О повести Владимира Лифуншна «Один день из жизни сельского журналиста»

О повести Владимира Лифуншна «Один день из жизни сельского журналиста»

Когда читаешь произведение, названное с явной аллюзией на «Одни день Ивана Денисовича», но написанное в жанре «Иронический детектив», вполне естественно ожидать встречи с сюжетом, имеющим некую ироническую, но всё же трагическую окраску или хотя бы что-то из серии житейских драматических событий, связанных с непростой профессией главного героя. Но автор, в данном случае, оказывается изобретательнее самого искушённого читателя. Оснований для такого заключения более чем достаточно.

Вначале повествования автор как раз направляет ход мыслей читателя именно в ожидаемое русло. Мы встречаемся с героем в самом разгаре его утренних драматических проблем – по дороге на работу на его пути оказывается здоровенный детина, за спиной которого двое отморозков прижимают к забору всхлипывающую девчонку. Вспомнив наставления своего учителя по карате о том, что лучшая драка – это несостоявшаяся драка, наш герой тем не менее встаёт в боевую стойку «Неко Аши Дачи», которую каратисты называют «Стойкой кошачьей лапы».

Далее события развиваются по логике принятого решения. Справившись по очереди с каждым из доморощенных поселковых бандитов, один из которых был вооружён ножом, а другой оказался распоясавшимся от безнаказанности сынком районного полицейского чина, наш герой, вернувшись домой, помогает пострадавшей привести себя в порядок и отправляет на такси, с просьбой доставить девушку до нужного места. Затем спешно отбывает на работу, где его ожидает строгое редакционное начальство, недовольное его частыми опозданиями и отлучками в рабочее время, вспоминая по пути, что не взял у незнакомки ни её адреса, ни номера телефона.

И, постепенно втягиваясь в ход утренних событий, мы уже начинаем привыкать к мысли, что почти угадали замысел автора. В общем, используя иронический ключ повествования, делаем вывод – налицо обычная жизнь обычного сельского журналиста-каратиста, конфликтующего как с реалиями поселкового быта путём журналистских расследований, так и с некоторыми коллегами из редакции.

Но не тут-то было! Далее события стремительно развиваются совершенно неожидаемым образом – нашего героя на глазах всего коллектива арестовывает наряд полиции и в тесных объятиях вооружённого конвоя увозит в следственный отдел.

И тут читатель вынужден вспомнить определение жанра, данное автором в самом начале повествования – детектив! Иронический, но всё-таки – детектив! Неожиданный поворот судьбы не обещает парню радужных перспектив – заявления пострадавших налицо, единственная свидетельница – ни имени, ни какой-либо другой информации о себе не оставила. Следствие ведёт тот, кто давно затаил злобу на дотошного журналиста – тот самый капитан Косоротов, переведённый после журналистского расследования в следственный отдел. Он-то путём шантажа и пытается принудить журналиста Виктора Левашова написать чистосердечное признание. События для нашего героя складываются весьма драматически.

 

Но автор, следуя требованиям жанра, снова удивляет читателя парадоксальным, почти сказочным, поворотом сюжета – спасённая журналистом девушка оказывается дочерью республиканского министра МВД. В районный посёлок она прибыла по приглашению подруги – в гости. Благодаря её оперативным действиям, приезду её отца в районный посёлок, справедливость торжествует.

Так иронический детектив, в конце концов, превращается в романтическую историю любви двух молодых людей, которым подарил неожиданную встречу тот самый день из жизни сельского журналиста, ставший счастливым Знаком их судьбы.

Повествование ведётся от первого лица, что часто является для авторов, работающих в подобном ключе, камнем преткновения, ведь избранная авторская позиция легко приводит к слиянию образа реального автора, автора-повествователя и героя повести.

Используя повествование от первого лица, главное не соскользнуть на рельсы откровенного самолюбования, создания образа некоего супермена, углубления в собственное «Я» и прочие прелести самовыражения.

Владимиру Лифуншану удаётся избежать ненужных подробностей, интонаций и удержаться в рамках заявленного жанра. Ирония, та самая королева ирония, позволяет автору уйти от многих психологических ловушек, возникающих при монологическом повествовании от первого лица.

Ни одной фальшивой ноты не встретит читатель в этой истории! И ни одного лишнего слова! Что говорит о свободном авторском владении языком художественной прозы. И ещё одна деталь, которая делает повествование живым и достоверным – это любовь к своей профессии журналиста, сквозной нитью объединяющая повороты сюжета в картину реальной жизни, где журналисты играют далеко не последнюю роль.

Самым удивительным является то, что и сейчас, на стыке эпох, ломающих судьбы многих стран, многих людей, всё ещё жива сказка, поверив в которую, человек становится сильнее, добрее и умнее! Это ещё один сюрприз читателям от автора иронического детектива – Владимира Лифуншана.