Любовная лирика Валеха Гамзата

Любовная лирика Валеха Гамзата

Перевод с цахурского автора

B поэзии Валеха Гамзата значительное место занимает любовная лирика, которую условно можно разделить на три цикла: «Любимая», «Образ горца и горянки» и «Неразделенная любовь». Любовная тема, отношения лирического героя с любимой дают уникальную возможность совершенно ясно представить общефилософские, мировоззренческие взгляды поэта.

«Любовь для поэта — фактор несокрушимой внутренней силы, как необыкновенный мир прекрасного, безгранично обогащающий человека, очищающий, мобилизующий на борьбу во имя высоких целей, позволяющий видеть и оценивать правду и справедливость»1.

Читатель находит в стихах Валеха Гамзата потребность в красоте, страстное желание добиться ответного чувства, как и стремление поэта к свободе. Созданное поэтом в любовной лирике мы вправе рассматривать как оппозицию человека высокого разума и зрелости всему остальному миру. В концепции любви Валеха Гамзата также прослеживается идея гармонического слияния двух душ, отражающая извечное стремление человеческого духа к высокой гармонии чувств. Отдаться чувству, забыться, уйти от повседневности — значит, живя в хаосе, прорваться к единству с миром и, как следствие, к душевному равновесию. Любовь становится той нравственной, преобразующей мироздание силой, которая вынесет и спасет. Мягко и деликатно поэт дает почувствовать скрытую гармонию бытия там, где она пребывает в любви. Эта вера в способность любви разрешить жизненные противоречия определяет постоянную потребность Гамзата писать о любви. Становится ясно, почему даже трагические стихи поэта (стихи о безвозвратно ушедшей любви) несут в себе неугасимый свет надежды и бессмертие человеческого чувства. И это чувство остается неизменным источником тепла, радости и вдохновения. Одно из стихотворений, посвященных любимой, называется «Принцесс» («Принцесса»). Все оно — признание в любви, на которое положительного ответа пока нет:

 

В глазах твое отражение,

Как тень буду преследовать.

До утра не сомкну глаз,

До самого утреннего рассвета,

Дай мне надежду, принцесса…

 

Неразделенная любовь — тоска, мука… Спасти от них героя может только любимая, ответив на чувства, протянув руку:

 

Увы!.. Даже «не уходи» — мне вослед не шепнула.

Ты не побоялась, что Вечность в пучину свернула.

Ушла с тобой вместе отвага моя — ускользнула.

Дай силы тебя не забыть, чтоб звезда вновь блеснула.

Во власти твоей это сделать, пленя, — о, Принцесса!

 

Сжав зубы, тружусь в этом городе, грезя мечтою.

Разлука роднит мою душу с нагой пустотою.

Душа улетела куда-то, томясь немотою.

Быть может, она породнилась с твоей красотою?

Ты — адрес души моей и западня — о, Принцесса!

 

Я часто задумываюсь, телом изнемогая

В тоске: существую ли я для тебя, Дорогая?

Я ль в мире один, кто тоскует, поэмы слагая?

Твой мир не доступен стенаньям моим…Убегая,

Зачем козни строишь, живьем хороня, — о, Принцесса?..

 

В этом стихотворении нет сравнений и метафор, передающих внешнюю красоту любимой. Здесь традиционные поэтические средства отсутствуют; влюбленный сосредоточен на своем душевном состоянии.

В ряде стихотворений Валех Гамзат создает образ юной красавицы, и в первую очередь — в стихотворении «Няане гъу», где перед читателем возникает образ пятнадцатилетней девушки. О красоте ее идет молва по всей Цахурии:

 

И ночь, и день во власти тьмы кромешной.

Луна ль погасла? Солнце ли зашло?

Наказан страшно силой я небесной –

Виденье ада на меня нашло.

 

Где ты, весны дыханье? — отзовись же.

Я наг, прошли желания мои.

В переживаньях гибнет тот, кто в жизни

Без друга коротает дни свои.

 

Как ива, распустив златые пряди,

Где бродишь ты сейчас, душа моя?

Хоть раз даруй мне свежесть жизни ради,

Чтоб эта грусть покинула меня.

 

Едва бутоны губ ты раскрываешь,

Ручьем стекает с них щербет и мед.

При каждом слове каюсь я; душа же

Готова пасть к ногам твоим, как лед.

 

Увижу лик луны — твои красоты! –

Очей не отвести, и, дух пьяня,

Иди ко мне, пусть рук твоих щедроты

Растают на ладонях у меня.

 

Иди ко мне, о, лань очарований,

Позволь полюбоваться мне тобой.

Исчезнет тягость мыслей, мук, страданий

При тайной встрече. Будь моей судьбой.

 

Как черные шелка, волною косы,

Родная, распусти их, жизнь любя.

В моем саду благоухают розы,

О, для тебя они, лишь для тебя!

 

Для возвеличивания образа любимой поэт не жалеет высоких слов: «…Иди ко мне, пусть рук твоих щедроты растают на ладонях у меня», «Едва бутоны губ ты раскрываешь, ручьем стекает с них щербет и мед».

Так высоко поэт ценит красоту. Многие из сравнений и метафор, при помощи которых передается красота девушки, традиционны в восточной поэзии. Поэт исходит из принципа: высокий объект требует высоких слов. Для Гамзата любовь и красота — понятия родственные, а красота, вдобавок к остальным качествам женщины, является действенной, потрясающей, притягивающей силой естественности. Но это не значит, что мы не можем и не должны прикладывать усилия для того, чтобы сознательно направлять этот естественный процесс к высшим целям. Гамзат всегда пытался сознательно направлять свою любовь, хотя поэта на этом пути часто подстерегали неудачи. Это видно из таких его стихов:

 

Звезды сыплются с неба, подмигивая, созывают к себе.

Но глаза лик луны ищут. Горькие слезы твердят о тебе.

 

Ты ушла…Онемев, я не смог кликнуть: «Не уходи, — свет души!..»

Мне казалось — вернешься… Но ты даже не обернулась в тиши.

 

Мои очи всегда тебя ищут. Ну где же ты — прихоть юнца?

Кто же пряди тяжелых волос твоих нежно отводит с лица?

 

Свет очей, радость дома, на встречу, как райская пава, приди.

Не найду на земле и на небе тебя — будет мука в груди.

 

Хочешь — прячься, беги; но я буду с тобой и в горах, и в лесах.

В твоих веждах — мое отраженье, дыханье — в твоих волосах.

 

Если в дар поднесешь мне один только взгляд, радость сменит печаль.

Бесконечен в любви к тебе, как океан. Но кричишь ты: «Отчаль!..»

 

Пусть в глазах твоих я — меньше маленькой капли воды,

Для тебя распускаю я в сердце своем роз прекрасных сады.

 

О, принцесса моя, я на трон усадил тебя в сердце своем,

Душу отдал тебе. Мои строки сплетаются в гласе твоем.

 

Я тобою дышу, называю любимой, бесценной, родной.

Пока жив, сад любви моей будет покорен тебе лишь одной.

 

Знай же: если б тебя не слепил Вседержитель, — томясь от тоски,

У Гамзата стихи не стекали бы в русло Восточной реки.

 

Oдна из особенностей любовной лирики Гамзата в том, что внешность девушки он рисует всегда одинаково, порой варьируя средства создания портрета. Женская красота для него как будто не многогранна. Идеал этой красоты, идеал любви видится поэту как единственный. Лирический герой Гамзата, независимо от того, отвечают ему в любви взаимностью или нет, является ее вечным пленником, человеком, которого однажды обожгла женская красота, и он все время чувствует ее сладостную боль.

Р. Кадимов писал:

«Изумительная способность к эстетическому наслаждению присуща только человеку: она есть проявление его универсальной чувственности. Стремясь проникнуть в тайны красоты, мы исходим из того, что эстетическое чувство диалектично, оно обусловлено нашим “я”; красота — объективное свойство чувственного мира, признак высшей формы развития материи»2.

Сказанное имеет отношение к пониманию всей любовной лирики Гамзата. Смысл жизни поэт видит в любви и красоте. Стихотворение «Са вазий мана» («Луноликая») от начала до конца — психологическая характеристика лирического героя, раскрытие его внутреннего состояния. Это влюбленный человек, обнаживший свое сердце:

 

Сегодня к нам цветок пришел,

Нет, я не знаю, где он вырос.

Один цветок весну не делает,

Но с ним в дом пришла весна.

 

В своих стихах Гамзат редко называет имя любимой, а состояние лирического героя выражается в традиционных повторах и вариациях. Неразделенная любовь, как мы отметили, мотив многих его стихотворений. И в этой неразделенности повинен не лирический герой, а любимая девушка, которая его не любит. Яркий тому пример — стихотворение «Вафаа денана» («Ненадежная»):

 

Я верил только тебе,

Ты оказалась лишь сладким сном.

Словно стихийным вихрем смерча

Ты занавесила свои дела.

 

Одним из художественных средств этого стихотворения является непосредственное обращение к девушке:

 

Ты куропатка, попавшая в чужие сети,

Над твоей головой кружится сокол.

А рядом бродит собака,

Разорвут они тебя в клочья.

 

Наличие у Валеха Гамзата огромного количества стихотворений, посвященных любви, подтверждает неслучайность взаимного тяготения любви и поэзии. Именно в теме любви наиболее ярко проявилось
поэтическое дарование Гамзата.

1 Кадимов Р. Г. Етим Эмин. Мировоззрение. Система образов. Поэтика: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Махачкала, 2002. С. 89.

2 Кадимов Р. Г. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала, 2001. С. 237.