Online. Вне времени

Online. Вне времени

Online. Вне времени1

 

Владимир Логинов:

Глубокоуважаемые господа! Прошу тишины. Мы собрались на это заседание в расширенном составе в формате видеоконференции, весьма сейчас распространенном в силу известных причин, не для суда. Наша благородная цель: помочь нашему товарищу по перу разобраться: «Кто же он?» Тем более, что перед нами один из самых востребованных писателей своего времени, чьи гонорары порой превосходили вознаграждение таких классиков русской литературы, как Бунин и Горький. По словам его внучки, ему платили пять золотых рублей за строчку небывалые условия для прозаика, ведь до этого такой гонорар назначался только маститым поэтам. Ибо сам господин Андреев не может на него дать ответ, вопрошая: «Кто я? Для благородно рожденных декадентов презренный реалист; для наследственных реалистов подозрительный символист». Не так ли, Леонид Николаевич?

Леонид Андреев:

Да, господин председатель, лишь добавлю: может, еще и «мистик»

Владимир Логинов:

Какие будут суждения, мнения? Только прошу уважительно, не устраивая перебранок. Мы же не на ток-шоу центральных телевизионных каналов. Кто изволит взять слово?

Максим Горький: 

Прежде чем мы начнем дискутировать, подчеркну главное: Андреев — человек редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественный в своих поисках истины. Сначала он принадлежал к кругу писателей-реалистов. Его ранние рассказы — «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче» — написаны в художественно-реалистическом ключе. Тем не менее, уже в них чувствуется какая-то странность, нечто такое, что отличает их от Чехова или Толстого.

Алексей Богданов:

Леонид Николаевич сюжеты почти не выдумывал он просто умел их выделить из происходящего вокруг… чиновник по прозвищу Сусли-Мысли загадочное самоубийство дочери священника («Молчание»), купец Кошеверов и дьякон Сперанский («Жили-были»), все это происходило на самом деле. Кроме того, он отменный репортер, очеркист и фельетонист, добросовестный ученик «натуральной школы», преемник традиций гоголевской «Шинели» и «Очерков бурсы» Помяловского. Да и позднее в его творчестве проявляется «своеобразный возврат к некогда заброшенному бытописательству»: появляются совершенно непохожие по своей художественной манере пьесы: «Царь Голод» и «Дни нашей жизни», «Анатэма» и «Gaudeamus» Как это можно объяснить?

Владимир Короленко:

Важно, что Леонид Андреев — истинный гуманист, который пытается решить «вечный вопрос человеческого духа в его искании своей связи с бесконечностью»…

Леонид Андреев:

Многих писателей реалистического направления Чехова, Гаршина, Толстого, Достоевского я высоко ценю как своих учителей; но остро чувствую и свою оторванность от литературных традиций XIX века. Мне кажется, что создаваемые мной «реалистические пьесы для широкой публики», которой чужды и непонятны мои трагедии…

Александр Блок:

Уже в ранних рассказах и других мы можем заметить одну особенность творчества Леонида Андреева его парадоксальность. Подобно символистам, он отвергал бытовизм, «плоское описательство». Устремлялся от реальности вглубь, к метафизической сущности вещей, чтоб открыть вожделенную «тайну» человеческого бытия. Почти незаметная деталь в рассказе «Ангелочек» роднит реалиста Андреева с «проклятыми декадентами». А в более поздних произведениях — «Бездна», «Стена», «Набат», «Ложь» и других он выступает уже не как «символист», но как «модернист». Налицо отказ от правил правдоподобия и изображение жизни в условных, абстрактных образах. Например, «стена» это то, что мешает человечеству на пути к счастью. Под ней можно понимать все что угодно: болезни, бедность, войны, страдания, пороки, стихийные бедствия. Вместо того, чтобы изображать каждое явление в отдельности, он свел их воедино в этом емком образе «стены», через которую не может перебраться человечество, как не может оно избавиться от всех своих бед и несчастий.

Валерий Брюсов:

При внешнем таланте изображать события и душевные состояния, Леонид Андреев лишен мистического чувства… Его творческий метод близок к символизму, но какой же он символист… Грубо-материалистическое мировоззрение давит его дарование

Андрей Белый:

Господа, замечу, что там, где в Андрееве звучат гражданские ноты, там он в прошлом, а где Андреев символист, там он не русский вовсе: в нем звучат ноты Эдгара По, Пшибышевского, дурно усвоенного Ницше, Метерлинка. Символизм и натурализм, личность и общество не соединяет Андреев, но смешивает.

Дмитрий Мережковский:

Когда я думаю о судьбе таких русских писателей, как Максим Горький и Леонид Андреев, заласканных, задушенных славою, то мне вспоминается ребенок в обезьяньих лапахЕго творчество литература довольно низкого уровня. Но у него есть некоторые сильные стороны художественного мастерстваНе только красота, но и уродство, не только лад мира, космос, но мировой разлад, хаос могут быть предметом искусства, с тем, однако, условием, чтобы в обеих эстетиках, в положительной и отрицательной, в отражении космоса и в отражении хаоса господствовал один закон — художественная мера, категорический императив искусства — воля к прекрасному. Художник может созерцать уродство, но не может хотеть уродства; может быть в хаосе, но не может быть хаосом.

Иннокентий Анненский:

Я считаю, что Леонид Андреев принадлежит к поколению, воспитанному на Достоевском. Но не на том Достоевском, которого когда-то ссылали в Сибирь, а потом держал на каторге Катков и на которого можно было сердиться за «Бесов» или «Дневник писателя», а на другом, отшедшем ввысь и давно уже лучезарном поэте нашей совести.

Леонид Андреев:

В искусстве я ищу и ценю не форму как таковую, а ее соответствие замыслу, вне зависимости от ее «прописки» в том или ином литературном течении. «И когда символизм потребует от меня, чтобы я даже сморкался символически, я пошлю его к черту; и когда реализм будет требовать от меня, чтобы даже сны мои строились по рецепту купринских рассказов я откажусь от реализма».

Викентий Вересаев:

Для меня всегда было загадкою, почему Андреев примкнул к «Среде», а не к зародившемуся в то время кружку модернистов… Думаю, в большой степени тут играли роль близкие личные отношения Андреева с представителями литературного реализма, особенно с Горьким.

Николай Макарсков:

Пройдя путь от реалиста горьковского типа к явному декадентству, а в своей драматургии приблизившись к символизму, он до конца оставался самим собой одиноким писателем-мистиком, не примкнувшим ни к какой эстетической группировке.

Николай Михайловский:

Все же отмечу тяготение автора к фатализму: «Большой шлем», «Океан», «Красный смех». Особенно к теме смерти — в этом он близок к Эдгару По, отнюдь не реалисту!

Максимилиан Волошин:

Позвольте, но у Леонида Андреева совершенно нет той внутренней логики, которая должна лежать в основе каждого фантастического произведения, чтобы оно было убедительным. Эта логика в высшей степени есть у упомянутого вами Эдгара По, Вилье де Лиль-Адана и Уэльса.  

Алексей Богданов:

 — Образы стены и бездны — ключевые во всем творчестве Андреева: их символика выразительно и точно передает суть мировоззрения писателя. Волевое устремление принцип существования личности пресекается жизнью повсюду. Бесчеловечность, уродующая и индивидуальные, и социальные отношения людей, обусловлена законами мироустройства, чуждыми их логике; абсурдность и непостижимость смерти высочайшая из стен, возведенных природой в человеческом сознании.

Максим Горький:

Все эти «бездны» и «стены» плохо переваренный Достоевский с его склонностью блуждать по тупикам и лабиринтам. А русская литература не прощает оторванности от быта… Да это какой-то «космический пессимизм»!

Зинаида Гиппиус:

Да он вообще «какой-то не мистический мистик». Леонид Андреев хочет оторваться от реальных форм быта. Собственно, талант у него большой, но не может справиться с вопросами, которые сам же поднимает; ему душно в их темном хаосеМожет быть, и он, как другие, сам же и послужил для создания и преуспеяния «декаданса декаданса».

Иван Бунин: 

Все-таки это единственный из современных писателей, к кому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю. Шарлатанит, ошарашивает публику, но талант.

Алексей Богданов:

Но почему только «декаданс» и оторванность от общественной жизни? Леонид Николаевич в «Жизни Человека» и «Царе Голоде», отвлекшись «от судьбы отдельной личности, вышел на новый уровень обобщений и обратился к абстракциям социальным (классы и классовая борьба) и над социальным (Время, Смерть, Голод)».

Александр Блок:

Да, пожалуй, «в ранних рассказах Андреева нет острых столкновений между социально враждебными силами. Но обличение господ, у которых служит мать Петьки, богачей Свечниковых — благодетелей другого мальчика, бедняка Сашки — сокрушительно и бескомпромиссно. 

Викентий Вересаев:

Напомню всем, что он не только искренне сопереживал борцам, поддерживал их, но в начале 1905 года отсидел две недели в тюрьме за предоставление своей квартиры членам ЦК РСДРП.

Леонид Андреев:

Тогда было ясно одно: Россия вступила на революционный путь… Несколько баррикад, бывших в Санкт-Петербурге девятого января, к весне или лету превратятся в тысячу баррикад… Вы поверите: ни одной мысли в голове не осталось, кроме революции, революции, революции

Анатолий Луначарский:

И все же его социальные симпатии были чрезвычайно шатки, его роман с революцией мутен и кратковременен. 

Вацлав Воровский:

Его рассказы «Губернатор», «Так было», драмы «К звездам» и «Савва» носили в себе заряд бунта… Когда грянула революция 1905 года, Андреев был сильно увлечен ею, однако не настолько, чтобы стать действительным адептом революции. А написанный в период политических репрессий рассказ «Тьма» можно расценить как пособничество реакции, как мародерство «в ночь после битвы».

Алексей Богданов:

Уверен, что субъективного желания автора услужить реакции тут не было и быть не могло, и герой «Тьмы» вовсе не злая сатира на революционера, а честная попытка разрешения насущных социально-нравственных проблем… Это та же борьба тьмы и света, но уже на уровне социальномСтолкновение проститутки, представляющей весь темный и задавленный жизнью народ, и революционера, просветленного идеей служения этому народу, осмысливается Андреевым как философско-этический поединок, в котором герой терпит поражение. Он не в силах противостоять уязвимому аргументу: «стыдно быть хорошим», и, отказываясь от своих прежних убеждений, пьет с обитательницами дома терпимости за то, «чтобы все огни погасли».

Дмитрий Мережковский:

Все же я считаю Андреева реакционером, но при этом признаю его почти гениальным писателем и гением общественности, потому что у Леонида Николаевича есть нечто большее, небывалое в русской интеллигенции: «прикосновение общественности к религии». К тому же по действию на умы читателей среди современных русских писателей нет ему равного

Леонид Андреев:

Меня… очень трогает, очень волнует, очень радует героическая, великолепная борьба за русскую свободу. Быть может, все дело не в мысли, а в чувстве? Последнее время я как-то особенно горячо люблю Россию именно Россию… У меня убежденное «неприятие существующего строя»… Я не принимаю жизни, какая она есть, и никогда не приму — но я не хочу выкидывать никакого знамени бунта.

Александр Блок:

Господа, у меня что-то со связью: изображение пропало, только звук.

Анатолий Луначарский:

Вы, Александр Александрович, наверное, снова о своей «Прекрасной незнакомке» замечтались, вот случайно и перешли в режим «только звук». Кликните «мышкой» по иконке видео в нижней части экрана.

Александр Блок:

Спасибо, нажал… а теперь меня видно?

Валерий Брюсов:

Не только Вас, но и все, как встарь: аптеку, улицу, фонарь

Александр Блок:

Отлично, так позвольте о прикосновении общественности к религии. Не соглашусь, что для русской интеллигенции это что-то «небывалое». Думаю, что «ядро культурных россиян совершенно чуждо всей этой схоластически-мистической свистопляске и якобы религиозным исканиям этой эластичной замазке, которою они замазывают все щели в окнах чтобы с улицы не дуло». Небеса для Андреева всегда оставались пустыми, загадку бытия он искал в самой жизни, сталкивающей безначальную Мировую волю с… человеческим разумом.

Алексей Богданов:

Громко и внушительно прозвучал голос богооставленного человека, обращенный к этим пустым и безмолвным небесам, в «Жизни Василия Фивейского». В этой повести Леонид Андреев сумел дать живой, психологически убедительный образ богоборцаГерой Андреева ищет смысла в бессмысленном; его «прыжок в Бога» оказывается падением в пропасть. Может, «квинтэссенция умонастроений Андреева это трагедия одинокой личности, которую утрата веры в Бога величайшая утрата этой эпохи поставила перед лицом Абсурда»Для него главной и самой суровой правдой было одиночество человека… перед небом и другими людьми.

Вячеслав Иванов:

Да, не менее одинок и Иуда из Кариота. Хотя он стремится не вниз, а вверх, вслед за Христом; при этом он ненавидит и презирает мир и людей. Полагаю, что если для символиста «все преходящее есть только подобие», а для атеиста «непреходящего» вовсе нет, то соединение символизма с атеизмом обрекает личность на вынужденное уединение среди бесконечно зияющих вокруг нее провалов в ужас небытия.

Дмитрий Философов:

Согласен, атеизм мешает ему понять правду символизма.

Анатолий Луначарский:

«Иуда Искариот» произведение о низости рода человеческого.

Андрей Белый:

 — Этот рассказ, так же, как и драма «Анатэма», вызвал ажиотаж, главным образом, возмущение в богословских кругах, увидевших в «Анатэме» слишком произвольную интерпретацию Евангелия.

Зинаида Гиппиус:

Если я не ошибаюсь, то в современной России Леонида Николаевича за такую литературу привлекли бы к суду по статье УК РФ «Об оскорблении чувств верующих». Это, конечно, не «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя, но явное неуважение к религиозным канонам.

Алексей Богданов:

Все же все эти работы скорее не богоборческие, они об одолении человеческой души дьяволом в одной из форм этого одоления, но никак не о развенчивании идеи Божественного присутствия. Должно быть, с чисто церковной, догматической точки зрения они действительно «грешны», но по сути все та же борьба против дьявольского в человеческой природе, низкого, темного, корыстного.

Леонид Андреев:

Но разве благочестивые люди умеют отличить фальшивое от настоящего? А у меня влияние книг кончилось, остался один Шопенгауэр и «эмоции чрезвычайны». Что до суда и «оскорбления чувств верующих», то мне давно врачи поставили диагноз: «тяжелая форма неврастении», и болезнь следует считать неизлечимой, всякие психические и нервные потрясения для меня, безусловно, не только вредны, но и опасны. И неоднократно нервы были расшатаны так, что я пытался покончить с собой или принужден был лечь в клинику по нервным болезням. «Безумное одиночество» было моим собственным состоянием. Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить.

Александр Блок:

В те времена не только Андреева охватывали такие чувства. Та действительно великая, действительно мучительная, действительно переходная эпоха, в которую мы живем, лишает нас всех очарований, и на всех перекрестках подстерегает нас какая-то густая мгла, какое-то далекое багровое зарево событий, которых мы все страстно ждем, которых боимся, на которые надеемся.

Алексей Богданов:

«Красный смех», «В тумане», «Собачий вальс» и другие повести и рассказы Леонида Андреева наполнены неизбывным отчаянием, одиночеством, страхом, ужасомбудто весь чуждый, непонятный и злой мир безмолвно и бешено ломился в тонкие двери.

Анатолий Луначарский:

Он не был выдержанным реалистом и в своих экскурсиях в область фантастики и символики заходил дальше, чем кто бы то ни было из них. Многие его произведения должны быть отнесены целиком к символизму. По своему основному настроению это был острый пессимист… человек больной об этом не может быть двух мненийВеликий писатель, великий художник вообще не может быть нормальным. Он потому и делается художником, что наблюдательность его сверх нормы, что количество переживаний, вызываемых в нем наблюденным материалом, более обильно, более сложно, так что ему есть что сказать по поводу наблюденного. Наконец, художник ненормален и потому, что обладает талантом высказывать, выражать в той или другой форме пережитое настолько ярко, чтобы заинтересовать, привлечь внимание окружающих. 

Леонид Андреев:

Подсознательное это полуосвещенная комната, отделяющая сознание от мрака бессознательного, где хранятся неисчислимые сокровища накопленного человечеством опыта… И те образы, что создает талант, суть реальные опыты прошлого: реальные переживания всей суммы жизней, вошедших частями в основу души бессознательное. И если внезапно осветить область бессознательного, то вскроется вся тайна человеческой жизни, весь мир!

Алексей Григорьев:

Именно в бессознательном кроется новаторство Андреева, которое далеко опередило его время; в некоторых сценических исканиях он даже предвосхитил театральные находки Брехта, его эстетический принцип «отчуждения»… Автор перекликается с различными художниками, в частности, с Маяковским, О’Нилом, Пиранделло и целыми течениями экспрессионизмом, футуризмом, символизмом. Изображая предельные в этическом смысле коллизии — изнасилование, убийство — нагнетая безысходность ситуации, ставя героев в условия непосредственного и мучительного переживания вечных вопросов, Андреев ищет новые средства выразительности, которые бы усилили воздействие на читателя. 

Юлий Айхенвальд:

Андреева не интересуют явления жизни в их устойчивости. Он исследует жизнь в противостояниях, конфликтах, антагонизмах. Для него важны случайные признаки предметов. В его психологизме присутствует психика человека как таковая, без социальной мотивации, он исследует психические первоосновы бытия человека. Например, в рассказе «Мысль» разрушение морали приводит к разрушению интеллекта.

Алексей Богданов:

Глубинная общность мироощущения сближает Андреева с рядом писателей, условно говоря, модернистского направления… рассуждая о его творческом методе с историко-литературных позиций, мы можем обнаружить, что Белый, Булгаков, Платонов, а также Кафка, Камю и Сартр гораздо ближе Андрееву, чем Чехов, Горький или Фадеев… Поэтому Андреев один из предтеч как русского, так и европейского модернизма XX века. Скорее всего, он экспрессионист субъективная интерпретация мира, повышенная эмоциональность.

Иеремия Иоффе:

Безусловно, Андреев первый экспрессионист в русской прозе. Он прибегал к гиперболизации, широко пользовался аллегориями, использовал отвлеченную схематизацию. Экспрессионизм Андреева являет собой надрыв, разрыв с реальностью, гротескность… Как известно, экспрессионизм «стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора». В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.

Борис Михайловский:

Согласен, что Андреев был первым в русской литературе и, может быть, наиболее значительным в мировой литературе представителем экспрессионизма. Его творчество сближается с Гауптманом, с Метерлинком, Эдгаром По и другими. Андреев был одним из тех писателей, которые нащупывали пути экспрессионизма, шли к нему мировоззренчески и творчески. Не будучи экспрессионистом формально, организационно, он стал предтечей этого явления на русской и европейской литературной и театральной почве. 

Дмитрий Мережковский:

Экспрессионист или нет, но по действию на умы читателей среди современных русских писателей нет ему равного.

Анатолий Луначарский:

Господин председатель, а каково ваше мнение о Леониде Николаевиче?

Владимир Логинов:

Ну, какой я председатель. Помилуйте, господа. Среди таких мастеров слова и стиля, писателей-великанов, я всего лишь литературный гном, любитель, модератор, ведущий нашу видеоконференцию. Мне хотелось выслушать Вас, таких разных творческих людей. Сердечно благодарю всех участников конференции. Спасибо, что откликнулись на мою просьбу и вновь вспомнили оригинального писателя, который провидчески писал о тех реалиях, которые сейчас знакомы сотням миллионов людей в современном мире, испытывающим страх, одиночество, безысходность, отчуждение, столкновение с государством. Особенно проблемы заострились в 2020 году с началом пандемии коронавируса. Ситуация была близка к кризису рубежа ХIХ-ХХ веков. Единственное мое преимущество: в отличие от вас, я жил и живу не только в ХХ, но и в ХХI веке, следовательно, знаю, что случилось с человечеством за это время. И с современной позиции могу высказать свое мнение об Андрееве.

1. Прежде всего, как многие отмечали, его инаковость.

2. Творчество Андреева так и не удалось уложить в ясные, понятные, четкие рамки.

3. Леонид Николаевич остро, до болезненности ощущал присутствие дьявола в мире и пытался докричаться до мира, сообщить ему об угрожающей опасности.

4. Андреев, так же, как и Бунин — не только блестящий стилист, но и страстный человек.

5. Любые крайности во взгляде на писателя (декадент, реалист, экспрессионист и т. д.) неприменимы к нему, ибо они однозначны.

Именно поэтому получить ответы на исходные вопросы нашей видеоконференции «В строке. Вне времени» нам не удалось. Так что нижайший поклон вам, Леонид Николаевич! И поздравление со 150-летием! Может быть, хотите сказать что-то в заключительном слове? Чьи аргументы были более убедительны?

Леонид Андреев:

Называйте хоть горшком, только в печку не ставьте. А лучше перечитайте мои тексты. Настоятельно рекомендую это сделать ныне здравствующим в ХХI веке, особенно тем «счастливцам», которые с ними не знакомы. Но не забывайте, что «глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим». Жизнь, не освященная высшей целью, сведенная к голой борьбе за примитивные потребности существования, такая жизнь есть тоска, томление и гнусность. И обязательно, чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда вам нужно прийти.

1 В данном эссе использованы реальные высказывания известных современников выдающегося русского писателя Леонида Андреева о нем и о его творчестве.