Манифест разума

Манифест разума

1. В ЧЕМ ЖЕ ОШИБЛИСЬ КАРЛ
МАРКС И ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС?

170 лет тому назад в Лондоне был опубликован написанный двумя революционерами-коммунистами из Германии К. Марксом и Ф. Энгельсом «Манифест коммунистической партии». Идеи, изложенные ими в этом манифесте, затем в XX веке были подхвачены и реализованы в многочисленных странах Европы, Азии, Африки и Америки с общей численностью населения в 2 млрд человек.

Однако на закате XX века большинство стран отказались от провозглашенных этим Манифестом идей и вернулись к тому общественно-политическому строю, свергнуть который он и призывал. В чем же дело? Большинство яйцеголовых социологов, политологов, экономистов, философов и просто размышляющих людей отвечают на этот вопрос просто: созданная, согласно доктрине, изложенной в Манифесте его авторами, общественная (государственная) система оказалась не эффективной, явно проиграв в исторической борьбе капиталистической системе, сохранившейся в большинстве стран.

Все это так! Но ведь К. Маркс, Ф. Энгельс не просто выдали коммунистическую идею, а очень тщательно ее обосновали: философской концепцией диалектического и исторического материализма, экономическим учением о трудовом критерии стоимости товаров и вытекающей из него прибавочной стоимости, социально-политической доктрине о классовой борьбе, как движущей силе прогресса, и построении бесклассового общества в результате пролетарской революции.

Можно, конечно, сейчас (что, собственно, и делается) просто все это отвергнуть, признать, что, несмотря на большое количество трудов авторов Манифеста и их последователей, философская концепция – лажа, экономическое учение – ошибка, а политическая доктрина – путь в тупик. Основываясь на реальных результатах. Но тогда – что взамен? Эти постоянные заклинания о необходимости национальной идеи? Или высокомерно-снобистские и одновременно уничижительные заявления о том, что «нечего изобретать велосипед, надо делать все так, как сделано на Западе».

Да и все равно так, как в западных странах, не получилось. Свобода, ради которой сотни тысяч людей выходили на улицу, обернулась свободой жульничества, воровства и стяжательства. Да, рынок и частная собственность сделали свое дело – страна резко продвинулась, несмотря ни на что, по пути прогресса. Но вот китайцы взяли из «западного образа жизни» только рынок и некоторые атрибуты частной собственности. Т.е. то, что Ленин установил у нас в стране в 1922 году. И при этом добились потрясающих результатов. Следовательно, далеко не всё в «западной модели» организации общества является предпосылкой динамики и прогресса.

И, хотим мы этого или нет, а анализ причин, почему предложенная К. Марксом и Ф. Энгельсом модель переустройства общества оказалась неудачной, просто необходим.

И странно, почему до сих пор, несмотря на то, что прошло несколько десятков лет с момента краха идеи создания государства рабочих и крестьян, государства социализма, никто, по сути дела, внятно не сформулировал, в чем же был просчет классиков марксизма-ленинизма?

А ведь ответ лежит на поверхности, он является следствием не только социально-политических процессов в различных странах, но и результатом развития научных знаний, в возникновении новых, неведомых для XIX века направлений – кибернетики, информатики и синергетики.

К. Маркс и его последователи утверждали, что человечество развивается (и на этом основан «Манифест коммунистической партии») в результате борьбы классов – класса эксплуататоров и класса эксплуатируемых. Сначала – рабовладельцев и рабов, затем феодалов и крепостных крестьян, затем капиталистов (буржуа) и рабочих.

А на самом деле, человеческое общество развивается совсем по другой причине – в результате все большего научно-технического прогресса. Иными словами – развития интеллекта, разума.

И вот, если посмотреть с этой точки зрения, то история выглядит совсем не так, как следует из идей «манифеста».

В первую очередь – главной движущей силой любого общества являются носители его разума, т.е. интеллигенция. То, что Сталин презрительно называл «прослойка», а Ленин – «гнилая интеллигенция» или просто г…

Иными словами – креативным классом, т.е. классом, обуславливающим развитие общества, является интеллигенция, а не пролетариат или какие-либо иные слои общества.

 

2. КТО ЖЕ ТАКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ?

Провозгласив эту, довольно кратко сформулированную истину, неожиданно обнаруживаешь ее неточность, размытость.

Ну, начать хотя бы с того, а кто именно может быть отнесен к интеллигенции? Ответ вроде бы звучит просто: интеллигент – это тот, чей труд умственный. Еще проще – человек с высшим или средним профессиональным образованием: инженер, техник, ученый, врач, деятель культуры, учитель, менеджер, экономист и так далее, и тому подобное.

Собственно, именно эти люди, как правило, инициировали общественные волнения и даже смену власти и социального строя.

Но, поразмыслив, обнаруживаешь, что не всё так просто. Начнем с простого примера: кто такой пианист (скрипач, барабанщик, баянист…) – работник умственного или физического труда? То, что его главный инструмент – мышцы рук, относит его к категории работников физического труда. Он исполняет мелодии, созданные композитором, а не им самим, и записанные в виде нот. Чем он отличается от токаря, который на станке вытачивает деталь, начерченную на чертеже инженером? И все-таки, почему-то мы относим музыкантов к интеллигенции, т.е. работникам умственного труда, а не физического. А токаря – к рабочему классу? Почему?

Почему хирург, основная работа которого физическая – интеллигент, а шофер, основная работа которого управлять путем незначительных усилий рулем и рычагами управления – рабочий?

Таких вопросов сотни. И единственный способ найти правильный ответ – понять, что такое интеллект человека и как он функционирует? Не забывая при этом о главной цели данного манифеста – обоснование разума как главной движущей силы развития общества и понимание того, к чему должно прийти человечество под воздействием этой силы.

Пока же согласимся с идеей о том, что интеллигент – это человек, чей главный рабочий инструмент – его мозг.

Посмотрим же, что современной науке известно о строении и работе интеллекта.

 

3. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТ,
КАК ОН УСТРОЕН И ДЕЙСТВУЕТ?

Главное отличие человека от всех других живых существ на земле заключается в наличии у него интеллекта. Его основное назначение – предвидение будущих событий и даже управление ими. Другие животные тоже предвидят будущие события и пытаются склонить в свою пользу. Для этого у них есть органы чувств и память – генетическая (инстинкты) и вырабатываемая в процессе жизни (условные рефлексы). Но все это не идет ни в какое сравнение с умением предвидеть будущее людьми ни по глубине, ни по многообразию мысленных вариантов, возникающих в данной конкретной обстановке развития событий. Удобнее всего представить структуру интеллекта в виде двойной цепочки обратной связи.

Напомним, что отрицательная обратная связь (или просто обратная связь) является главной структурой управляемых систем. Суть ее действия заключается в том, что порядок, который создает в окружающем мире управляемая система, заложен в маленьком ее органе. В теории управления этот орган именуется эталонным. По сути дела, это орган долгосрочной памяти. В нем заложен тот порядок, который накапливался в предыдущий период времени существования данного объекта или тех объектов, из которых он образовался. У интеллекта таким органом служит тезаурус (по-латински, сокровище) – сплав способностей, знаний и умений человека. (Подробнее об этом можно узнать, в частности, в моей монографии «Интроника», издательство «Lap Lambept», Academic Publishing, Saarbruken, Deutschland, 2012.).

Максимум того, что может совершить человек в течение своей жизни, заложено в этом тезаурусе. Для того чтобы разобраться в сути определения тезауруса, необходимо учесть, что в основе всей жизнедеятельности человека, как, впрочем, и всех других животных, лежит долговременная память, реализуемая как рефлексы – условные и безусловные. Последние также именуются инстинктами. Инстинкты мы получаем по наследству от наших родителей – это половой инстинкт, инстинкт сна, обмена веществ и бездна других. Сам интеллект – тоже инстинкт, главный инстинкт человека.

Этот инстинкт весьма сложен. Способности – это те составляющие интеллекта, которые предопределяют деятельность всех других его компонентов. Это музыкальные, художественные, математические, физические и многие другие способности, заложенные в нашем мозгу с рождения. Но все эти способности обычно проявляются в результате обучения, т.е. выработки условных рефлексов. Например, Александр Пушкин, несмотря на свою природную одаренность, не сумел бы написать ни одного стиха, не говоря уже о поэмах, если бы его не научили писать и читать. А ведь не надо забывать, в начале XIX века в России 95 % населения было безграмотным. Поэтому в тезаурусе – базисном органе интеллекта – так важен именно сплав способностей, знаний и умений.

Все остальные компоненты интеллекта направлены на то, чтобы претворить сложнейший порядок, сосредоточенный в тезаурусе, в окружающем мире (природе) и в самом человеке. Ибо всей своей деятельностью человек (homo sapiens sapiens) стремится реализовать две цели – общебиологическую (обеспечить свое собственное существование) и главную для интеллекта – преобразование (упорядочивание) окружающей среды. Обратная связь, нацеленная на преобразование (упорядочение) окружающего мира, состоит из следующих частей: (природа) → познание → творчество → труд → (природа), а вторая, нацеленная на обеспечение жизнедеятельности самой личности: (человек) → самопознание → мировоззрение → воля →(человек).

Первая цепочка обратной связи интеллекта начинается с познания. Главное в познании не восприятие органами чувств человека объектов и событий окружающего мира, а их анализ, т.е. мысленное расчленение на части и последующий синтез. Именно способность к анализу – умению разглядеть в объектах и событиях окружающего мира составные части, понять их поведение в настоящем и будущем, и, наконец, их совместное существование (синтез) и является главным преимуществом человека перед другими животными.

Вершиной познания является создание научной теории, благодаря которой человек выявляет внутренние связи различных объектов и явлений.

Но склонность к анализу и синтезу порождает следующий, узловой, с точки зрения своего предназначения, компонент интеллекта – творчество.

Информация, которую получает мозг человека в результате познания, и является побудительным стимулом для работы этого следующего компонента интеллекта. Но часто она также закладывается в долговременную память, тем самым обогащая тезаурус.

Следует подчеркнуть, что природа в процессе эволюции выработала у человека не только весьма совершенный механизм познания природы, но и мощные стимулы (внутреннюю потребность) в получении этих знаний – любопытство, жажду узнавания неизведанного и приключений, удивление, эстетическое чувство.

Творчество – основной компонент интеллекта. Его чаще всего именуют мышлением. Его основное назначение – мысленное формирование будущей ситуации. Оно складывается из двух элементов – образное (интуитивное) и логическое мышление. Интересно, что за оба этих элемента отвечают разные полушария головного мозга: за образное – правое, а за логическое – левое.

Образное творчество заключается в том, что человек мысленно представляет себе будущий объект или событие.

Логическое мышление – это продумывание перехода от настоящего состояния окружающего мира к той ситуации, которую «нарисовало» образное мышление.

Способность создавать в воображении мысленные образы будущего, кстати, используется человеком и для других целей, например, чтобы представить себе, как происходили какие-либо события в далеком прошлом или на отдаленном расстоянии.

Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд подразделил работу мозга на два уровня – сознание и подсознание. В наше время мы имеем конкретную модель такого разделения – процесс переработки информации компьютером – та часть процесса, которая высвечивается на мониторе – аналог сознания, а та часть, которая скрыта от наблюдения и проявляется в виде результата –подсознания. Это сравнение, кстати, позволяет понять, что объем мыслительной (творческой) деятельности подсознания значительно превосходит таковой у сознания.

Как видим, сознание – это та часть мыслительной деятельности, которая находится под внутренним самоконтролем мозга. Другими словами, в нем есть группа клеток, которые управляют самим мыслительным процессом, группа клеток, которые рождают мысли (идеи), группа оперативной памяти, которая запоминает их, затем группа, которая сверяет их с тем, что заложено в долговременной памяти, группа, вновь возвращающая их в группу рождения идей для последующей доработки. Эта же группа, по-видимому, также отправляет (дает сигнал) созданную идею для последующей реализации другим органам человека, например, мышцам.

Эта замкнутая цепочка формирования идеи в сознании, таким образом, позволяет ее обдумать, уточнить, доработать прежде, чем отправить для реализации. Кстати, группа оперативной памяти может направить эту идею в орган долгосрочной памяти, т.е. в подсознание.

Что касается идей, рожденных в подсознании, то они все равно реализуются через сознание (если реализуются!!!) и лишь затем передаются для исполнения мышцам. Правда, очень многими профессиональными движениями мышц управляет непосредственно подсознание. Например, пальцами пианиста или руками баскетболиста, бросающего мяч в корзину. Следует отметить, что по Фрейду, подсознание связывает интеллект с другими инстинктами человека.

Основным продуктом творчества являются идеи (мысли). Как правило, они предназначены для мышц (включая мышцы ротовой полости, реализующие речь). Тем самым творчество смыкается со следующим компонентом интеллекта – трудом.

Труд – это реализация идей, рожденных мыслью человека в окружающем мире.

В XXI веке, в отличие от XIX, когда писался «Манифест коммунистической партии», труд рабочих все более заменяется на сложную механизированную и автоматизированную работу по управлению машинами, механизмами, технологическими установками и т.п. И хотя главная особенность труда людей – прежде чем начать что-либо делать, мысленно представить, что должно получиться, – осталась, сам характер труда существенно изменился. Неизмеримо большее значение приобретают производственные навыки, то есть рефлексы, позволяющие в считанные доли секунды оценить все происходящее, принять решение и реализовать его. Поэтому современному труду предшествуют не только идеи сознания, но и подсознания.

Как видим, современный трудящийся все более из пролетария превращается в интеллигента. Это и операторы станков с программным управлением, компьютерщики, летчики, наладчики и т.п.

Вторая цепочка обратной связи связана с деятельностью интеллекта, направленной на обеспечение жизнедеятельности самого его обладателя – человека. Каждый компонент этой цепочки не менее сложен, чем предыдущие.

Первый из них – самопознание. Хотя предпосылка его возникновения – обычная биологическая цель – самосохранение, – он существенно отличается от инстинктов высших животных, направленных на выживание.

Во-первых, человек, в отличие от большинства животных, осознает самого себя: глядя на руку, он понимает, что это его рука, глядя в зеркало, он понимает, что там его изображение. Вообще, эксперимент с зеркалом, как ни что иное, определяет уровень осознания животным самого себя. Пожалуй, только человекообразные и близкие к ним приматы осознают, что в зеркале они видят самих себя. Например, когда макака увидела на своем изображении в зеркале белое пятно на лбу (его предварительно нанесли ей мелом), она начала рукой стирать его. Впрочем, обнаружено, что и слоны «узнают» себя в зеркале. Все это, разумеется, не идет ни в какое сравнение с осознанием человеком самого себя, своей внешности и своих органов. Но осознание человеком самого себя как особого объекта природы, наиболее близкого, наиболее ценного для себя, о котором ему надлежит заботиться, – это начальный уровень самопознания.

Во-вторых, осознание человеком своей взаимосвязи с другими себе подобными существами. Эта взаимосвязь также осознается в виде весьма сложной системы понятий – семейной, родовой, национальной, социальной, сословной, производственной. Отсюда вытекает стройная система интеллектуальных потребностей человека – культурных, художественных, мировоззренческих, культовых и многих других. Все это породило гуманитарные области знаний.

В-третьих, наличие у человека внутреннего мира. Сам по себе внутренний мир или духовная жизнь (душа) возникает у человека как результат другого компонента – творчества, однако осознание его является высшим уровнем самопознания. Человек не просто живет параллельно с внешней жизнью еще и в этом мире, но и считает его сохранение более важной для себя целью, нежели сохранение своей материальной оболочки. Если человеку предложить на выбор: сохранить тело, но потерять рассудок, или сохранить рассудок, но в бестелесной форме, то он, скорее всего, предпочтет второе. По сути дела, именно этот внутренний мир (душу) каждый из нас идентифицирует с самим собой. Недаром З. Фрейд назвал его эго (я).

Следующим звеном этой цепочки является мировоззрение – компонент интеллекта, параллельный творчеству. Но если творчество – это стремление представить себе будущее окружающих человека объектов и явлений, то мировоззрение – это желание человека определить, увидеть мысленным взором свое собственное будущее, наметить средства и стадии его достижения.

Мировоззрение человека формируется на его собственных знаниях, на результатах процесса самопознания. В случае, если знания человека недостаточны для того, чтобы представить свое будущее, человек подменяет их верой. Вера основана на доверии к знаниям других, на принятии тех моделей будущего, которые ими предложены, без критического анализа. Иногда веру отождествляют с религией. Однако это не совсем точно. Религия – более широкое понятие. Она включает в себя попытку описать окружающий нас мир, т.е. элемент познания, наш внутренний, духовный мир, т.е. самопознание, подчеркивает, что назначение человека – не просто есть, спать, воспроизводить потомство и исполнять другие биологические функции, но и воздействовать на природу, быть ее царем, управителем. Все это побуждает мозг человека к творчеству. Следовательно, более правильно было бы назвать религию базовой формой проявления интеллекта. Вера же является главным компонентом религии, формирующей внутренний, духовный мир религиозного человека.

Другая форма мировоззрения – критический анализ имеющихся знаний с целью выработки наиболее правильного представления о будущем развитии природы и человечества. Это научный путь формирования мировоззрения. Наука, предметом которой является мировоззрение, именуется философией. Философская основа мировоззрения представляется предпочтительнее религиозной, так как основана на знаниях, полученных наукой. Следует отметить, что философские доктрины развивались сначала внутри религиозных течений и лишь в XVIXVII веках сформировались как самостоятельная деятельность. И хотя родоначальниками философии были древние греки, до этого времени она не стала базовой мировоззренческой доктриной, т.е. основой развития интеллекта.

Суть этого перехода заключалась в том, что «поле деятельности» бога по мере накопления знаний все более и более сужалось – он становился олицетворением упорядоченности природы, царящей в ней гармонии, ее законов. Ему даже было придумано иное название – «разум».

Многочисленные течения философии часто взаимно исключали друг друга, но среди них можно определить три основных направления. Первое, начало которому положил Б. Спиноза, признавало наличие объективной, независимой от сознания исследователей физической реальности. Эту реальность наука постепенно постигает, все ближе подвигаясь к истинному ее пониманию. Сама реальность, по мысли этих философов, включает в себя материальный, вещественный субстрат и самостоятельно от него существующую гармонию, обеспечивающую упорядоченность природы. Пространство и время определяются как «сцена», на которой разыгрывается драма природы. В той или иной степени этот подход разделяли впоследствии Д. Бруно, Декарт, Ньютон, Эйнштейн, из философов – Кант, Гегель, а из политологов – идеологи французской революции Вольтер, Руссо и Дидро. Главный вопрос – о цели человеческой жизни, о назначении человека – у этого направления естественно сводился к реализации всемирного разума, к максимальному упорядочению природы, к повышению ее гармонии.

Вторая ветвь связана с проблемой оценки истинности наших знаний об окружающей природе. Сторонники этого направления в центр мироздания ставят сам интеллект человека, а весь мир рассматривают как некоторые придуманные им схемы. Наличие объективных, не зависящих от сознания явлений, их не смущает, так как они проводят параллель с математикой, в которой правила взаимодействия объектов, придуманных человеком, тоже не зависят от их «творца». Естественно, что главную цель существования интеллекта они видят в одном – в существовании мира вообще. Ведь если нет человека и его интеллекта, то нет и его творения – мира. Пожалуй, в наиболее отчетливом виде эту концепцию изложил в XVIII веке Юм, а из физиков, наиболее последовательно поддержавших ее, следует назвать Маха и А. Пуанкаре. В идеологическом плане – плане взаимодействия людей друг с другом – это направление развивали Шопенгауэр, Ницше. По их мнению, историю общества делают выдающиеся личности, принадлежащие к избранным нациям. Всем остальным людям и природе отводилась роль пассивных исполнителей их воли.

И, наконец, третья ветвь основана на том, что единственным компонентом природы является материя. Логика возникновения этого направления проста.

Монотеистическая религия исходила из того, что в мире есть две сущности – бог и материя. Но раз научные открытия опровергли мифы, связанные с существованием бога, значит, осталась одна материя. Так вместе с пеной был выброшен ребенок. Перед материалистами возник вопрос – а как же быть с порядком, как быть с гармонией природы, с ее законами? Откуда они взялись? Сначала материалисты отмахнулись простым ответом – порядок либо возник в результате неведомого акта творения, либо существовал вечно. Оба этих соображения опровергались наукой – было установлено, что современный порядок возник в результате длительной эволюции. Законы, которые управляли природными явлениями на Земле многие миллионы лет назад, отличаются от тех, что действуют сейчас. Причем с течением времени они все более усложняются, а природа становится все более гармоничной.

Чтобы спасти идею об однокомпонентности природы, материалисты использовали диалектику. Но диалектика предполагает наличие в природе еще одного компонента, помимо материи, – движения. Чтобы закамуфлировать такую логическую натяжку, материалисты объявили движение «свойством» материи, т.е. чем-то второстепенным. И свою доктрину объявили «диалектический материализм», используя весьма лукавый прием софистики. Дело в том, что в человеческой речи прилагательное менее значимо, нежели имя существительное. Значит, диалектика – это пристяжная лошадка к главному компоненту природы – материи. Впрочем, диалектика не согласуется с современной наукой, такими ее направлениями, как кибернетика, синергетика, генетика. Поэтому построенное на этой доктрине многоэтажное идеологическое и политическое здание рухнуло.

Как видим, из всех этих направлений мировоззрения главным, стержневым следует признать первое – направление так называемых «рационалистов». Нетрудно заметить, что вся структура современного естествознания исходит из того, что материя является не единственным, а одним из трех суверенных компонентов мироздания, включающих в себя порядок и пространство – время. Поэтому и целью деятельности интеллекта следует признать то, что было сформулировано выше – создание гармонии, упорядоченности природы. С этой точки зрения деятельность композитора, создающего гармонию звуков, нельзя принципиально считать вторичной по отношению к деятельности лесоруба, деятельность конструктора по отношению к деятельности каменщика, художника – по отношению к маляру, ученого – по отношению к хлеборобу. Все эти виды деятельности оказываются качественно эквивалентны и различаются количественно – по величине созданной отрицательной энтропии (информации).

Еще одним компонентом интеллекта, замыкающим вторую цепочку обратной связи, является воля. Воля – это и широта интересов человека, и смелость, с которой он решается творить новые, ранее не решаемые проблемы. Но главное – это способность претворять рожденные идеи трудом в жизнь. В процессе творчества или мировоззренческой деятельности мозг человека рождает идеи. Но прежде, чем начать претворять их в жизнь, он должен принять решение. Принятие решения – главное содержание воли. Конечно, и здесь все зависит от личности, точнее от тезауруса человека. Есть люди авантюристического склада – они очень решительны, но при этом весьма поверхностно продумывают все последствия принимаемых решений. Есть, наоборот, люди нерешительные – хорошо продумав какой-нибудь шаг, они никак не могут его сделать. Но главное не в этом. В подавляющем большинстве случаев воля определяется мировоззрением человека. Даже такие свойства характера, как авантюристичность или нерешительность, сначала формируют мировоззренческий компонент интеллекта и лишь через него воздействуют на волю. О влиянии мировоззрения на волю человека можно судить, например, по такому историческому факту. Как известно, в 1492 году европейцы открыли Америку. Возникает вопрос, а почему не коренные жители Америки, которых из-за ошибки Колумба стали называть индейцами, открыли Европу? Если проанализировать ситуацию XIIXV веков, то станет ясно, что наибольшая экспансия была у народов, исповедовавших монотеистические религии – иудаизм, христианство и ислам. Именно эти религии были наиболее близки к современному научному взгляду на природу и поэтому максимально развязывали волю людям и целым народам. Развитие индейцев не вышло за пределы языческой религии, и их кругозор просто не позволял им дойти до мысли о поисках других земель и материков. Как видим, не уровень умственных способностей, который, как показывает поздняя история и настоящее время, у индейцев не ниже, чем у европейцев, а запоздалое развитие мировоззрения, а вслед за ним и воли, дали преимущество последним.

Воля конкретного человека связана не только законами природы и уровнем его знаний (тезаурусом), но и законами его взаимодействия с другими людьми. Поэтому она тесно переплетается еще с одним фактором деятельности интеллекта – свободой, т.е. возможностью заниматься творческой деятельностью.

 

4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
И ЕГО СТРУКТУРА

Индивидуальный интеллект человека устроен так, как если бы он являлся составной частью коллективного интеллекта. Выше сознательно были исключены из описания интеллекта те его органы, которые непосредственно связаны с коллективным мышлением, хотя вполне органично вписываются в общую цепь взаимосвязи всех его разделов. Здесь же, наоборот, внимание будет сосредоточено на тех элементах индивидуального интеллекта, которые обусловливают его взаимодействие с другими.

По Фрейду, высший уровень деятельности интеллекта – сознание – имеет два подуровня: собственно сознаниея» или «эго») и сверхсознаниесверх я» или «альтерэго»). Вот этот-то последний уровень и является тем главным инстинктивным механизмом, который побуждает людей взаимодействовать друг с другом.

Сверхсознание складывается из следующих частей: 1) речь или язык; 2) соревновательность (по Фрейду «инстинкт значимости»); 3) правила нравственности и морали.

Речь изначально складывалась как система звуковых сигналов, с помощью которой один человек сообщал другому свои мысли. На основе речи появилась письменность – знаковая система передачи мыслей. И хотя в наше время трудно сказать, какой именно из этих двух способов является доминирующим, тем не менее исторически так сложилось, что обе эти формы обмена мыслями чаще всего обобщенно именуются «речь» или «язык». Мы также используем эту терминологию.

Главное отличие речи от звуковых сигналов других животных, включая самых высокоразвитых, например, шимпанзе или гориллы, заключается в том, что люди сообщают с ее помощью сюжеты своей внутренней жизни – то, что видит их внутренний взор, или слышит их внутренний слух, или к какому они пришли решению, или что хранит их память, или какие их обуревают эмоции.

Характерно, что само мышление человека устроено так, что в окончательном виде наши мысли имеют форму речевых фраз. Следовательно, организация индивидуальной интеллектуальной деятельности такова, что без существования других людей она была бы невозможна. Мы мыслим таким образом, чтобы наши идеи можно было сообщить другим людям.

Следующая функция речи – систематизация человеческого мышления. Первичная стадия этой систематизации – лингвистическая. Законы построения фраз, их взаимосвязь позволяет людям не только наиболее точно донести друг до друга абстрактные образы, возникшие в их сознании, но и упорядочивают само мышление человека. Чем лучше человек владеет законами лингвистики, тем точнее и четче он мыслит.

Более высокая стадия систематизации человеческого мышления – математическая. С этой точки зрения математика – наиболее сложная форма речи, которая имеет дело только с обобщенными, абстрактными понятиями. Математика – это язык науки, язык логического мышления.

Необходимо отметить, что математика связана с углублением перехода от звуковой речи к письменной. В математике главное – письменные символы. Звуковые же играют вспомогательную роль.

Как правило, лингвистические и математические законы упорядочивают разные виды интеллектуальной деятельности – первые главным образом интуитивное, образное мышление, а вторые – логическое.

Надо сказать, что язык – не единственный способ передачи мыслей между людьми. Люди передают их с помощью мимики, жестов, поз. Более высокий по уровню сложности способ – с помощью искусства: музыки, картин, скульптур, запахов. Эти способы воздействуют не напрямую на мыслительный аппарат, а на эмоциональную сферу, подсознание, которое затем и порождает определенный строй мыслей. Все эти средства используются каждым человеком сознательно или подсознательно с единственной целью – обеспечить свое значимое участие в создании коллективного мышления.

Второй инстинктивной предпосылкой общественного интеллекта является соревновательность. Каждый человек стремится не просто сообщить другим людям свои мысли, но и пытается добиться их доминирования над другими. Помимо тех средств, о которых было сказано выше, каждый из нас добивается признания своих идей путем их наиболее тщательного аргументирования, путем высокого профессионализма в своей деятельности. Впрочем, не исключаются и иные способы воздействия на коллективное сознание – использование более высокого общественного положения, а порой и приемы оппортунистического вида – подавление воли другого, обман и т.п.

Третьим компонентом сверхсознания является нравственность или мораль. И здесь существенную роль играют врожденные инстинктивные потребности, в частности, чувства родителей к детям, и альтруизм (способность пожертвовать своими интересами ради других). Однако в окончательном виде этот инстинкт в настоящее время не оформился. Зигмунд Фрейд считал главным хранилищем нравственности религию. В частности, по его мнению, именно монотеистическая религия позволила создать такую идеологическую основу, которая способствовала наиболее интенсивному развитию принявшим ее народам.

Тем не менее следует признать, что инстинктом человека, наследуемым генетическим путем, принципом его деятельности этика не стала. С этой точки зрения общественный интеллект как объект природы, не достроен. (Достаточно задаться вопросом, может ли одна пчела втайне от других спрятаться в улье и лакомиться медом?).

Помимо сверхсознания, в основе общественного интеллекта лежит ряд других инстинктов, таких, например, как инстинкт коллективного поведения, а также половой инстинкт.

Инстинкт коллективного поведения (зоосоциальный инстинкт) существенным образом отличается от стадного инстинкта животных, хотя и содержит отдельные родственные черты. Роднит человека со стадными животными стремление поступать во многих случаях «как все». Отсюда – роль моды, всякого рода коллективные психозы, вроде паники, стремления подчиниться «харизматической личности».

Однако главное в инстинкте коллективного поведения – иерархическое строение человеческого сообщества. Каждый человек занимает определенную ступеньку общественной лестницы. Это значит, что есть кто-то, кто возвышается над ним, и кто-то, кто располагается ниже. Поэтому у каждого человека имеется еще одна цель (помимо перечисленных выше) – подняться как можно выше по социальной лестнице. Эта цель может доминировать над двумя перечисленными ранее. Однако в среднестатистическом исчислении ее роль по сути своей направлена на интенсификацию главной цели интеллекта – преобразование (упорядочение) окружающей среды. Достаточно вспомнить происходившее в 60–70-х годах двадцатого века соревнование между Советским Союзом и США за первенство в освоении космического пространства. Или конкуренцию японских, европейских и американских фирм в области электроники.

Инстинктивное стремление занять более высокую ступень в социальной иерархии свойственно не только людям, но некоторым из высших животных, например, шимпанзе. Однако в человеческом сообществе это стремление носит гораздо более сложный характер и опирается не на физические данные субъекта, а на его интеллект. При этом сама иерархическая лестница носит весьма сложный характер. Ученый стремится занять наиболее высокую ступень в научном мире, балерина – в балете, политик – в органах власти, бизнесмен – в области коммерции. Эти лестницы могут весьма причудливым образом пересекаться, образуя сложные цепочки обратной связи.

Еще одним инстинктом, существенно влияющим на формирование общественного интеллекта, является половой.

Во-первых, он лежит в основе создания базовой ячейки общества – семьи. Во-вторых, половой принцип размножения приводит к созданию этноса – генетической основы формирования общественного интеллекта. Половой принцип включает всю популяцию в процесс выработки генетических особенностей каждого организма, относящегося к ней. Лучше всего разобраться в этом, представив себе, что у каждого человека 2 родителей, 4 прародителей, 8 прапрародителей и т.д. Если принять, что в течение столетия сменяется 4 поколения (25 лет – средний репродуктивный возраст человека), то за тысячелетие – срок формирования этноса – у каждого человека накопится 240 ≈1012 предков (т.е. больше, чем жило людей на Земле за все время существования Homo sapiens'a). Ясно, что между прародителями обязательно должны быть родственники. Если к тому же учесть, что скорости перемещения людей до последних двух столетий не превышала пары десятков километров в день, то легко понять, что все члены какого-либо сообщества, проживающего на сравнительно небольшом ареале, – достаточно близкие родственники. Иными словами, этнос – это не только множество людей, говорящих на одном и том же языке и населяющих регион с определенным климатом, но и обладающих весьма схожими генетическими особенностями.

Но, как правило, эти особенности носят второстепенный характер. Мы же здесь рассматриваем общие законы функционирования общественного интеллекта, не зависящие от специфики отдельных наций.

Половой инстинкт сыграл, надо полагать, существенную роль в развитии всех других инстинктов человека, лежащих в основе общественного интеллекта. Так, например, обмен звуковыми сигналами у высших животных – птиц и млекопитающих – в основном связан с половыми проблемами. Следовательно, в развитии речи большую роль сыграл именно половой инстинкт.

Половой инстинкт сформировал еще одно важное качество интеллекта – эстетическое чувство. Главное назначение эстетики – не просто инициировать мозг человека к формированию порядка, но к созданию прекрасного, т.е. порядка, содержащего большое количество информации главным образом за счет весьма компактного сочетания формирующих его законов.