О пророках Земли Израиля

О пророках Земли Израиля

Отрывок

Нет ничего серьезнее, чем пророчества

Иосиф Флавий «Иудейские древности»

 

Глава 7. Мене, Текел, Фарес

 

Сны Навуходоносора

 

 

Я видел сон, который устрашил меня

 

 

Навуходоносор правил страной сорок три года. За это время Вавилон был отстроен и украшен. По выражению Геродота, он стал «самым знаменитым и наиболее могущественным», самым красивым «из всех городов, которые я знаю». Город был разделен на две части рекой Евфрат, к ней спускались прямые улицы, застроенные трех- и четырехэтажными домами, каждая улица оканчивалась выходящими к реке медными воротами. Там были роскошные постройки дворца царей и висячие вечнозеленые сады царицы Семирамиды. Геродот рассказывает еще об одном чуде: о гигантской башне из восьми поставленных одна на другую башен, подымающихся гигантскими террасами, а на самом верху был храм. Это была память о той Вавилонской башне, которую люди строили в древности, в дерзком замысле достичь небес.

Я приложил руку к тому, чтобы достроить Э-темен-анки, так, чтобы поспорить она могла с небом.

Развалины этой башни видел двумя веками позже Александр и стоял очарованный.

Я, Навуходоносор, спокоен был в доме своем и благоденствовал в чертогах моих (Дан. 4:1).

Бывало, однако, что что-то мешало благости дней повелителя. Навуходоносора порой посещали странные сны, которые тревожили его. Так случилось во второй год его царствования. Он увидел сон, который его устрашил, но когда проснулся, то, как это часто бывает, сон удалился от него.

А тревога и страх остались. И он созвал мудрецов и гадателей и требовал объяснить ему значение его сна.

«Царь, во веки живи», – сказали гадатели и попросили рассказать им содержание и образы сна, тревожившего повелителя. Но Навуходоносор с досадой отвечал им, что ровно ничего не помнит, ибо слово отступило от меня. Мудрецы на это отвечали, что ни один человек не сможет объяснить то, чего он не знает.

Но царь ничего слышать не хотел, страшно гневался и грозился изрубить всех мудрецов и гадателей и превратить их домы в развалины. Невесть чем бы все кончилось, уже готов был палач, если б не вмешался в спор один человек. Это был тот самый Даниил, пленник из красивых и понятливых. Он пришел к царю и просил дать ему немного времени, и он объяснит его сон. Этот Даниил отличался не только внешней красотой, но от природы имел необычайное рвение к разным наукам. Жадно схватывающий знания ум, не стесненный догмами иудаизма, постигал магию и математику и закон исчисления судеб. У него был дар пророчества, его посещали видения, высокий дух, ведение и разум позволяли Даниилу толковать загадочное. И Господь, Который дает мудрость мудрым и разумение разумным, открыл Даниилу в ночном видении тайный смысл и откровение.

Он узнал, что царю привиделся огромный истукан, страшный видом, голова у него была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра медные, а голени из железа. Ноги же у того истукана были разные одна из железа, другая глиняная. А потом с горы оторвался камень и ударил в ноги тому истукану, он упал и разбился, и тогда все смешалось, железо и медь, серебро и золото.

Вот сон! Скажем пред царем и значение его. Ты, царь царей, которому Бог небес даровал царство, власть, силу и славу! Ты – это золотая голова. После тебя придет другое царство, ниже твоего, потом будет еще медное, а четвертое будет крепким, как железо. После же всего придет разделенное царство, как ноги истукана, частью крепкое, а частью хрупкое, как глина. Камень же, упавший с горы, показывает, как все будет в последние дни.

Тогда Навуходоносор поклонился Даниилу и возвысил его и поставил начальником над всеми мудрецами вавилонскими.

Недалеко уже было то время, когда начнут сбываться пророчества Даниила. Можно тут еще заметить что от еды и питья с царского стола Даниил и трое его друзей тайно отказались, испросив себе кошерного, более же всего питались овощами, финиками и стручковыми плодами и пили воду, и от этого они достигли душевной чистоты, ум их стал более восприимчив к наукам, они стали еще здоровее и приятнее видом.

 

Семь времен пройдут над тобой

 

На двадцать третьем году своего царствования Навуходоносор ходил походом в Египет и убил фараона. Он вел и другие успешные войны в Аммоне и Моаве и в Ливии; он сокрушил Тир. Но потом царь был внезапно поражен тяжелой болезнью. И это еще раньше ему предсказал Даниил, объяснив царю другой его сон, который владыка помнил. Он увидел большое и крепкое дерево высотою до неба и видимое ото всех краев земли.

На том дереве были прекрасные листья и множество плодов, и птицы гнездились в его ветвях, и от него питалась всякая плоть. Но вот сошел с небес Бодрствующий и велел срубить дерево, отрясти с него листья и плоды разбросать, но корень пусть останется в земле.

Твоим бы ненавистникам этот сон,

так сказал Даниил царю вавилонскому.

Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет

с полевыми зверями, травою будут кормить тебя,

как вола, и семь времен пройдут над тобою,

доколе познаешь, что Всевышний владычествует

над царством человеческим и дает его, кому

хочет. А что повелено было оставить главный

корень дерева, это значит, что царство твое останется

при тебе, когда познаешь власть небесную (Дан 4:23,24).

Так сбылось. На четыре года царь вавилонский потерял человеческий облик и стал подобен животному, не имея возможности управлять страной. Царство отошло от него. Но после ум и здоровье его восстановились.

В то время возвратился ко мне разум мой, сановитость и прежний вид мой… и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще больше возвысилось.

 

Пир Валтасара

 

От шума взятия Вавилона потрясется земля,

и вопль будет слышан между народами (Иер. 50:46)

 

Семьдесят три года продолжилось возвышение Нового Вавилона.

Толстые стены Вавилона до основания будут разрушены, и высокие ворота его будут сожжены огнем; итак, напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня, так пророчествовал еще Иеремия.

Второе падение царственного города произошло через сорок шесть лет после разрушения Иерусалима. В это время возвысилась империя Ахеменидов. Так по неведомому закону истории великие империи расцветали и рушились, сменяя одна другую.

Ибо от севера поднялся против него народ, который сделает землю его пустыней (Иер. 50:3).

К городу подошло войско мидян и персов. Началась осада. Персам удалось отвести от города воды Евфрата, так они сумели проникнуть в город. В это время в Вавилоне сидел царем Валтасар, из потомков Навуходоносора. Легенда о пире Валтасара дошла до наших дней. Для роскошного этого пира с множеством гостей царь велел подать золотые и серебряные сосуды, увезенные еще Навуходоносором из иерусалимского Храма, и царь и его гости пили из них вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.

Рассказывает легенда, что в разгар веселья появилась перед глазами пирующих невесть откуда взявшаяся кисть руки и начертала против лампады на извести стены письмена. Когда же закончилось писание, то можно было прочесть:

МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ УПАРСИН.

Закричал царь, и перепугались гости. Позвали мудрецов, но никто не мог объяснить смысл написанного. Пребывая в ужасном беспокойстве, царь пообещал того, кто разгадает тайну, одарить золотой цепью и пурпуровой одеждой, а еще обещал отдать ему треть своего царства! В продолжение всеобщей страшной растерянности вошла царица и начала говорить: «Царь, во веки живи…». Она напомнила о мудреце и толкователе загадочного, который не раз объяснял самые мудреные сны Навуходоносора. Послали за Даниилом. Пришел муж в зрелых летах и прочитал арамейскую надпись.

Начав говорить, он напомнил царю о грехах Навуходоносора, когда дух его ожесточился до дерзости, и о наказании, которое тот понес, и что Валтасар позабыл об этом и продолжил грехи его, и Господь за это гневен на Валтасара.

Вот о чем Он поведал царю:

МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему.

ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень легким.

ПЕРЕС – разделено царство твое и дано мидянам и персам*.

От царского дара Даниил отказался, сказав, что «божественная мудрость не продажна».

В ту же ночь вражеские войска вошли в город, царь Халдеи Валтасар был убит, а в стране воцарился царь мидян Дарий шестидесяти двух лет. Это было в 539 году до н.э.

 

Семьдесят седмин

 

И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие и землю Халдейскую, и сделаю ее вечной пустынею (Иер. 25:12).

В горнице Даниила в Вавилоне окно смотрело на Иерусалим, и пророк молился перед ним Предвечному три раза в день, преклонив колена, как он и делал это прежде того. Дар пророчества, ведение и разум и благочестие позволили Даниилу возвыситься при царях персидских, как это было при царях вавилонских.

И он благоуспевал в царствование Дария и в царствование Кира персидского.

Даниил продолжал свои ученые занятия, постигая и новые учения, проникавшие в эту страну. Они еще приходили с Запада, где пышным цветом расцветала культура эллинов Близился век созвездья античных философов, и уже жил великий Пифагор, открывший магию чисел и их значение во всем, что есть и что происходит: «Все сущее есть число». Он открыл пение светил, связав расстояния между планетами с музыкальными интервалами. Он дал новое направление мысли – философию, заявив, что он не мудрец, sophos, а любитель мудрости: philosophos. Значительную часть своей жизни Пифагор провел в путешествиях, прожив двадцать два года в Египте и двенадцать в Вавилонии, изучая древнюю магию и другие науки.

В первый год царствования его (Дария) я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнится над опустошением Иерусалима (Дан. 9:2).

И ведомо стало Даниилу, что «семьдесят седьмин» пройдут, когда народ Израиля очистится от грехов, и позволено будет ему возвратиться на свою землю, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

 

Глава 8. ВОЗВРАЩЕНИЕ В СИОН

 

Так говорит царь Кир

 

Персидский царь Кир пришел к власти в империи Ахеменидов после мидянина Дария. Геродот утверждает, что Кир в детстве воспитывался в семье пастуха, куда определили его родственники дабы избежать угрозы для его жизни вследствие дворцовых интриг.

Сообщает Иосиф Флавий, что Киру стало известно сделанное ранее за 210 лет пророчество Исайи:

Так говорит Господь… который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «Ты будешь построен!» и храму: «Ты будешь основан!» (Ис. 44:28).

И он собрал наиболее выдающихся из вавилонских иудеев и объявил им свою волю: Позволяю иудеям вернуться к прежним почитаемым ими обычаям своих предков.

Так говорит царь Кир: после того как Всемогущий Бог даровал мне царствование над всей землей, я убедился, что Он то же самое Божество, которому поклоняется народ израильтян. Он устами пророков предвещал имя мое и объявил, что я отстрою храм Его в Иерусалиме и стране Иудейской (Иосиф Флавий, Иудейские древности 11:1).

Кир передал иудеям храмовые сосуды, некогда похищенные Навуходоносором, и снабдил деньгами на продовольствие и жертвоприношения.

И поднялись главы колен Иуды и Беньямина и с ними священники и левиты. Всего исчисленное количество вернувшихся в этот раз в Сион было сорок две тысячи шестьдесят человек, не считая рабов.

Потому что ушли далеко не все, большáя часть пленных иудеев осталась в Вавилоне, не решившись так сразу покинуть богатую и процветающую страну и вернуться в опустошенную, разоренную землю. Прошло семьдесят лет со дня падения Иерусалима и разрушения Храма. За это время народились новые поколения, не помнящие Сиона. Переселенцы обзавелись имуществом. По свидетельству Флавия, еще Навуходоносор отводил пленным иудеям плодоносные земли. Иных выдающихся иудеев царь приближал к себе. Таким был Зоровавель из колена Иуды, потомков Давида. Его Кир поставил начальником над уходящими в Сион.

В Иерусалиме недалеко от Старого города есть улица, носящая имя этого царя: Кореш. Евреи умеют быть благодарными за добро.

 

Слеза печали

 

А Иерусалим был пуст, храм сожжен, разрушены стены и ворота, и не было людей в домах, лишь змеи и вороны обитали там. Пришедшие собрались в городе, поставили жертвенник на горе. И совершили праздник кущей, как предписано, с ежедневным всесожжением… по уставу каждого дня (Езд. 3:4).

Приступили к закладке фундамента храма. Тут возмутились соседние враждебные племена из некогда переселенных еще ассирийским царем, самаряне и аммонеи и аравитяне, и отписали жалобы персидскому царю, что иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам – в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город.

К тому времени Кир умер, и в империи правил его сын Камбиз. Было проведено расследование, и посоветовавшись с книжниками, царь запретил строительство. Оно было заморожено на девять лет, пока после смерти Камбиза не был избран на царство Дарий Гистасп. Немалую роль в возрождении дела сыграл тот же Зоровавель, вернувшийся в Вавилон из Иудеи. Ему удалось заслужить уважение Дария за ум и рассудительность. Царь сделал Зоровавеля своим приближенным, а тот напомнил о невыполненном обещании. И вот при повторных поисках в книгохранилище найдена была запись Кира. После этого вышел указ Дария, даровавший свободу всем оставшимся в Вавилоне пленным иудеям и разрешавший строительство города и храма.

Семь дней вавилонские иудеи предавались веселью, а затем отправились в путь, предводительствуемые Зоровавелем и Иисусом из рода первосвященников. Теперь, когда первый почин был уже сделан и жизнь в Иудее, хоть медленно и тяжело, но налаживалась, вышло из Вавилона намного больше народу, чем в первый раз. Но и сейчас ушли не все.

Сообщает Флавий, что благодаря необыкновенному рвению строящих, храм в Иерусалиме был построен в более короткий срок, чем ожидали. Он повторял строение храма Соломона, но был значительно беднее. Народ же радовался безмерно, священники и левиты с трубами в руках возносили хвалу Всевышнему, совершившему чудо обретения покинутой ими родины. Те же старики, и из простого народа, и из священников, что помнили первый храм, плакали горько.

И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного (Езд. 3:13).

Перед новым храмом стояли две витые колонны, и по их спиралям видели, как в дождь стекала слеза печали, это был плач по Первому Храму.

 

Меч и вода. Книга Неемии

 

Но вот о чем рассказали несколько человек, вернувшихся из Иерусалима, одному влиятельному вавилонскому иудею – им был виночерпий царя вавилонского Неемия. На его вопрос, как там живется вернувшимся в Сион, сказали они, что живут там люди «в великом бедствии и уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем» (Неем. 1:3). И соседние, враждебные евреям племена беспрепятственно совершают набеги и творят всяческие грабежи и насилия. И заплакал Неемия, и решил тогда же идти туда, и просил у правившего после Дария его сына Ксеркса отпустить его в город, где дом гробов отцов моих в запустении, чтоб я обстроил его  И Ксеркс отпустил Неемию.

Придя в Иерусалим с несколькими людьми, Неемия ночью объехал город, ворота Долины перед источником Драконовым, и ворота Навозные, от ворот источника проехал к царскому водоему, и видел везде, что стены разрушены и ворота сожжены огнем.

Неемия тогда созвал народ в Иерусалим и, встав посреди Храма, обращался к мужам иудейским, говоря им, что уповая первым долгом на Предвечного в отражении набегов враждебных племен, вы также не должны ни днем ни ночью не покидать дела своей постройки, но торопиться ею со всем усердием (Неем. 11:5). И, не теряя времени, созвал старейшин, измерили землю под стены и распределили работы. Неемия перечисляет всех строящих – иерихонцы и жители Сенная, священники и левиты, начальники полуокругов и серебряники и торговцы.

Враждебные племена продолжали нападения и всячески мешали постройке, и насмехаясь над евреями, говорили, что пойдет лисица и хвостом разрушит их каменную стену. Они пытались умертвить самого Неемию, но он окружил себя отрядом. Он еще разделил народ на тех, кто строит, и кто их охраняет с копьем и луком, и у каждого под рукой всегда были меч и вода.

Сам же по ночам объезжал город, невзирая на свое утомление от трудов, от сурового образа жизни и от недостатка сна. Когда же по прошествии двух лет и четырех месяцев стены и башни были построены, то иудеи принесли благодарственные жертвы Предвечному.

Об этом человеке, о Неемии, сказал Иосиф Флавий, что то был «отличного нрава справедливый человек, оставивший после себя вечный памятник в виде стен иерусалимских».

 

Книга Ездры

 

И сидел весь народ у Дома Божия, весь дрожа…

 

Когда забыта была Тора в народе, явился Эзра и возродил ее» («Агада», «По стопам Эзры»).

Из оставшихся жить в Вавилоне был еще праведный человек Ездра книжник и знаток законов Моисеевых, и он озаботился тем, чтобы среди вернувшихся в Сион после долгих лет проживания в стране с чуждой евреям религией не позабыли люди и свято исполняли заповеди иудаизма. Этот Ездра был личным другом Ксеркса, и царь внял его просьбе отпустить его в Иерусалим. Вместе с Ездрой ушли из Вавилона еще несколько человек, священники и левиты и из певчих и храмовых прислужников.

По прибытии в Иерусалим передали храмовым казначеям средства, отпущенные Ксерксом, благоволившим к евреям, предназначенные для святилища.

И тут же были принесены в жертву всесожжения 12 волов, 90 баранов, 72 овцы и 12 козлов. А когда наступило время праздника Кущей, то собравшийся в Иерусалим народ просил Ездру прочитать им законы Моисея, и он стал среди народа и читал им. Люди же, слушая его, печалились о прошлых своих прегрешениях и плакали о том, что избежали бы многих бедствий, исполняя свято заповеди.

А в один из дней пришли к Ездре сказать, что среди вернувшихся евреев завелось непотребство, и есть и из простонародья и даже из священников такие, кто брал за себя иноплеменных жен и имели от них детей.

Услышав это, я разодрал верхнюю и нижнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный (Езд. 9:3).

А во время вечерней жертвы встал в разодранной одежде и исповедовался и молился Предвечному, говоря: стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе.

Пока так молился, плача, к нему собрался народ, мужчины и женщины, и думали, как искупить вину и сказал один из них: заключить с Господом Завет о том, чтобы отпустить от себя иноплеменных жен и прижитых детей.

И встал Ездра и велел начальствующим над священниками, левитами и всем Израилем дать клятву, что они сделают так, и они дали клятву (Езд. 10:5).

И велено было со всей Иудеи собраться в три дня в Иерусалим по этому делу, а кто не придет, того ожидало заклятье над имением и отлучение от общества. Собравшихся Ездра призвал покаяться за преступление и отлучить от себя жен иноплеменных. И отвечало собрание: Как ты сказал, так и сделаем.

И сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей (Езд. 10:9).

 

Вавилонский Талмуд

 

Люби Господа всем сердцем твоим.

Добрым побуждением и Злым побуждением.

 

Надо тут заметить, что персы весьма милостиво отнеслись к завоеванному городу; кое-какие разрушения были; на статую бога высотой в 12 локтей из чистого золота, по словам Геродота, положил глаз мидянин Дарий, но не посмел увезти ее. Это потом сделал Ксеркс, он же разрушил ту огромную башню до неба э-темен-анки. Но стена и ворота города и многие великолепные постройки и дома жителей остались неразрушенными. Вавилон остался Вавилоном.

Здесь по-прежнему процветали науки, магия с ее учением об истинном значении земных явлений, медицина, наука о предсказаниях и о влиянии звезд на человеческие судьбы. На печатях и геммах, которые так любили вавилоняне, изображались эпизоды мифов о сотворении мира и о потопе, самым популярным был миф о герое и полубоге Гильгамеше, жившем во времена всемирного бедствия. Волшебной магией звучали старинные строчки:

 

Энума элиш – Когда вверху

 

Я взглянул на лицо погоды – страшно глядеть на погоду было.

Я вошел на корабль, засмолил его двери.

Едва занялось сияние утра, с основанья небес встала чёрная туча…

Что было светлым, во тьму превратилось,

Вся земля раскололась, как чаша.

Уже во времена эллинов вавилонский историк и жрец бога Бэла именем Бероэс расписал историю Месопотамии в трех книгах. В первой книге повествование шло от сотворения мира и до потопа; во второй – от потопа и до Набонасера; третья книга – до завоеваний Александровых.

В Вавилоне в последующие века росла и процветала еврейская община, сложившаяся из тех евреев, которые не вернулись на Землю обетованную. Здесь впоследствии будет написан Вавилонский Талмуд, обширный и подробный сборник законодательных текстов, исторических сюжетов, легенд, медицинских сведений, толкований ТАНАХа. В Вавилоне сложится религиозная школа, куда будут съезжаться тысячи евреев для обсуждения трактатов Талмуда. В вавилонские иешивы будут пересылаться письма с вопросами из отдаленных мест, и будут идти ответы.

«Ибо место иешивы … предназначено для изучения Торы и Талмуда и для передачи Галахи из поколения в поколение…

Ибо так сохраняется вера Израиля».

Образ жизни, столь детально предписанный Талмудом, объединил весь народ Израиля, где бы он ни находился. Он наложил на евреев характерный отпечаток, который отличал их от всех прочих народов, а также придавал им феноменальную силу устойчивости. Диалектика Талмуда отшлифовала еврейский ум и придала ему необычайную остроту мышления.

Вот одна из мудростей Талмуда.

Жизнь человека разделена на периоды.

До сорока лет это крик осла: стремление к материальным благам;

от сорока до семидесяти – вой собаки: постижение иллюзорности материального;

от семидесяти до восьмидесяти – погружение в мир истины, постижение музыки сфер.

Человек создан с противоположными побуждениями, толкающими его к добру и злу. Злое побуждение столь же необходимо для жизни, как и доброе, если его уничтожить, то даже куры перестанут нестись (Вав. Талмуд, Йома 69 Б).

 

* Можно заметить, что значения арамейских слов сходны с ивритскими. «мана» – лимнот – ל'מנותсчитать; «шекел» – лишкол – ל'שקולвзвешивать; «перес» – лифрос – ל'פרוסнарезать ломтями; «у» – союз «и». Разные источники приводят варианты написания с небольшими отличиями: упарсин, перес, фарес. Еще: фарси обозначает: персидский (ивр.).