Необязательное интервью

Необязательное интервью

Мы с ним сидим в кафе на берегу реки Шпрее. Он выбрал столик на открытой веранде. Я прилетел сюда, в Берлин, чтобы взять у него интервью. Я столько лет зачитываюсь его прозой, что, как только у меня выдалась возможность увидеться с ним в реальности, тут же ухватился за нее.

Олег прекрасно выглядит. Ему идет седьмой десяток, но на щеках играет легкий румянец, а глаза цвета небесных далей ясны и притягивают взгляд калейдоскопом разных оттенков.

Я в своей жизни посетил немало красивых мест, мне очень повезло в этом плане. – Олег многозначительно помолчал, – Но знаете, какое самое красивое место на Земле, на мой взгляд?

Какое же?

Место, где вы на самом деле счастливы… Где вам спокойно, где вы в ладу со всем миром и собой, со своей душой. Вы искренни, вам больше не нужна эта чертова игра, не нужна погоня за сиюминутным признанием, за одобрением или пониманием.

Где? – переспрашиваю я.

Где? А, я не сказал? Да и не важно где… Вы можете оказаться где угодно: в кино, в трамвае, в кафе, на улице, под звездным небом или под ярким солнышком, возле моря или реки, или в пустыне. Я не привязываю вас сейчас к месту, пусть оно у меня сейчас есть, всплывает как образ, но он лишь мой образ, понимаете? – он улыбнулся – О, черт, старая привычка, спрашивать, понимают ли меня… Дело в том, что раньше я очень плохо говорил по-немецки. Я вырос в России у бабушки, и только после института мои родители забрали меня к себе… И вот беда, у меня совсем не оказалось склонности к языкам. Поэтому я все время ошибался, говорил либо слишком долго, либо слишком коротко. Я просто не мог подобрать правильных слов. Знаете, я все время пытался перевести свои мысли с русского на другой язык, и из-за этого не выходило ничего, пока я не научился просто выражать свои мысли на другом языке…

Вы и сейчас так, или это было давно, только в вашей молодости?

Только в молодости, да, конечно… Сейчас, в силу возраста, привычек, моего богатого прошлого эта проблема решена…

А на каком языке вы пишете? – смотрю на экран телефона, проверяя, не забыл ли я отключить звук.

Я пишу на английском, потом на немецком, когда хочу донести свою мысль до немцев, – несколько рассеянно продолжил он. – А для себя я пишу только на русском.

На русском?

Да, это мой язык, мой основной язык. Язык, на котором я хочу писать, язык, который мне дорог с детства, единственный язык, которым я владею на сто процентов. В конце концов, это язык, который я больше всего люблю, – он внимательно посмотрел на меня.

Вы говорите как большой патриот, но… Почему же тогда вы не возвращаетесь на родину?

Мне достаточно поскучать по России и здесь. Легкая ностальгия очень прекрасна, и в ней нет ничего общего с будничной жизнью в самой России.

Что вы любите больше всего? – задаю стандартный вопрос я.

Жизнь, – спокойно ответил он, – И жить. Жизнь и жить. Это то, ради чего все это происходит… Не так ли? – он лукаво смотрит на меня.

Да? Я не понимаю…

Ну мы, ты, я, все мы… Так или иначе все мы тут временно… Но хотелось бы – подольше, получше, так чтобы было интересно, хорошо… Ну вот хоть бы сравнить с кино, вы ходите в кино?

Да, конечно, а как же… – растерялся я.

Ну, кто-то, например, не любит кино, тогда я бы привел совсем другой пример. Вы приходите в зал, проходите, садитесь, занимаете свое место. Вы выбрали фильм себе по душе, у вас даже есть легкое предвкушение, а может, совсем нет никаких ожиданий, все зависит от вашего настроения… Но вот, этот момент, идет фильм и… Вы в нем растворяетесь, вы полностью в нем, ну если это хороший, разумеется, фильм – оговорочка, знаете ли… Это то, что вы выбираете для себя… Чем вы себя занимаете, то, что вам нравится, чтобы прожить эту жизнь вкусно, ярко, хорошо… Вы любите водку?

Не совсем. Вернее, нет. Абсолютно не люблю.

А что вы предпочитаете? – он спокойно уточняет.

Я люблю вино, но обязательно красное.

Да, вот оно… Этот момент выбора… Вы когда-то решили, что для вас именно так – вкусно, хорошо, отлично! – он снова немного помолчал и затем продолжил: – Я имею в виду стандарты – это пустое, как вы живете и что выбираете, главное, чтобы нравилось вам самим.

В номер я не вошел. Я вбежал. Меня переполняло предвкушение. Теперь я могу отправить ему свою рукопись.

Я считаю, эту рукопись должен прочесть он первый. Он ее оценит, я знаю… Уже в Москве меня вдруг начинают терзать сомнения. Все же я решаюсь и отправляю рукопись, следом за интервью.

Он молчит. Молчит уже неделю. Вторую.

Звонок на мой мобильный.

Алло? – отвечаю не определившемуся в телефоне абоненту. – Да, это я… Кто оставил записку? Мо́кринов Олег? Не понял? В каком смысле?

Еще раз, как в замедленной съемке и при этом в ужасном по качеству фильме переспрашиваю, рассеянно тру лоб и сажусь на пуф в прихожей.

Его больше нет. Да, цветущее здоровье, оказалось, только на вид… У него на рабочем столе осталась записка для меня:

«Сходите лучше в кино».