Купола, смотрящие в небо

Купола, смотрящие в небо

Храмы Нижнего: между прошлым и будущим. Продолжение. Начало в № 5, 2019 – № 4, 2021

Много внимания сегодня уделяется возрождению святынь Нижегородской земли. Много восстанавливается Божиих храмов, много строится новых на исторических местах. И все же – сможем ли мы воссоздать то, что было утрачено в годы лихолетья ХХ столетия? Хочется верить, что когда-нибудь это произойдет. А пока вспоминаем о том, что потеряно навсегда.

 

Сретенская (или Тихоновская) церковь

 

Когда-то нынешняя улица Ульянова называлась Тихоновской. И рядом с мужской гимназией (ныне НГПУ им. К. Минина) стоял храм. Первоначально это была деревянная церковь во имя св. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских (упоминается в Сотной грамоте 1621–1622 гг.). В 1742 году, при епископе Дмитрии (Сеченове) была построена на месте деревянной каменная, которая получила новое имя – в честь праздника Сретения Господня.

Храм сильно пострадал в пожаре 1753 года, но был восстановлен. В 1811 году была построена колокольня с высоким шпилем. А через четверть века расширили трапезную часть храма, и он стал трехпрестольным: главный остался в честь Сретения Господня, придельные – во имя св. Тихона Амафунтского и в память о первой церкви – во имя св. Афанасия и Кирилла.

Вскоре престол во имя св. Афанасия и Кирилла переосвятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Приход состоял всего из 60 хозяйств, насчитывал 255 мужчин и 367 женщин. Преобладали купцы и мещане. По тем временам такой приход считался небольшим, при нем даже школы и дома причта не было. В 1878 году староста М. Щелоков пожертвовал церкви деревянный дом. Через пять лет был построен прихожанами и дом для причта.

По соглашению от 12 ноября 1918 года в общине Сретенской церкви насчитывалось 596 человек, по перерегистрации 8 апреля 1929 года – уже всего 215. В конце того же года прошли «многочисленные собрания» студентов НГУ и рабочих «Нижполиграфа», которые требовали «закрытия Сретенско-Тихоновской церкви в Н. Новгороде и передачи ее для нужд Педфака НГУ». Главнаука, на учете которой состояло здание церкви, против переоборудования церкви под мастерские педфака не возразила.

Президиум Нижкрайисполкома 26 января 1930 года постановил договор с общиной расторгнуть, церковь закрыть, здание использовать для нужд педфака НГУ. Верующие писали жалобы по инстанциям, но тщетно, и 9 июня того же года в президиум крайисполкома пришло уведомление от Президиума ВЦИК о согласии на закрытие церкви.

Храм закрыли. Но люди остались. Храмы закрывались один за другим. Сначала Сретенская община объединилась с Георгиевской, а в 1931 году обе перешли в Никольскую церковь на Б. Покровской. Через год и этот храм был закрыт. Верующие перешли в Варваринскую церковь.

В 1952 году Сретенско-Тихвинская церковь еще стояла на своем месте, хотя и сильно обветшала. В июле ее обследовала комиссия горисполкома, и не прошло и месяца, как горисполком распорядился церковь снести. Разобрать здание Божьего храма разрешили заводу «Красная Этна». На его месте запланировали построить четырехэтажный жилой дом. Теперь там офисное здание, на нем установлена памятная табличка, и только она напоминает нам о том, что здесь стояла православная церковь, возносились молитвы Богу. Многомилостивому и долготерпеливому…

 

Варварская церковь

 

Как и многие другие, эта церковь изначально была деревянной. В начале XVI века она стояла близ Черного пруда. Каменную построили в 1757 году «тщанием» дьяка Нижегородской духовной консистории Феодора Денисова (по другим записям, служащего у купцов Строгановых Шушпанова), при епископе Вениамине I (Пуцек-Григоровиче) или епископе Феофане (Чарнуцком).

В конце XVIII или в начале XIX века к церкви была пристроена трапезная с приделами и колокольня. В 1832 году купчихой М. Зубовой заложен был теплый храм. В церкви было три престола: главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери, в правом приделе – во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; в левом – во имя св. мученицы Варвары. Дома для клира – деревянный и каменный – были построены старанием старосты Г. Квартилова в 1861 году. Школы при церкви не было.

В приходе на 1916 год состояло 400 мужчин и 980 женщин. Немало по тому времени. Но наступила эпоха гонений на веру. И вот в 1930 году в приходе Варварской церкви записано всего 363 человека.

В 1932 году, 20 августа, райсовет присоединил к Варваринской общине общину закрытого Никольского храма на ул. Б. Покровской с уже вошедшими в нее ранее общинами закрытых церквей: Алексеевской (180 чел.), Георгиевской, Тихоновской (222 чел.) и собственно Никольской (200 чел.). Всего в общину вошло 602 человека. На общем собрании прихожане постановили считать всех одной Варваринской общиной.

Новая власть не ограничивалась закрытием храмов. Начали применяться более суровые методы по отношению к верующим, и в первую очередь священнослужителям. В 1937 году с апреля по ноябрь весь клир Варваринской церкви был арестован (священники Константин Веселитский, Александр Никольский, протоиерей Евгений Яковлев, диакон Алексей Иванов и священник на должности псаломщика Сергей Зефиров). Они обвинялись как участники «Горьковского филиала церковно-фашистской организации, созданной по заданию митрополитов Сергия Страгородского и Феофана Тулякова».

4 апреля 1937 года был расстрелян отец Константин Веселитский, 17 декабря – все остальные. В живых осталась только престарелая председатель церковного совета В.И. Арефьева.

14 августа 1938 года Ждановский райсовет г. Горького постановил закрыть церковь св. Варвары «на основании заявления церковного совета». 2 сентября того же года комиссия по вопросам культа при президиуме Горьковского облисполкома, а 11 сентября президиум облисполкома постановили церковь ликвидировать. Здание храма предназначалось для размещения жилуправления и строительной конторы. Позже здесь разместили архив.

В 1958 году распоряжением горсовета от 22 июля было постановлено «снести здание бывшей церкви на ул. Фигнер (Варварская) в связи с её аварийным состоянием». Не стало еще одного православного храма. И только название улицы напоминает нам, что где-то здесь стояла церковь святой великомученицы Варвары, почитаемой в России святой.

 

Троицкая Верхнепосадская церковь

 

В конце улицы Большой Печерской на Троицкой площади (рядом со Старой Сенной площадью) в XIX веке, а точнее, в 1867 году, высочайшим повелением императора Николая I после его поездки в Нижний Новгород был построен новый храм. «На сенной площади выстроить церковь согласно Высочайше одобренному плану и фасаду из общих сумм, на устройство города определённых, и с тем, чтобы она была тёплая, особенной же тёплой церкви не строить и от церкви прямо на набережную проложить улицу» (Коневский М. Упразднённая Пятницкая, что на Панских Буграх, и новая Троицкая, что на Старой Сенной площади, церкви в Н.-Новгороде // Нижегородские епархиальные ведомости. 1893. № 1).

Такое решение не было случайным. Храм строился взамен упраздненной в 1837–1840 годах Пятницкой церкви, находившейся на берегу Волги близ кремля и Георгиевского съезда. Из нее в новый храм, освященный в честь Живоначальной Троицы, были перенесены древние святыни – икона св. мученицы Параскевы Пятницы и напрестольный крест 1625 года с мощами, украшенный каменьями, как сообщает М. Добровольский в «Кратком описании Нижегородских церквей, монастырей и часовен».

На построение было выделено городской казной 57142 руб. Сама церковь была каменная, пятикупольная, в византийском стиле, с высокой колокольней, что придавало ей стройный и величественный вид. В храме было три престола: главный, как говорилось, освящен в честь Святой Живоначальной Троицы, правый – во имя св. Николая Чудотворца, левый – во имя св. мученицы Параскевы. Освящение всех трёх престолов Троицкого храма совершил Макарий, епископ Балахнинский. В 1902 году при храме была открыта приходская школа.

В 1920 году священником в Троицкую Верхнепосадскую церковь был назначен Михаил Пылаев, в будущем епископ Тульский Онисим, причисленный к лику святых Русской православной церкви в 2001 году.

Троицкий храм оказался одним из немногих в Нижнем Новгороде, сохранившихся после большевистской кампании по уничтожению церквей в 1920–1930-е годы. Но вторую волну нападок на церковь он не пережил. В 1964 году храм был ликвидирован вместе со старой Сенной площадью. Сейчас на этом месте учебные корпуса НГЛУ им. Н.А. Добролюбова.