Молодёжь и сетература

Молодёжь и сетература

Нет ни одного молодого человека, который ни разу не слышал бы обвинения в том, что современное поколение ничего не интересует, духовно оно не развивается и книги в руки не берёт. Но соответствуют ли эти упрёки действительности? А вот и нет. Как и в любой возрастной группе, у молодых разные интересы и разные способности. Но обесценивать старания и достижения одних из-за неудач других – несправедливо. Если не читают и не творят одни – не значит, что не творит и не читает никто. Амбициозные, мечтательные и трудолюбивые молодые люди заслуживают, чтобы о них говорили – и говорили хорошо.

Молодёжь активно пользуется Всемирной паутиной. Для творческих ребят там много возможностей. Она сами организуют площадки для своих произведений, сами решают, как её оформлять, и сами придумывают для неё правила. Они стараются изо всех сил, учатся, делятся творчеством с единомышленниками, знакомятся с плодами стараний других.

Для сетевой литературы уже и название придумали – сетература. И она – не для слабонервных авторов. Опубликовав свой текст, юный писатель должен быть готов не столько к безмерному восхищению, сколько к осуждению и критике. Привыкнуть непросто, но закаляются и нервы, и профессиональные навыки, которые приходится подтягивать, чтобы угодить как можно большему количеству искушённых читателей.

Важной положительной особенностью публикации в Сети является то, что нет проблем с обратной связью, можно беспрепятственно вести диалог с читателем и даже делать его какого-то рода соавтором.

Другое дело, что уважаемых интернет-площадок для этого немного, потому что, как правило, цензура и отбор материала в сетевых изданиях не такой тщательный, как в печатных, если он вообще есть (особенно это касается случаев, когда автор публикует «сам себя»). Но, несмотря на это, у автора есть возможность проявить себя с лучшей писательской стороны, чтобы позже его заметили и полюбили читатели.

Для того чтобы иметь успех в Сети как писатель, автор должен обладать не только литературными талантами, но и хоть капельку – маркетинговыми. Конкуренция большая; чтобы тебя заметили, занесли в список «родных и неповторимых», приходится разбираться с азами рекламы, общаться с аудиторией, налаживать обратную связь. Плохо, если получилось так, что автор привлёк не ту аудиторию, для которой писал. Придётся не только начать всё сначала, но и постараться не запятнать свою репутацию «необязательностью».

Это факт: не всякому человеку нравится общение с людьми. Но читатели любят, когда их ценят или хотя бы всего лишь уделяют им чуточку времени. Конечно, бывают случаи, когда и «молчаливый» автор приходится им по сердцу – но только если это идёт в комплекте с его загадочным образом. Если же это не так, да и общение не приносит удовольствия, выход простой – нужно просто найти достойного посредника, которому можно целиком и полностью довериться. Всё-таки ему полагается общаться от имени автора.

Важен эффект «сарафанного радио» – чтобы об авторе рассказывали, его хвалили и советовали. К тому же читатели, которые уже слышали от своих знакомых положительные комментарии о творчестве писателя, скорее всего, и сами будут придерживаться о нём лестного мнения.

Так что независимо от того, какой способ публикации выбрал писатель, – простых путей ему не найти. С этой мыслью не сразу, но свыкаешься. Нужно набраться терпения, сил, мудрости и выкроить время не только на написание текста, но и на его опеку в Сети.

И какие же жанры популярны у молодых сетевых авторов? На пьедестале самых обожаемых жанров у юных писателей и читателей всё прочнее устанавливается фэнтези, даже несмотря на то, что этот жанр очень сложный и многогранный. Также молодые люди предпочитают мистику, ужасы, научную фантастику, а романтическая проза, пожалуй, не выйдет из моды никогда. Сюжеты о том, как подростки меняют устаревшую систему не всегда справедливого мира, всё чаще встречаются в разного рода романах. Значит, молодые всей душой жаждут сказки, приятных перемен, мечтают изменить мир к лучшему – и подпитывают свои благородные стремления определёнными книгами.

Но чем пространно размышлять о сетевых авторах, каково им, лучше спросить у них лично. Так я и сделала, и вот какие ответы получила:

1) Ты, как молодой автор, выбрал(а) как основную площадку для публикации своих рассказов Сеть. Почему?

Потому что в Интернете очень просто опубликовать свои произведения и можно сразу же узнать мнение о них. Это подкупает. (Елена Сирин, 17 лет)

Ну, Сеть – потому что это быстро, легко и удобно, ничего сверхъестественного. (Денис Печенников, 21 год)

Это отличный способ получить читателей с минимальным количеством посредников. В идеале – вообще без. (Сморен Фрилайт, 28 лет)

2) Какие плюсы и минусы ждут молодого автора, который решил «самоиздаваться» в Интернете?

Плюсы: просто опубликоваться, можно узнать мнение о своём творчестве. Минусов нет. (Е.С.)

Плюсы: наличие обратной связи от читателей, простота в организации размещения текстов. Минусы: воровство текстов, сложности в раскрутке своего ресурса. (С.Ф.)

3) Как ты думаешь, какие темы в твоём творчестве – основополагающие?

Любовь, предательство, дружба, жестокость, мечты. (Е.С.)

Основополагающие темы в творчестве самые разные, скорее всего, это отношения людей друг к другу, общее мировоззрение, отношение человека к обществу. (Д.П.)

Основной посыл – чудеса происходят не только в иных волшебных мирах или параллельных реальностях, за ними необязательно ломиться на край света. Они рядом – в соседнем подъезде, в арке старого двора, в парке возле фонаря, на крыше дома и т.д. – главное – уметь эти чудеса замечать, ну и не забывать самому творить их по мере возможностей. (С.Ф.)

4) Что подтолкнуло тебя к рассмотрению этих вопросов, проблем из современной жизни общества, что хотелось бы тебе изменить?

Хотелось бы, чтобы люди стали добрее. (Е.С.)

Почему именно эти темы? Это интересно, без этого никуда, будучи нелюдимым, так я делаю попытки разобраться в этом. Я хотел бы изменить много чего, но самое главное – стереотипное мышление. Чтобы люди сами решали и делали выбор, не опираясь на чужие мнения, хотя это сложно. (Д.П.)

Подтолкнула рутина, в которой утопают жители больших городов, вечная спешка, дела, работа, учёба. Должно быть в этой непроглядной серости место чуду, которое выбрасывает из зоны комфорта, дарит новые впечатления и по-своему меняет мир вокруг. (С.Ф.)

5) Какая возрастная аудитория у твоих читателей?

В основном молодёжь. (Е.С.)

Молодые люди. (Д.П.)

Моя аудитория – от 14-15 лет и до бесконечности. Впрочем, чаще мои сказки приходятся по вкусу студентам. Но и попадаются представители старшего поколения, которым тоже не хватает в жизни чуда. (С.Ф.)

6) Какое напутствие ты хотел(а) бы дать своим ровесникам, молодёжи?

Не нужно стесняться своего творчества. (Е.С.)

Будьте свободными, не поддавайтесь мнению большинства, приходите к решениям и идеям своим мышлением, а не по упрощённому варианту – слушать мнение любимого блогера и выдавать его за своё. (Д.П.)

Творите чудеса – и они будут твориться с вами! (С.Ф.)

Уточню, что я опиралась не только на слова других молодых сетевых авторов, но и на свой опыт, который успела получить – и продолжаю получать с переменным успехом.

Вспоминается много примеров того, как писатель сначала публиковался в Сети, а потом его полюбили и напечатали. Суть в том, что всё начинается с любви – автора к читателю, читателя к автору. И чем бы сетературный опыт не закончился, нужно подходить у нему со всей душой и сердцем – тогда точно и разбитого корыта не остаться.

Последнее слово, конечно же, всегда остаётся за читателем. И вот что говорит один из них:

Какую литературу ты читаешь, электронную или бумажную? Чем тебе больше нравится тот или этот тип?

Всё зависит от обстоятельств. Бывает настроение, когда хочется держать книгу в руках, полностью проникнуться атмосферой, вдохнуть запах страничек. Электронную я читаю тогда, когда нет возможности купить. Своё предпочтение я отдам бумажным вариантам книг, так как нет ничего лучше, чем запах типографской краски. Когда книга находится в твоих руках, ты словно чувствуешь тесную связь с автором и его героями. Ты будто находишься в их мире.

Что бы ты пожелала молодым авторам, которые, возможно, ещё только находят себя?

Не воспринимайте критику близко к сердцу, старайтесь к ней прислушиваться и делать определённые для себя выводы. Никогда не говорите себе «не получается», «не могу», «хватит». Если вы выбрали писательскую сферу, то продолжайте в том же духе. Может, именно вашу биографию и ваши произведения будут изучать в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях. (Кристина Чекменёва, 20 лет)

Я, в свою очередь, скажу, что как человек, которому важна, скорее, суть предмета, наслаждаюсь литературой из Интернета. В том числе и потому, что легко могу найти творчество, которое мне могло бы понравиться, лишь обозначив в поисковой строке тему и жанр.