О писателе Николае Ильиче Пятакове (11.05.1938–06.02.2017)

О писателе Николае Ильиче Пятакове (11.05.1938–06.02.2017)

С 2014 года он возглавлял Гуковский клуб любителей поэзии «Звезда надежд». Об этом в книге моей «В свете дня» рассказ «Человек года», где, в частности, говорится:

«Пусть не особо улыбалась ему судьба, где нелёгкое детство военное и ранняя безотцовщина и где не из пелёнок маменькиного сыночка вылуплялось его человеческое становление, а безысходная бедность семейная в деревенской колхозной глуши Советской Чувашии помогала ему обретать полновесную силу благородства душевного.

Именно его, работящего Н.И. Пятакова, неожиданно в минуты раздумий захотелось вдруг назвать Человеком года. Есть для этого у меня основание, личностно обоснованное. Во-первых, он гуковчанином стал, по сути, только что, вернее, с конца 2012-го. И что характерно — прибыл сюда со своей верной Марьей Петровной по приглашению родственников из Казахстана, отработав там пятьдесят лет в городе медеплавильщиков Джезказгане, прибыл по воле доброго случая, вынужденно (как и я со своей семьёй четыре десятилетия назад из Сибири – родители потребовали), а во-вторых, он убедительно доказал свою состоятельность, грамотно возглавив ослабевший гуковский Клуб любителей поэзии «Звезда надежд».

Признаюсь самокритично, этот творческий очаг общения в лице «Звезды надежд» лично мною был основан осенью 2008 года при ГДК, чтобы, помимо гуковских литераторов, ежемесячно приглашать иногородних поэтов. Поначалу было нормально. В гостях у гуковчан побывали Вячеслав Дутов, Николай Киреев, Сергей Кочудаев из Красного Сулина, Станислав Ендовцев из Шахт, Иван Снисаренко из Новочеркасска, Лариса Лаухина и Виталий Шевченко из Ростова. Также должны были быть поэты из Донецка и Каменска, Азова и Таганрога, но как-то разладилось это у нас без поддержки заинтересованной со стороны. Да и здоровье подвело…

А ведь задумано-то было на манер семикаракорского Клуба любителей прекрасного, созданного и руководимого даровитым поэтом Борисом Куликовым и хватким журналистом, способным к сочинительству стихов и прозы, Алексеем Полубедовым (говорят, он сейчас в Туапсе). Всё это имело место в незабвенные шестидесятые-восьмидесятые, когда поэзия была в цене и поэтический дух вдохновенно витал в воздухе повсеместья. Да, действительно это выглядело великолепно! Благодатные времена для счастливчиков, вдохновляющие нас всех на горение творческое.

Ежегодно в августе съезжались в казачью станицу Семикаракоры к разудалому поэту Борису Куликову, рождённому 28.08.1937, на всесоюзный праздник поэзии талантливые писатели-поэты не только из Ростова и прилегающих областей, но и (знайте наших!) из Москвы и Ленинграда, Киева и Красноярска на донскую уху с поэтическим торжеством. Здесь доброжелательно побывали известнейшие москвичи Виктор Боков и Егор Исаев, Владимир Солоухин и Василий Шукшин, Владимир Фирсов и Анатолий Софронов, Владимир Цыбин и Аршак Тер-Маркарьян… А гениальный Борис Примеров, открытый А.В. Калининым и А.В.Софроновым в начале 1960-х, живал у Бориса Куликова неделями. Бывали здесь и мы, «подающие надежды»: я — из Гуково, Филипп Сухоруков — из Новошахтинска, Юрий Неизвестный — из Волгодонска, Леонид Казьмин — из Целины, Анатолий Азовский - из Багаевки, Юрий Ремесник — из Азова… (К сожалению, из названных в живых остались на сегодня только я и Юрий Ремесник, на стихи которого звучат основные песни Малежика). По-разному судьбы складываются…

Не вернуть, разумеется, тех благословенных лет молодости, но пытаться на них равняться непременно хотелось бы. На всё, как говорится, воля Божия…

О Пятакове продолжим речь. О человеке, прибывшем в Гуково из Казахстана на постоянное местожительство, имея в своём творческом активе многочисленные рукописи и публикации, среди которых большая поэма «Небесное знамение».

У Николая Ильича за душой есть чем поделиться, и он, выступая перед детьми и взрослыми, опирается непосредственно на свое «Небесное знамение», убеждённо заявляя всем: «Я окончательно, бесповоротно и твёрдо поверил (после всего увиденного мной на Небесах) в Православную христианскую веру с её церквями нашего Господа Бога – Бога Отца, Бога Сына Иисуса Христа и Святого Духа».

Поэма, навеянная свыше, не претендует на художественное совершенство, но равнодушным не оставляет, и это, наверное, главное. К примеру, разве могут не волновать, наталкивая на раздумья, такие вот строки:

 

И может стать, Земля исчезнет

От тяжести людских грехов.

Исчезнув, жизнь опять воскреснет

Большим усилием Его.

Не зря Он душ запас огромный

На разных держит небесах –

Такой Всевидящий и Скромный

На точных мудрости весах.

 

Это ли не показатель зрелости разума, осмысленный обстоятельствами житейской среды?! Вдохновенно обращаясь к своим читателям, Пятаков не устаёт повторять:

«Люди Земли! Опомнитесь, задумайтесь, откажитесь от всех безобразий! Приведите свои нравы в нормальное русло Бытия и Жития, откажитесь от зла, чтобы сохранить всё Человечество на Земле! Господь Бог этого желает от всех вас и нас. А я призываю вас всех от всей души — остановиться, угомониться, задуматься, опомниться, прислушаться к Пожеланиям Его и вести благородный образ жизни. И, помните, Он и Они сказали мне, чтобы я всем передал и рассказал: «У нас терпение на пределе. Большинство людей на Земле перешли и переступили все границы допустимой нормы жизни. Падение морали, нравов и жестокость дошли до такого уровня, что дальше всё это видеть и терпеть невозможно. Если люди не задумаются, не остановятся, наращивая свои безобразия, то в скором времени вполне может повториться, как с Содомом и Гоморрой или же наподобие Всемирного потопа».

Осознанная благопристойность Николая Ильича Пятакова, действительного члена Творческого клуба «Московский Парнас» не может не вызывать уважительное доверие. О нём тепло отзывается Киреева Анна Ивановна из городского Совета ветеранов, являясь активным членом Клуба, и все остальные участники «Звезды надежд» тоже, разумеется, рады видеть его и общаться с ним. Так что я доволен, что передал ему бразды правления.»

А в мае–июне 2015 года Николай Ильич совершил поездку в свою родную Чувашию с творческим отчетом в Чебоксарах, по итогом которого был принят в Союз писателей Чувашской Республики Международного сообщества союза российских писателей.

К сожалению, после поездки на Родину он расхворался не на шутку и, как выяснилось, это вернулась к нему былая болезнь, с которой столкнулся в Казахстане, — онкология. И вот случилось то, что случилось. До своего семьдесят девятого дня рождения не дожил примерно два месяца.

Но дело творческое, им ведомое, продолжается. Творческий клуб «Звезда надежд» не утратил свою значимость благодаря Чернышевой Ольге Степановне, Марии Семёновне Шияновой и моему посильному участию.

Николай Ильич Пятаков жил во имя и во славу отечественной словесности.

И в заключение – посмертные стихи:

 

Жизни круг

 

Нам крылатость оставил,

Вёл работу не зря.

Честно Родину славил,

О любви говоря

К птицам, людям, деревьям…

Ко всему, что живёт,

Относился с доверием,

Прямо шёл,

Не в обход.

И о маме родимой,

И о добрых друзьях

Говорил досточтимо

В казахстанских краях.

Гуковчанином ставши,

Смог вниманьем объять

Всех, но сверхподуставши

Тяжко стало стоять

В полный рост,

По-солдатски

Был готов, но — увы! —

Не позволили адские

Боли, дни таковы

Наступили нежданно,

Обречённые вдруг.

Божеством осиянный,

Завершён жизни круг.