у Храмцовского: «Ниже карниза всю ту часть церкви, где находится главный алтарь, или холодный храм, опоясывает кайма из расписанных зеленых кафлей, очень красивых и хорошо сохранившихся… Иконостас главного придела был устроен в соответствии со вкусами того времени (образцом служил Казанский собор Санкт-Петербурга). Стены украшены живописными изображениями, писанными на холсте, а верх сводов расписан водяными красками. Иконостасы в обоих трапезных приделах одинаковые, выкрашенные синей краской, с колоннами, отделанными под белый мрамор, с ярко вызолоченой резьбой…»

В соборе было много древних богато украшенных икон. Имелись также старинные большие серебряные евхаристические сосуды и водосвятная серебряная чаша, а также ковш серебряный, вызолоченный, с гербами императрицы Елизаветы Петровны.

Как уже говорилось, много утвари и книг пожертвовал сюда митрополит Тихон. Среди них Евангелие 1681 года в серебряном окладе, украшенное жемчугом и изумрудами с рельефными изображениями сошествия Господа во ад и четырех евангелистов. И еще одно Евангелие меньшего размера с собственной надписью Тихона. Также напрестольный крест с частью животворящего древа Господня и частицами мощей угодников Божиих, обложеный серебряными листами и украшенный каменьями, с литым распятием, под которым находится следующая надпись: «Построил в милости Божией смиренный Тихон, царствующаго града Казани и Свияжска и прочих градов митрополит; мироздания 7218, от рождества Бога 1710».

И еще интересная деталь. На колокольне собора были два колокола, из которых на большом находится следующая надпись, сочиненная, по предположению, самим митрополитом Тихоном:

 

Возопи в слух кимпане людем правоверным,

Возвещай час молитвы гласом твоим безмерным

Возбуждай ленивых к церкви приходити

Еже бы им молитвы к Богу приносити.

Аще твоего гласа слушати не станет

И на общую молитву с людми кто не встанет

Имати Бог таковаго ленивца смиряти

И в день Страшнаго суда мщение воздати.

 

А на другом колоколе вверху: «Благовестите день от дня спасение Бога нашего» и внизу: «Созижду церковь, и врата адовы не одолеют ей».

Не одолеют…

В 1920 году городской комитет коммунального хозяйства при Нижгорсовете запросил НКП о сносе Благовещенской церкви. Заведующий Главнаукой при НКП ответил 10 апреля 1920 года, что «Главнаука не препятствует» сносу храма при условии «тщательной фиксации обмерами и фотографиями под руководством музея». Однако храм чудом просуществовал до 1929 года, когда вместе с Алексеевской церковью был приговорен к сносу, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. Поначалу, по совету Главнауки, переделали церковь «под гражданский тип строения», и Нижгубисполком решением от 4 апреля 1929 года отдал здание храма под клуб инвалидов. Но, по настоянию Горсовета, 8 апреля 1930 года было принято решение церковь снести как «стесняющую движение». Снос церкви был завершен 18 августа 1930 года.

На месте Благовещенского собора стоит памятник спасителю Отечества гражданину Козьме Минину. Хочется видеть в его жесте не только призыв к борьбе с интервентами, но и к нашей совести, чтобы не допустили мы в своем Отечестве новых гуннов. Чтобы ничего не разрушали, а строили, воссылая хвалу Богу.

 

Подробнее об этих храмах можно прочитать в книгах: Добровольский М. Путеводитель по святым местам и церковным достопримечательностям г. Н. Новгорода. – Н. Новгород, 1912 , Храмцовский Н. История и описание Нижнего Новгорода, Книги, Нижний Новгород, 2005, Макарий Миролюбов. Памятники церковных древностей, М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г.