Любовь Лазарева: детский взгляд на взрослый мир

Любовь Лазарева:

детский взгляд на взрослый мир

Профессиональный художник-график и иллюстратор Любовь Лазарева сотрудничает с региональными и центральными издательствами («Эгмонт», «АСТ», «ЭНАС-КНИГА», «Эксмо», «Махаон», «Качели»), она работала с произведениями Агнии Барто, Корнея Чуковского, Павла Бажова, Джанни Родари, Яна Ларри, Михаэля Энде, Владимира Шамова, Евгения Мартышева, Таисии Пьянковой. Принято считать, что художник рассказывает о себе своими картинами, но это рассказ о зрелом человеке и его отношении к миру, а нам захотелось узнать, как человек начинает свой творческий путь. Ведь очень часто истоки реки определяют дальнейшее ее течение и характер — так и в искусстве: самые первые впечатления и работы помогают в неожиданном ракурсе увидеть то, что делает автор сейчас. Поэтому мы попросили Любовь Лазареву рассказать, что повлияло на ее интерес к изобразительному искусству и как происходило становление ее как художника.

* * *

Я родилась и живу в Новосибирске. В советское время это был прекрасный город для тех, кто хотел стать ученым, музыкантом или артистом, но с художественным образованием все было печально, а я с детства представляла себя именно иллюстратором! И прежде всего на меня повлияла бабушка — живопись была ее несбывшейся мечтой.

Вообще, судьба моей бабушки, как и многие судьбы в первой половине ХХ века, сложилась драматически, поэтому, несмотря на художественное образование, художником она не стала. Но каждый год, приезжая к нам в гости на все лето, она с блеском исполняла роль Арины Родионовны: рассказывала сказки, придумывала для моих друзей и меня разные игры и рисовала все, что бы мы ни заказали: красавиц, сценки из нашей жизни, сказочных героев. Самая первая в моей жизни книжка-раскладушка была нарисована ею. Так что бабушка — это мой первый учитель.

А второго мама стала искать после моих настойчивых просьб — лет в девять я объявила, что срочно должна учиться рисовать. Знакомые посоветовали кружок изобразительного искусства, который вел пожилой художник-любитель, неимоверный энтузиаст Георгий Александрович Фролов. Увидев мой пыл, он стал заниматься со мной индивидуально: я приносила ему наброски, композиции, а он их очень дотошно разбирал, и на этюды я впервые поехала тоже с ним. Этот человек замечательно умел вдохновлять детей, но, конечно, не мог дать профессионального образования.

И тут вдруг очень своевременно в Новосибирске открылась первая художественная школа — конечно, я туда побежала! Там работали в основном учителя, до этого преподававшие в вузе, а сам школа располагалась в здании художественного факультета пединститута. В то время никому и в голову не могло прийти, что с детьми нужно заниматься как-то по-особенному, поэтому, насколько я могу судить, мы прошли вузовскую программу по всем специальным предметам и спрашивали с нас, как со взрослых. Замечательная была школа!

После ее окончания я еще занималась некоторое время в студии художника Александра Сергеевича Чернобровцева, где под руководством мастера рисовали в основном художники-любители всех возрастов, но были и студенты профильных вузов и факультетов. Помимо практических занятий, Александр Сергеевич рассказывал много интересного о теории изобразительного искусства и психологии восприятия. В студию Чернобровцева я ходила на протяжении двух последних школьных лет.

А дальше пришло время выбирать вуз, и по-хорошему надо было уезжать из дома — в Красноярск, в Москву, в Ленинград или еще куда-то. И вдруг я засомневалась… Мне было семнадцать лет, и я хотела быть исключительно великолепным художником, а не каким-то там заурядным. А вдруг я ошиблась в своем призвании и буду потом всю жизнь что-то из себя выжимать и завидовать другим? А вдруг я не поступлю с первого раза или вообще не поступлю, потому что конкурс огромный? А не лучше ли получить профессию попроще и честно делать что-то однозначно полезное?

В общем, я попросту струсила и выбрала архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Правда, там тоже преподавали рисунок, живопись, скульптуру — они и стали моими любимыми предметами! Атмосфера на факультете была очень интересная, как сейчас бы сказали — креативная: вокруг были и маститые, и начинающие архитекторы, а я готовилась стать полноправным представителем этого цеха.

Но однажды осенью, в начале четвертого курса, решив сделать в подарок подруге ко дню рождения маленькую рукотворную книжечку о ней и наших детских играх, я сочинила текст и начала рисовать картинки. И наступил момент истины — я испытала такой драйв, что стало совершенно ясно: хочу заниматься этим всю жизнь, независимо от того, великолепный я художник или заурядный, готова учиться, уехать из дома, поступать столько раз, сколько понадобится! Однако мои родители были против: они сказали, что сперва нужно завершить одно образование, а уж потом браться за второе. Я приуныла. Ждать два года!

Но недаром говорят, что самое важное — четко сформулировав запрос, адресовать его ко Вселенной, что я и сделала. Ответ был получен практически сразу: писатель Юрий Магалиф готовил сборник сказок к своему юбилею и общие друзья предложили мне сделать парочку пробных картинок, чтобы показать Юрию Михайловичу. И — о чудо! — они ему понравились. Кстати, через много лет я нашла эти первые пробы и могу уверенно сказать, что слово «чудо» — не преувеличение…

Магалиф привел меня в издательство, где я нашла еще одного учителя, значимость которого невозможно переоценить, — Виталий Порфирьевич Минко, главный художественный редактор, был настоящим асом! Потом, когда мы стали друзьями, он признался, что пришел в ужас, увидев, кому Магалиф собирается доверить свою юбилейную книгу, но, к счастью, богатый опыт работы с подобным контингентом у Виталия Порфирьевича был. В 1950-х годах, когда он приехал по распределению в Новосибирск из Львова, ему пришлось искать рисовальщиков по всему городу, приспосабливая их к книжному делу, и в результате собралась замечательная команда, в которой были такие художники, как Спартак Калачев, Эдуард Гороховский, Светлана Ким, Александр Шуриц и множество других талантливых людей. Оформляли они книги свежо, новаторски и по-настоящему мастерски! На этих книжках я росла и даже не догадывалась, что многие из художников не были изначально профессиональными иллюстраторами — но зато профессионалом был Минко.

И вот тогда, в издательстве, он терпеливо взялся обучать меня. Работа длилась в целом около двух лет (в те времена издательские планы были невероятно долгосрочными), некоторые картинки я перерисовывала по три-четыре раза, но в конце концов все иллюстрации были приняты.

К тому времени я успела окончить институт, но вместо того, чтобы ехать учиться, вышла замуж, так что сын и сборник Магалифа появились на свет в один год. Тираж был огромный, и до сих пор встречаются люди младше меня лет на десять-пятнадцать, которые при знакомстве изумляются: «Так это ты рисовала? А я очень любил эту книжку в детстве!»

К сожалению, так получилось, что на этом сборнике сказок закончилась целая эпоха — пришли 1990-е годы, и качественные цветные книги для детей вновь стали издаваться только много лет спустя…

Но и в черно-белых иллюстрациях есть своя прелесть! Вскоре я почувствовала, что у меня действительно что-то получается — без заказов не оставалась никогда, а с некоторыми работами мне сказочно повезло, например, с произведениями Льва Штудена, Михаэля Энде, Елены Ильиной, с русским фольклором и стихотворениями Георгия Семенова.

К тому же благодаря развитию интернета появилась возможность сотрудничать с большим числом авторов и издательств.

Понятно, что каждый художник узнаваем, но все же я стараюсь не зацикливаться ни на приемах, ни на техниках и всегда боюсь оказаться в плену каких-нибудь созданных мною же клише — если я вдруг ловлю себя на этом, тут же отправляюсь на поиски чего-то нового. Меня вдохновляют природа и творчество других людей — и литературное, и художественное, и сценическое. Вдохновляет и моя вторая работа, которая совершенно неожиданно появилась пятнадцать лет назад, когда меня пригласили в детскую студию «Старая мельница» заниматься с ребятами анимацией. В этой сфере мне тоже многое пришлось осваивать самостоятельно. Впрочем, современная авторская анимация в чем-то родственна книжной графике и точно так же предполагает бесконечное движение и поиск. А общение с детьми, творческое взаимодействие с ними — это вообще мощнейший источник энергии!

«Для того чтобы вырастить из ребенка хорошего человека, достаточно каждый вечер читать ему перед сном хорошую книгу» — не помню, кому из известных людей принадлежит это высказывание, но если умножить количество всех детей на количество вечеров (хотя бы за семь лет), то станет ясно, что работы у тех, кто делает книги, очень много. И это здорово!

 

Подготовлено по материалам, предоставленным Л. П. Лазаревой

и Новосибирской областной детской библиотекой им. А. М. Горького