Наш старый цирк

Наш старый цирк

К праздничным мероприятиям пятидесятилетнего юбилея Новосибирского цирка не лишним будет вспомнить его историю, которая начинается в конце XIX века. Первые сведения о представлениях циркового балагана в Ново-Николаевске относятся к концу 1899 года. Артисты давали свои представления на больших ярмарках в незамысловатой палатке, которую ставили на Базарной площади (ныне пл. Ленина). А с 1904 года у нас начали строить стационарные каркасно-засыпные цирки1. Их открывали ранней весной, ближе к Масленице. Это были круглые деревянные шатры с ареной в центре, парой рядов кресел вокруг, а далее ложи, и уж потом скамейки и галерка. Причем в цирк было два входа: один к креслам и ложам, а второй, по уличной лестнице, сразу на галерку.

Все цирки были частными и назывались по именам хозяев — Коромыслова, Изако, Ефимова, Панкратова, Стрепетова, Злобина, Юпатова и других. Публика очень охотно посещала представления, и долгое время на Кабинетской площади (также иногда называемой Конной) располагались сразу два цирковых шатра: Александра Коромыслова и Михаила Злобина — на углу улиц Кузнецкой и Алтайской (ныне Ленина и Урицкого) и на углу Алтайской и Барнаульской (ныне Щетинкина). В 1914 году популярности представлениям добавило и разрешение Городской думы открыть при цирке Коромыслова буфет пивоварни Роберта Крюгера.

Зимой 1909 года цирк Герони и Карякина анонсировал в городе удивительные номера: «состоится конкуренция гнуть и ломать железо». Сами хозяева также участвовали в выступлениях: Герони — как музыкальный эксцентрик, рыжий клоун, а Карякин — как борец «вне чемпионата».

В мае 1910 года семь представлений в городе дал знаменитый позднее «цирк зверей» Владимира Дурова. Исключительный номер его назывался «Железная дорога». В нем были заняты десятки разных животных, которые в афишах упоминались как «действующие морды». На манеже размещались «вокзал» и настоящий паровозик, клубящий паром. Бульдог выполнял роль начальника станции, козел в кассе продавал билеты. Пассажиры всех мастей — от пуделей до поросят — по ранжиру занимали вагоны первого, второго и третьего классов, а также грузовой. Гусь носил на шее чемоданы, обезьяна была машинистом состава и т. д. Дежурная по станции утка звонила в колокол, поезд трогался по манежу. На буфер последнего вагона ожидаемо заскакивал безбилетный заяц. Публика бушевала от восторга. При этом, комментируя трюки животных, Дуров сыпал довольно двусмысленными шутками в отношении существующих порядков. Например, во время разгрузки товарного вагона шла реплика: «Горшок земли — это крестьянам, веревка — это рабочим, рваные штаны с пустыми вывороченными карманами — это министерству финансов»2.

Этот аттракцион еще вернется в наш город — через шестьдесят восемь лет, когда правнучка дрессировщика, народная артистка СССР Тереза Дурова на своих гастролях с помощью местных железнодорожников восстановит знаменитую «Дуровскую железную дорогу».

Традиционны были силовые упражнения с гирями. А в феврале 1911 года в рекламе цирка Коромыслова мы видим комика-шута Яцуг-Гарри, наездника-сальтоморталиста Г. Стракая, музыкальных эксцентриков мадемуазель Августину и Лакендрошки. И — гвоздь программы — «смертный номер воздухоплавателя, человека-аэроплана Фреда де Цириля» — «сатанинский полет» в мешке вниз головой с высоты двадцати двух аршин в огненный бассейн. «Невиданно еще в Н.-Николаевске. Всюду фурор и успех»3. В антрактах — бесплатное катание детей на маленьких лошадках.

В центре манежа в опилках вырывали яму до метра глубиной, которая заполнялась водой. Далее начинался страх. Артист в черном траурном плаще, украшенном черепами, под звуки марша торжественно выходил на арену вместе со старым отцом. В абсолютной тишине сняв плащ, искреннее попрощавшись с отцом, смельчак по веревке поднимался на площадку под куполом. В зале висела тягостная тишина. В яму на поверхность воды выливался керосин. В зале гасили свет, старый Цириль поджигал керосин. Артист завязывает себе глаза. Барабанный стук переходит в непрерывную дробь. Публика замирает. И тут гимнаст бросается вниз, по пути делая в воздухе сальто. Разлетаются огненные брызги. Загорается свет, оркестр играет туш. Публика неистовствует.

Через четыре месяца Федор Разумовский, выступавший под псевдонимом Фред де Цириль, при исполнении этого трюка в Омске разбился, упав не в яму, а спиной на ее край. Он повредил себе позвоночник и через несколько дней умер в больнице. В метрической книге Никольского казачьего собора, хранящейся в областном омском архиве, значится: «1 июля 1911 г. умер и 4 июля погребен крестьянин Черниговской губернии Федор Харитонович Разумовский двадцати одного года от роду»4.

Огромную популярность на арене имели «мировые чемпионаты борьбы»: французской, турецкой, американской, японской. Это захватывающее, азартное зрелище, казалось, исходило из глубины народной культуры. «В цирке шапито проводились представления артистов, среди которых своей силой и фигурой выделялись борцы. Для привлечения публики они переодевались в борцовскую одежду и с наградами на груди на разукрашенных тройках ездили по улицам Новониколаевска»5.

Псевдонимы и иностранные фамилии участников чемпионатов тоже притягивали зрителей: Черная маска, Кристофор, Шнейдер, Бадер. Схватки длились по двадцать — сорок минут, а также «бессрочно, до результата».

Практиковалась на арене и дамская борьба: «русско-швейцарская на поясах между атлеткой м-лли Арабелией и специально приехавшей Марией на премию 25 рублей победительнице. Срок борьбы 20 мин.»6.

В 1910-м в одной из сибирских газет мы встречаем рекламу цирка Эразма Стрепетова о схватке «между местным любителем, не желающим открыто бороться, а под Голубой маской, и цирковым борцом г. Ридель — Австрия»7. Лишь через шестьдесят лет публике откроется, что за смельчак скрывался под загадочной маской: Иван Иванович Загривко-Загреев, в то время студент строительного отделения Томского технологического института (им запрещались публичные выступления). Борец еще станет профессором, генерал-лейтенантом инженерных войск и активно проживет 101 год. В Новосибирске он будет одним из авторов нескольких известных зданий: Дома Ленина, кинотеатра «Пролеткино» (ныне «Победа»), а в 1925-м разработает первый генеральный план Новосибирска — город-сад, такой же фантастическо-романтический, как и его голубая маска.

Билеты в цирк стоили недешево, но днем цены были уменьшены. К тому же практиковались различные акции — «1 ребенок безплатно или 2 ребенка на 1 билет» (иногда такой вход предполагался и для дам) — и розыгрыши. Например, в 1908 году тот же Э. А. Стрепетов раздавал публике массу подарков: от денежных до лошади и коровы.

Во время войны, в 1915 году, в цирке Изако давалось патриотическое представление «из современной европейской войны “Подвиг Козьмы Крючкова”», казака, первым награжденного Георгиевским крестом. В 1916-м на Кабинетской площади решено было построить соборный храм во имя святителя и чудотворца Николая и в память Второй Отечественной войны (как у нас называли Первую мировую). Уже собирались средства, разрабатывался проект, но началась революция.

 

Теперь помещения цирков пригодились для митингов и собраний. Оратор в центре, всем прекрасно видно. Но и цирк не собирался отступать. В 1919-м, в Гражданскую, в город приезжает «первоклассный русский цирк В. А. Камухина». Прима-балерина столичной сцены «Вера Кельцева (Григорас) исполнит прошедший, как на сцене, так и созданный для экрана, нашумевший своим сюжетом “Умирающий лебедь”. Аккомпанирует особый симфонический оркестр»8.

Кроме танцев, наездниц и клоунов в программе — международный чемпионат борьбы, в котором участвовали тогдашние знаменитости ковра: сибирский богатырь Д. Мартынов, волжский богатырь И. Заикин, А. Дмитриев, Г. Бауман, А. Кельцев.

Иван Михайлович Заикин также известен как один из первых авиаторов. Правда, случай вышел курьезный. Заразившись небом и окончив во Франции авиакурсы, в 1910 году он участвовал в показательных полетах. Однажды пригласил полететь с собою писателя Александра Куприна, с которым был знаком ранее. Но полет оказался неудачным: аэроплан упал, едва оторвавшись от земли, однако атлет и писатель не пострадали. Заикин бросил летать и снова пошел на борцовский ковер.

Так вот, гастроли цирка Камухина в Ново-Николаевске вернули карнавальную процессию артистов на улицы города. Но теперь она носила не рекламный, а благотворительный характер. Организатор и арбитр чемпионата борьбы Алексей Сергеевич Кельцев решил на День армии устроить костюмированное шествие для сбора пожертвований на ее нужды: «От имени местного комитета, обращаюсь с просьбой к членам артистических союзов и всем артистам г. Новониколаевска. Всех, кто может, прошу спешно известить меня о желании участвовать в кавалькадах, в сборах, предоставить оседланных верховых лошадей и т. п. для устройства гражданского кортежа, изображающего “Единую Нераздельную Русь”»9. Горожане услышали призыв. В шествии приняли участие члены «Международного Союза артистов цирка, члены Русского Театрального Общества, артисты театра “Гигант”, театра Махотина, цирка В. Д. Камухина, члены благотворительного общества и вообще сочувствующие граждане»10.

«Новониколаевцам удастся увидеть бесплатно небывалое народное шествие в городе. Сегодня весь народ, все граждане — на добрый, чистый воздух, на доброе дело».

Стройные ряды военных, сверкающие на солнце русские богатыри верхом, театральные костюмы, забавный грим. Маршрут шествия был длинным: от часовни вниз по Николаевскому проспекту, потом вверх до цирка, до Андреевской площади и обратно на Николаевский. По движению действие сопровождалось сборами, «съестными шалашами». Щедро сыплются пожертвования обывателей. «Праздничное настроение царит до позднего вечера и шумным каскадом рассыпается на концерте-кабаре в залах реального училища»11.

После окончания Гражданской войны площадь, где располагались цирки, была отдана под спортивную площадку Крайсовпрофа. В одном из них разместили первый спортклуб. Летом 1924 года на площади прошел большой Сибирский праздник физкультуры, в следующем году горсовет отдал спортсменам под строительство городского стадиона территорию бывшего воинского кладбища. Похоже на цирковой кульбит: тренировались спортсмены на месте храма в честь воинов, а перепрыгнули на их могилы.

Циркачи переместились в сад «Альгамбра». В 1924 году здесь ставится «буржуазно-животный» номер «Живой труп» — в «саркофаг» (ящик с песком) на двадцать минут закапывают живого человека, у которого ноздри и рот заткнуты ватой, а голова туго перевязана, — с «правильной» сатирой выступают музыкальные клоуны Виталий Лазаренко и Бим-Бом (Комарро и Кольпетти), показывают силовые номера знаменитые атлеты «Четыре Бахмана». Здесь же проходят соревнования борцов. Самым популярным был, конечно, Ян Цыган. Был и еще один безусловный фаворит сибиряков — Франк Гуд. «Чернокожий борец — особое событие для жителей сибирского города. Многие ходили в цирк специально для того, чтобы посмотреть на “настоящего” негра»12.

В 1926 году на бывшей площади по линии диагонально запроектированной улицы началось строительство Дворца труда для краевого совета профсоюзов. В середине октября того же года Сибкрайсовпроф уже праздновал новоселье. Сегодня о цирковом прошлом здесь не ничто напоминает. Не осталось ни одной фотографии, только газетные объявления.

Цирк для членов профсоюзов

Но циркачи не сдавались. И хотя государственный цирковой трест (ЦУГЦ) был организован в стране еще в 1923-м, в Сибири цирки по-прежнему были частными. В 1927 году Владислав Константинович Янушевский (атлет и акробат Кадыр-Гулям) строит новое здание цирка на Андреевской площади (ныне им. Кондратюка), где ранее проходили конные торги. Официально строительство курировала Сибкрайдеткомиссия, уже содержащая такие заведения, как производственные мастерские, лото и казино. Цирк, рассчитанный на 2 000 зрителей, построенный по проекту художника-архитектора Носкова, называют амбициозно — «Палас».

Здание было сдано «в аренду одной из трупп, находящейся сейчас в Златоусте. Эта труппа будет работать в Новосибирске в течение шести месяцев, начиная с 1-го мая»13. Администратором был приглашен К. Кашинцев. Семнадцатого апреля стройка началась, а уже десятого мая цирк открылся. Через два дня газета «Советская Сибирь» дает красочный отчет об этом событии, после которого хочется стремглав бежать в цирк.

Представление начиналось в полдевятого вечера, но практически началось гораздо раньше, еще на площади. «Шпалерами выстроились мороженщики, папиросники, торговки семечками и прочими съестными припасами. Все это скучилось, сгрудилось, создавая впечатление тесноты, переполнения. Люди с воодушевлением терлись в этом импровизированном торговом ряду с полудня. <…> Кричали милиционеры. Хрипел контроль, надрывался администратор… <…> Люди беспрерывной лентой начали наполнять круглое деревянное здание. Загремел оркестр…»14 Известно, что в первой программе были атлеты Андрошур, жонглер Базиль, джигитовка Туганова и полеты без сетки гимнастки Морозовой. Номера критику «Гр.» понравились, а вот работа клоуна Вилли — нет.

В этом же репортаже приводится замечательный тезис, который хочется вынести в эпиграф: «Цирк без толпы — не цирк. Толпа — это, так сказать, декорация цирка. Театр может быть наполовину пустым. Когда в театре тушат огни, каждый зритель уходит в себя. Каждый начинает переживать по-своему. В цирке должен гореть яркий свет. В цирке должно быть полно». Эта толпа перед входом в цирк кое-кого ударила по карманам. А у одного командира умельцы даже ухитрились срезать кобуру вместе с наганом15.

Да и не все попадали в цирк чинно-благородно, через двери. Для мальчишек это вообще было не по-пацански.

Борис Петрович Вяткин, народный артист РСФСР: «Летом 1926 года мы перебрались в Новосибирск. Первый город в моей жизни. Все в нем было новое и необыкновенно интересное. Но самым интересным показалась мне наклеенная на тумбе огромная цирковая афиша. Увидев ее, я со всех ног пустился на поиски цирка. В центре города стояло круглое деревянное сооружение с высоким куполом. Рядом сбитые из фанеры, почти игрушечные будочки. Я быстро попытался заглянуть в главную дверь цирка, но усатый дядька в толстовке прогнал меня. Выход оставался только один: забраться на крышу и в маленькое окошечко посмотреть, что же все-таки там внутри. Я сгорал от любопытства, и оно оказалось сильнее страха сорваться с крыши. Через несколько минут я был в цирке. Точнее, не я целиком, а только моя голова с кепкой. Окно было маленьким, предназначалось для вентиляции, и плечи в него не пролезли. <…> Прошло с того дня сорок семь лет, а я до сих пор помню почти всю программу. Мне понравились очень смешные буффонадные клоуны (Жак и Мориц (Д. П. Демаш и Г. З. Мозель). — К. Г.). Удивил меня чревовещатель Бавицкий, который разговаривал со своим «партнером» — куклой Андрюшей. Каждое слово их комического диалога вызывало раскаты смеха. Восхитили дрессированные лошади замечательного русского артиста Ивана Абрамовича Лерри, воздушные гимнасты Мария и Александр Ширай, работавшие на жестких качелях. <…> Я решил, что непременно стану акробатом!»16

Вадим Петрович Черкасов, охотовед, директор зоокомбината: «Мы проникали в цирк либо по пожарной лестнице, либо выпрашивали контрамарки. Артисты цирка иногда сами давали нам контрамарки. Хочешь работать — приходишь в цирк, просишь у артистов работу. В основном за лошадьми ухаживали, потом они расплачивались контрамарками. Артисты цирка по приезде в Новосибирск снимали квартиры на улице Нерчинской. Запомнил первого русского укротителя тигров — Гладильщиков его фамилия, у него был тигр Тимур. Все ребятишки сбегались посмотреть на этого тигра»17.

Любовь Доминтьяновна Малюшко, старший научный сотрудник института геологии: «Туда с нашего двора женщина пропускала — билетерша. И вот когда все усядутся, она нам, значит, приоткрывала, и мы, как мышки, туда пробирались и сидели, смотрели выступления. Мы все спектакли знали, знали все представления, как зовут по именам. Это у нас было наслаждение. <…> Самые интересные были борцы, такие большие дяди, которых можно было на войне использовать, а они только борьбой занимались»18.

Гелий Михайлович Бастраков: «Ходили бесплатно: пролазили под покрытие, поднимались по стойкам, вылезали на последней. Как правило, мы ходили на борьбу. Тогда борьба была в моде. Там, конечно, проигрывали и выигрывали по заданию, но мы верили, потому что все было сделано очень искусно. Интерес был очень большой. Там были и другие интересные представления. Был очень хороший клоун, приезжал постоянно, но помню, что его посадили… За что? Потому что он такую шутку сказал: “Весь Новосибирск сидит на одной картошке!” Якобы его за это посадили»19.

Также проникали в цирк в самом конце представления, после ухода билетерши: «К этому времени все номера заканчивались и оставался только заключительный номер — дрессированные животные, но мы и этому были страшно рады»20.

«Советская Сибирь» анонсировала скорый приезд чемпионата борцов, известных шутов народной сатиры, клоунов Тома и Сержа, Пата и Паташона, гастроли дрессировщика зверей Анатолия Дурова с шестью вагонами зверей и двадцатью пятью лошадьми. Удивительно, но программа в цирке менялась чуть ли не каждый день. В Новосибирск устремились все — велофигуристы Каминские, жонглер Стефани, братья Головины (номер «4 черта»), музыкальные сатирики Рим и Ром (Райский и Ковальский), акробаты «Бено 7» и т. д. Кино пришлось подвинуться.

Но дела в «Палласе» не задались. Уже пятого июля краевой отдел союза работников искусства санкционировал забастовку сотрудников «Палласа», которая продолжалась больше недели. «Он старый, прожженный антрепренер. В последнее время Янушевский задолжался нескольким цирковым труппам», — писала Советская Сибирь21. Дело получило резонанс по стране. Всесоюзный журнал «Рабис» сообщил: «Директор цирка антрепренер Янушевский не имеет возможности расплатиться со служащими. К организации дела Янушевский приступил без копейки денег, с большими долгами по зарплате в других городах. Всего Янушевский должен около 5 000 рублей. <…> За нарушение договора и невыплату зарплаты Янушевский союзом привлекается к судебной ответственности, дело, нужно полагать, будет разобрано в самом срочном порядке». Это было уже второе уголовное дело на директора цирка. До этого он также привлекался «за нарушение договора»22.

Одиннадцатого июля В. К. Янушевский был арестован. В вину было поставлено то, что директор «принимал на службу не членов союза и не подчинялся требованиям месткома, который настаивал, чтобы не члены союза были сняты с работы. Особая трудовая сессия приговорила Янушевского к лишению свободы на один месяц»23. Великая сила профсоюза! «Особая трудовая сессия…»

Но цирк продолжал жить. Его филигранно «отжала» Сибдеткомиссия, и теперь он назывался «1-й Сибирский Госцирк». А двадцать шестого июля в Госцирке во время исполнения номера «Обрыв», «рассчитанного на щекотание нервов… сорвался с трапеции полетчик Дмитрий Семенов. Он упал с 4-саженной высоты спиной на барьер. К счастью, по заключению врачей, Семенов отделался только растяжением спинных связок»24.

Пятого октября Госцирк закрыл сезон, а первого февраля 1928 года здание цирка продали Сибгостеатру. Теперь цирковые программы стали разножанровыми — они включали и выступления артистов театра, балетной студии, эстрады, здание стало площадкой для кинопоказов, вечеров духовой музыки, спектаклей оперетты.

Журналисты бойко писали об ущербности тогдашнего циркового искусства, приравнивая его артистов «к средневековым площадным комедиантам». Не нравилось влияние на советский цирк «заграницы», костюмы гимнастов с изображением черепа со скрещенными костями. «Не пугайте, товарищи, зрителя. Он приходит в цирк смеяться и радоваться. Меньше дешевых ужасов, больше жизнерадостности»25.

Но все равно цирк оставался цирком — на манеже настроением заведовали клоуны, в антракте ребятишки по-прежнему могли прокатиться на цирковых лошадках.

Раиса Александровна Бриллиантова, школьный учитель: «А на площади Кондратюка (тогда Андреевской) стоял деревянный цирк, построенный в 1927 году. Там горели яркие огни, гремела музыка, там было весело и интересно. Мы знали некоторых работников и артистов цирка, выступавших неизменно под звучными иностранными именами, потому что хозяева нашей усадьбы нередко сдавали им комнаты»26.

Зоя Федоровна Булгакова, актриса, заслуженная артистка РСФСР: «Сначала у меня была мечта стать цирковой артисткой. Я очень любила лошадей, считаю, что это самое лучшее животное — благородное, умное. Наверное, потому, что папа содержал лошадь, а у лошади был жеребенок, с которым я играла. Когда я пришла в цирк и увидела наездницу, то у меня сразу возникла мысль: “О, я тоже хочу быть наездницей”. <…> Все лето с циркачами я ездила по деревням, занималась гимнастикой и жонглировала тремя шарами. Это был 1932 год»27.

В 1931-м — новая реорганизация. Совнарком республики ликвидирует хозрасчетный ЦУГЦ (управление госцирков) и учреждает ГОМЭЦ (Государственное объединение музыки, эстрады и цирка). Тридцатого сентября 1936 года цирк закрыл сезон. Р. А. Бриллиантова пишет, что его деревянное здание просто сгорело.

Но цирк должен жить, и на смену деревянному цирку приходит шапито. Его установили за клубом Сталина (ныне ДК Революции) на месте засыпаемого Михайловского лога, по которому сегодня проходит проспект Димитрова. На площадке диаметром в тридцать два метра было собрано здание высотой в восемнадцать метров, состоящее из деревянных и брезентовых конструкций, изготовленных на заводах Кинешмы.

Первого июня 1937 года новый цирк, рассчитанный на 1 800 зрителей, был открыт большим представлением на три отделения. Дети до пятнадцати лет на вечерние сеансы не допускались. Уже восьмого июня состоялись гастроли «Китайского народного аттракциона» Сун ю Сана. Потом были Тарасовы — канатоходцы под куполом, акробаты Альди (Пчельников и Серебряков), турнисты Круффи, воздушная гимнастка Пашина, жонглер Махлин, комик и дрессировщик Золло и многие другие.

Новый цирк критике нравился: «Молодые кадры советских артистов цирка создают новые прекрасные жанры». Особенно был выделен номер с собаками-футболистами дрессировщика Карро. Они участвовали в сценах популярного кинофильма «Цирк» и восторженно узнавались новосибирской публикой. Также запомнилась труппа с названием «25 океанос», все артисты которой выступали одновременно в разных жанрах. Номер на подкидных досках велся «одновременно на пяти двусторонних трамплинах. С математической точностью рассчитаны все движения. В воздухе беспрерывно мелькают гибкие тела, и кажется, что у людей этих, чувствующих себя в воздухе так же твердо, как и на земле, за спиной невидимые крылья»28.

Цирк шапито работал до тридцатого сентября и вновь открылся двадцать второго мая 1938-го. В первой программе «Привет зрителю» принимали участие не только артисты и большой джаз-оркестр под управлением А. В. Зурова, но и студенты недавно созданного техникума физкультуры.

«Сибирь боевая»

Работал цирк и все военные годы. Двадцать второго июня 1941-го заканчивалась программа: два представления, матчи французской борьбы, со следующего дня планировалась ее «полная перемена». На тринадцатое июля планировался первый тур Всесоюзного смотра цирковой художественной самодеятельности. Вечером двадцать второго июня цирк двери не открыл. Но уже через день афиша цирка с продолжением матчей французской борьбы вновь появляется в газете. Первого июля под купол новосибирского цирка взлетели гимнасты Судаковы, начались цирковые представления. Правительство понимало, что населению необходима эмоциональная отдушина, снятие нервного напряжения. Поэтому все театры, кино, цирк продолжили свою работу, хотя, конечно, кардинально изменили репертуар на патриотический.

«Сегодня клоун должен выполнять миссию своеобразного циркового агитатора. Таким агитатором был в свое время Виталий Лазаренко. Это был талантливый и притом образованный человек. Он видел, что делалось в его стране в тот день, когда он выходил на арену цирка»29.

Артисты не только работали на манеже, но и были частыми гостями в госпиталях, воинских частях, проводили специальные представления с отчислением выручки в Фонд обороны, выступали во фронтовых бригадах. Директор цирка Г. Бунин «внес на строительство боевых машин 1 900 рублей наличными и 4 000 рублей облигациями госзаймов, вызвав последовать его примеру всех директоров зрелищных предприятий»30.

В 1943-м специально была написана пролог-интермедия «Сибирь боевая», включающая и дрессированных леопардов Александрова, и коврового комика Боровикова, и соревнования снайперов-виртуозов — Ринглера и Александрова, которые «покажут приемы мастерской стрельбы в цель». Двадцать второго июля, шестнадцатого и двадцать третьего сентября 1944-го цирк провел «большое представление-концерт в фонд помощи семьям фронтовиков».

Мельников Евгений Иванович, журналист: «Тогда, по старой цирковой традиции, представление состояло из трех отделений, разделенных двумя антрактами. Шпрехшталмейстером — сейчас их именуют инспекторами манежа — был представительный, чернофрачный Сим Ильич Розенталь. А клоуном моего детства был Георгий Карантонис. <…> Когда заканчивался первый антракт, третий звонок собирал зрителей, луч прожектора высвечивал оркестр и тогдашний дирижер оркестра Георгий Габескерия (нынешний руководитель эстрадного оркестра Грузии, народный артист Грузии) с непривычным акцентом, единым, бесконечным, щемящим речитативом не пел, а как бы проговаривал: “Сердцем воина хранимая, cкоро ночь кончается. Засыпай, моя любимая. Пусть мечты сбываются!”»31

Труппы, потерявшие свои базовые цирки на оккупированных территориях, активно работали в Сибири. Гастроли длились по несколько месяцев. В Новосибирске работали мастера советского цирка — дрессировщики-орденоносцы Владимир и Тереза Дуровы, дрессировщики Александр и Эмиль Кио с «Иллюзионным ревю», иллюзионистка Софья Марчесс, старейший клоун Лео Танти. «Интересен музыкальный фельетон “Живоглот-театр” — о гитлеровских вралях и их незадачливых союзниках — румынах. Задорно поет Танти сатирические антифашистские куплеты на мотив известной песенки Д’Артаньяна из американской кинокомедии “Три мушкетера”»32: «Вар-вар-вар-вара, мечта моя Париж…»

Тереза Васильевна Дурова: «После фронтовых бригад мы добирались на каких-то машинах до Новосибирска. Дядя Вова и папа с животными уже были здесь. Мы появились в Новосибирске. В этом шапито. Все жили мы на частных квартирах, никаких гостиниц не было. В это время здесь был в эвакуации Ленинградский театр драмы. Выступали они в нашем театре “Красный факел”. И мы со всеми артистами встречались в столовой. Каждый ходил с баночками, с судочками, кастрюлечками. Вот я сейчас вспоминаю эту очередь. Кто в ней был! Я впервые увидела Черкасова, Симонова… Золотая очередь! Это такие стояли актеры! Можно было с ума сойти! В то же время такие же знаменитые цирковые актеры стояли. И драматические. Это был цвет искусства. Голодали страшно, тяжело было ужасно, жутко было тяжело. <…> Тяжело было, но прекрасно. Дружная семья была. Не давали друг другу умереть, делились куском хлеба. Сидели допоздна в цирке, не уходили. Кто-то что-то готовит. Можно поесть. Наварим картошки — такое целое ведро. Это было так вкусно. Я очень часто вспоминаю это время, Новосибирск, оно мне безумно нравится»33.

В 1944-м новосибирский цирк возглавил Даниил Кириллович Бабин. Вернувшийся после ранения, он не только стал «папой» для действующего цирка до 1976 года, но и добивался строительства нового, зимнего здания цирка, строил гостиницу работников цирка (Сибирская, 58).

В годы войны в Новосибирске выступал музыкально-эксцентрический ансамбль лилипутов под руководством М. С. Качуринера, в летнем театре сада Сталина и в здании театра «Красный факел» — Ленинградский цирк на сцене (называемый также фронтовым). Более того, новосибирский цирк стал выходить за пределы города. В 1943-м у нас стали формироваться колхозно-совхозные цирковые бригады, куда приглашали молодых артистов всех жанров.

Это направление в 1950-м переродилось в дирекцию «Цирк на сцене», специально предназначенную для обслуживания сельского населения. Руководство организации в Новосибирске размещалось в дореволюционном доме на улице Советской, 11. Но не только сельскому зрителю посвящали свои выступления артисты. Они работали и на заводах, и на строительных площадках. Например, сохранилась видеозапись, как летом 1956 года цирк давал представление на строительстве Новосибирской гидроэлектростанции. Воздушная гимнастка без страховки выступала на стреле подъемного крана.

В 1950-х шатры шапито устанавливались и в других районах города, например на базарной площади Левобережья (ныне там дом по Котовского, 41). Популярен был и знаменитый аттракцион «Гонки по вертикальной стене». Для него тоже строился деревянный цилиндр с небольшим куполом. Зрители по внешней лестнице поднимались на верхний балкон-кольцо, а под ними по внутренней стене этого цилиндра исполняли различные трюки один или несколько мотоциклистов с ассистентами-акробатами. Для мальчишек это было чрезвычайно интересно.

Снежная фантазия

Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что в Новосибирске отметились все ведущие артисты цирка страны. К тому же наш манеж был одним из последних, практикующих популярные чемпионаты французской борьбы.

В 1949-м закрытие сезона было двадцать первого сентября. В то время у нас гастролировал московский цирк и комик Карандаш (Михаил Румянцев). Это было нечто и для зрителей, и для артистов. Малоизвестный тогда Никулин был только в начале своего артистического пути.

Юрий Владимирович Никулин: «С Дальнего Востока опять на транспортном самолете мы вылетели в Новосибирск. Летели долго и с приключениями. Сначала не выпускалось шасси у самолета. Мы сделали десять кругов над аэродромом, и только тогда шасси сработало. А тут выяснилось, что на аэродроме авария — нет света, и нас в темноте посадить не могут. Мы все заволновались. Через несколько часов премьера (Михаил Николаевич вылетел на день раньше и провел полную репетицию с осветителями, униформистами, оркестром), а мы в воздухе. Из безвыходного положения нас выручил Карандаш, приехавший на аэродром встречать самолет. После консультации с начальником аэродрома он собрал все такси и автомашины, стоявшие около аэропорта, и выстроил их с включенными фарами вдоль посадочной полосы. После дополнительных шести кругов над аэродромом нашему самолету разрешили совершить посадку. Никто из шоферов денег от Михаила Николаевича не взял, но все они получили право приобрести вне очереди билеты в цирк. Премьера в Новосибирске началась без опоздания. Как и во всех городах, здесь нам сопутствовал успех»34.

Заключительное новосибирское представление под снегом стало уже хрестоматийным.

Юрий Владимирович Никулин: «Закончили мы гастроли необычно. Накануне последнего дня работы ночью разразилась страшнейшая буря. Шквальный ветер разнес купол шапито в клочья. Приходим утром в цирк и видим — он без крыши. Слоем снега покрыты манеж, скамейки для зрителей. Утром дирекция объявила по городскому радио, что заключительный спектакль с участием Карандаша отменяется и билеты подлежат возврату. Мы только начали упаковывать багаж, как к Михаилу Николаевичу прибежал директор. Он умолял его выступить, потому что публика, требуя представления, отказывается сдавать билеты, купленные месяц назад. Карандаш согласился. Цирк без крыши. Шел хлопьями снег. Публика сидела в полушубках и валенках. В паузах выходил Карандаш… В этих условиях каждый номер встречался на “ура”. Когда выступала М. Шадрина — “Человек — счетная машина” (она стояла посредине манежа в открытом платье), с первого ряда поднялась старушка, перелезла через барьер манежа, подошла к артистке и набросила на ее плечи пуховый платок. Публика зааплодировала. Спектакль мы (с Михаилом Шуйдиным. — К. Г.) должны были заканчивать клоунадой “Лейка”. (В этой клоунаде мы обливаемся водой.) В антракте как бы в пространство я сказал с тоской:

А может быть, не будем давать “Лейку”?

Не надо обижать зрителя, — ответил Карандаш. — Будем работать как всегда.

И мы обливались водой. Правда, перед началом клоунады по настоянию Карандаша мы выпили по сто граммов водки, чтобы не простудиться»35.

Выйдя на манеж под падающий снег, великий Карандаш своим неповторимым голосом мечтательно произнес: «Снежная фантазия!»

Сергей Вахрушев, журналист: «Тогда попасть на представление оказалось нелегко. В кассах билеты были распроданы далеко наперед. После недолгих размышлений отправился в цирковую гостиницу и там узнал номер телефона, по которому можно связаться с клоунами. Звоню. Трубку поднял Юрий Никулин. Я представился, в ходе разговора упомянул: “Юрий Владимирович, у меня собрана серия анекдотов о вас. Хотелось бы подарить”. В ответ услышал шутливое приглашение: “Немедленно следуйте ко мне в гостиницу со своими анекдотами. Жду”. Я так и поступил. Через полчаса был в гостинице цирка. Вручил блокнот с записями и сказал: “Это вам от новосибирского военного журналиста”»36. Но это будет позже, спустя тридцать лет.

Также остался в памяти зрителей аттракцион армянского дрессировщика Степана Исаакяна «Храбрый Назар», проходивший летом 1959 года. Сибиряки увидели сказочных экзотичных животных: бегемотов, зебр, крокодилов, павлинов.

Простите за следующие длинные, сладостно-тягучие цитаты о нашем городе. «Вечерняя прохлада спускается на город. Цветочный аромат течет от садов и скверов. Но толпе людей, стоящей на углу проспекта Сталина и улицы Ленина, не до красот вече­ра. Попробуйте пройти мимо, и вас тотчас атакуют: “Лишнего билета нет?” У всех одно желание: попасть на представление армянского циркового коллектива. У окошечка кассы табличка: “На сегодня все билеты проданы”. Администраторскую осаждают, как крепость. А ведь все лето в городе играл театр оперетты! И Новосибирский драматический театр “Красный факел” закрыл сезон только в середине августа! И все-таки цирк каждый день переполнен! Невольно вспомнилась ставшая уже стереотипной фраза, с которой начинается почти каждая статья о цирке: “Цирковое искусство любимо народом”. В статьях фраза эта выглядит привычно. А в сутолоке у входа в Новосибирский цирк ее глубокий правдивый смысл вдруг вновь стал зримо ощутим. Предоставим другим решать спорный вопрос о том, права ли дирекция Новосибирского цирка, продающая билеты за полмесяца вперед. Вряд ли стоит посвящать читателя и в наши “хождения по мукам” в поисках билета»37.

«Гаснет свет, лучи юпитеров играют на синем шелке кругового занавеса, скрывающего манеж от зрительного зала. С первыми тактами музыкального вступления синий занавес начинает медленно подниматься, открывая вид на манеж сквозь дымку тюля, на котором нарисован тропический пейзаж. Этот пейзаж как бы продолжает оазис на манеже. Бассейн с водой, пальмы, живые попугаи на их ветвях; оранжевая земля, имитирующая горячий песок; расхаживающие по этой земле венценосные журавли и длинноногие аисты — все это создает заманчивый фон будущего зрелища, настраивает на хороший лад. В тени камней — “храбрый” Назар, герой народных сказок Армении. Согретый лучами солнца, Назар (эту роль исполняет С. Исаакян) просыпается, потягивается, готовит завтрак, но его воруют журавли. Он садится удить рыбу — на крючок попадается крокодил. Хочет закурить, но подбегает антилопа и выхватывает папиросу у него изо рта. Назар хочет сесть на холм, но холм… уплывает из-под него. Еще одна попытка — холм земли (позже выясняется, что это бегемот) снова удаляется в сторону. Скажу сразу, что этот момент в аттракционе — высший класс дрессировки, лучшее достижение в аттракционе Исаакяна. Бегемот, накрытый попоной, не видя дрессировщика, великолепно выполняет заданную ему задачу»38.

«Исаакян ласков и мягок в обращении с четвероногими артистами; он как будто представляет зрителям своих друзей. И зрители запоминают каждое животное, делаются поклонниками его “талантов”»39. Журналисту газеты «Советская Сибирь» дрессировщик говорит: «Вот мои друзья. Видите, какие послушные, смирные, а сколько пришлось повозиться, чтобы подчинить зверей и птиц воле человека»40.

Тогда же у нас впервые с сольным выступлением появился на манеже двадцатичетырехлетний «грустный клоун», будущий народный артист Армянской ССР, легендарный Леонид Енгибаров.

Неоднократно приезжали к нам в шапито и зарубежные гастролеры, в частности китайские друзья. Особенно в искусстве «братского народа» сибиряков восхищали разнообразные номера акробатов и гимнастов. Автор успел посетить в детстве новосибирское шапито и увидел в нем знаменитого комика Олега Попова. Запомнился цирковой запах, которым было пропитано все: брезентовый шатер, деревянные скамьи, сам окружающий воздух. Это было ощущение сказки, зазеркалья.

Вопрос о необходимости строительства в городе большого каменного циркового здания встал на заседании Новосибирского городского совета еще в июле 1930 года. «Опрос, проведенный на предприятиях, показал, что большинство рабочих Новосибирска считает наиболее целесообразным строить цирк за домом бывшего Промбанка, на центральном базаре (ныне двор за мэрией Новосибирска. — К. Г.). Так проектировало и управление зрелищными предприятиями».

Но из-за начавшегося рядом строительства ДНиК (театра оперы и балета) было предложено место существуюoего цирка на Андреевской площади, однако там уже была запланирована школьная площадка. Тогда место городского стадиона — тоже не принято. И вновь остановились на Андреевской площади — «места для детской площадки цирк не отнимет»41.

В 1937-м вопрос постройки «зимнего» здания снова ставился перед отделом по делам искусств. После окончания войны, в 1945-м, объявлено, что «цирк “Шапито” работает последний сезон. Осенью на его месте начнется постройка постоянного цирка. Будет возведен деревянный купол высотой в 17 метров, оборудованы добавочные кольцевые фойе и подсобные помещения»42. Наконец в 1958 году был утвержден новый проект стационарного цирка — и вновь на Андреевской площади, на месте цирка «Паллас». Проект архитектора Г. П. Зильбермана был похож на здание нашего оперного театра и предусматривал зрительный зал на 2000 мест с безопорным куполом, широкое предманежное пространство для текущего реквизита и разминки артистов и т. д. За зданием была запроектирована четырехэтажная цирковая гостиница на 118 мест со сквером, цветниками, беседками и фонтаном. «Пройдет не так много времени, и горожане получат еще одно место отдыха — круглогодично работающий цирк»43.

И гостиницу, действительно, построили, но к строительству самого цирка приступили лишь спустя семь лет и в другом месте. Помимо Андреевской, вариантов расположения было несколько: на площади Маркса в Кировском районе, на месте нынешнего ДК «Строитель» в Березовой роще, на месте Дома быта по Красному проспекту44. Но в конце концов остановились на краю Туруханской рощи, на пересечении улиц Нарымской и Челюскинцев. В сентябре 1964-го было принято решение включить «в план 1965 года строительство зимнего цирка в г. Новосибирске на 2094 места сметной стоимостью 1 332 тыс. рубл.»45. Завершить строительство планировалось в 1967 году, потом срок перенесли на декабрь 1969-го46.

Это должно было быть здание с самым большим в городе зрительным залом. Первый в стране цирк такого рода. «Сложное по объемно-планировочному и конструктивному решению здание» было спроектировано в московском институте «Гипротеатр» архитекторами С. Гельфер, Г. Напреенко и конструктором В. Корниловым. Проект предусматривал возможность многофункционального использования: «как цирка, киноконцертного зала, зала массовых собраний, спортивных демонстраций, устройства выставок»47. Это было здание совершенно нового типа. Так, в начале 1930-х по этому же принципу задумывали строить ДНиК (Дом науки и культуры), в результате ставший знаменитым оперным театром.

Но главное: в цирке не было вершины — купола! Вместо него крыша здания венчалась не имеющим центра симметрии гиперболическим параболоидом. Технический прогресс шел вперед, стали внедряться абсолютно новые технологии. Их здесь была масса. Это и вспарушенный свод, и нетрадиционная планировка зала, смещение манежа в сторону выхода артистов, сплошное стеклоограждение. Строительство вел стройтрест № 30. При возведении круглого здания цирка впервые применялся уникальный башенный кран БТК 5/8, который передвигался вокруг стройки по циркульному подкрановому пути. Одна опора передвигалась по внутреннему рельсу, а две по внешнему.

Понижающийся к реке Ельцовке рельеф заставил поднять уровень на два метра. При строительстве и благоустройстве были снесены десятки домов частной постройки, расселены 146 семей48. Рядом был разбит большой сквер — Нарымский, который и сегодня является одним из любимейших мест тихого отдыха горожан.

С самого начала строительства в нем символически отметились и «цирковые». В частности, директор цирка Бабин, его заместитель Шурупов и народный артист Узбекской ССР Акрам Юсупов принимали участие в закладке в фундамент здания первого бетонного блока, под который по старинному обычаю была брошена горсть монет. Весь коллектив по завершении строительства участвовал в благоустройстве территории.

К сожалению, здание цирка (как в свое время и ДНиК) не удалось сделать многофункциональным, но опыт работы был передан другим организациям, и вскоре (даже раньше нашего) такие же цирки были построены во многих городах СССР: Уфе, Куйбышеве, Донецке, Кривом Роге, Перми, Воронеже, Ворошиловграде, Харькове, Брянске, Череповце.

Государственная комиссия приняла здание с оценкой «отлично»49. Первое представление одиннадцатого февраля 1971 года было посвящено строителям цирка, на нем коллективу был торжественно вручен символический ключ и большое деревянное панно, изображающее льва — царя зверей и любимца публики.

В первой программе приняли участие «Звездные канатоходцы» под руководством народного артиста СССР, лауреата Государственной премии В. Волжанского, группа тувинских артистов под руководством народного артиста СССР Оскал-Оола, джигиты «Иристон» под руководством народной артистки Северо-Осетинской АССР Дзерассы Тугановой, акробаты Канагины, комические жокеи Ю. Тамарин и А. Калугин, воздушные гимнасты под руководством Николая Тарасова, клоун Валерий Мусин и другие50.

А на месте старого доброго шапито в ноябре 1970-го был организован большой радиофицированный и освещенный каток «для массового катания трудящихся и детей района». Пятнадцатого июня 1975-го здесь открылся чехословацкий комплекс аттракционов «Луна-парк» с необычными для того времени конкурсами и импортными призами (американские горки, жвачка Pedro). Он до сих пор отзывается в душах новосибирцев ностальгическими воспоминаниями.

 


1 Мельников Е. И. А в цирке широкие двери… Новосибирск, Сибирская горница, 2004. С. 25, 27.

 

2 Дмитриев Ю. А. Цирк в России. От истоков до 2000 года. М., РОССПЭН, 2004. С. 207—220, 307—314.

 

3 Обский вестник, 1911, № 111, 18 февраля. С. 1.

 

4 Журавок Т. Там, где умеют делать чудеса // «Красный путь» (Омск), 2016, № 6, 17 февраля. С. 17.

 

5 Носов И. А. Физическая культура и спорт в Западной Сибири. Т. 1. (XVII в. по 1945 г.). Новосибирск, 2012. С. 35.

 

6 Обская жизнь, 1910, № 36, 14 февраля. С.1.

 

7 Сибирская жизнь, 1910, № 26, 2 февраля. С. 1.

 

8 Военные ведомости, 1919, № 126, 9 мая. С. 2.

 

9 Военные ведомости, 1919, № 121, 3 мая. С. 3.

 

10 Военные ведомости, 1919, № 122, 4 мая. С. 4.

 

11 Русская речь, 1919, № 91, 6 мая. С. 3.

 

12 Мельников Е. И. Цит. соч. С. 20.

 

13 Советская Сибирь, 1927, № 89, 19 апреля. С. 4.

 

14 Советская Сибирь, 1927, № 106, 12 мая. С. 4.

 

15 Там же.

 

16 Вяткин Б. П.  Жизнь клоуна.  Л., Искусство, 1975. С. 9, 10.

 

17 Биографический фонд Музея Новосибирска.

 

18 Там же.

 

19 Там же.

 

20 Там же.

 

21 Советская Сибирь, 1927, № 152, 7 июля. С. 4.

 

22 Рабис, 1927, № 29, 2 августа. С. 12.

 

23 Советская Сибирь, 1927, № 174, 2 августа. С. 4.

 

24 Советская Сибирь, 1927, № 170, 28 июля. С. 4.

 

25 Кузменкина Л. А. «Там горели яркие огни». В 1927 году открылся большой стационарный цирк // Вечерний Новосибирск, 2007, № 82, 5 мая. С. 7.

 

26 Бриллиантова Р. А. Два тополя на Советской // Мой Новосибирск. Книга воспоминаний. Новосибирск, Детская литература, 1999. С. 94.

 

27 Биографический фонд Музея Новосибирска.

 

28 Советская Сибирь, 1937, № 179, 5 августа. С. 4.

 

29 Советская Сибирь, 1942, № 154, 3 июля. С. 4.

 

30 Советская Сибирь, 1943, № 26, 2 февраля. С. 1.

 

31 Мельников Е. И. Цит. соч. С. 17.

 

32 Советская Сибирь, 1944, № 132, 2 июля. С. 2.

 

33 Мельников Е. И. Цит. соч. С. 15—17.

 

34 Никулин Ю. В. Почти серьезно… М., Искусство, 1987. С. 261, 262.

 

35 Там же.

 

36 Арсеньев. А. Новосибирскому цирку 50 лет. Как согревали водкой Юрия Никулина // Все новости Новосибирской области. Электронный ресурс. URL: https://vn.ru/news-novosibirskomu-tsirku-50-let-kak-sogrevalsya-yuriy-nikulin (дата обращения: 15.02.2021).

 

37 Фролова Н. В Новосибирске // Советский цирк, 1959, № 11. С. 10.

 

38 Чепурин Ю. Солнце Еревана, цветы Еревана // Советский цирк, 1961, № 6. С. 15, 17.

 

39 Фролова Н. В Новосибирске // Советский цирк, 1959, № 11. С. 10.

 

40 Советская Сибирь, 1959, № 193, 16 августа. С. 4.

 

41 Советская Сибирь, 1930, № 169, 24 июля. С. 4.

 

42 Советская Сибирь. 1945, № 102, 26 мая. С. 1.

 

43 Шаевич Л. Таким будет наш цирк // Вечерний Новосибирск, 1958, № 100, 27 июня. С. 4.

 

44 Мельников Е. И. Цит. соч. С. 36.

 

45 Новосибирский городской архив (НГА). Ф. 33. Оп. 1. Д. 1822. Л. 16.

 

46 НГА. Ф. 131. Оп. 1 Д. 498. Л. 60.

 

47 Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1945—1985 гг. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1986. С. 91.

 

48 Мельников Е. И. Цит. соч. С. 36.

 

49 Вечерний Новосибирск, 1971, № 12, 15 января. С. 1.

 

50 Мельников Е. И. Цит. соч. С. 37.