Озорная литература, которой нам давно не хватало

Озорная литература, которой нам давно не хватало

О романе Игоря Англера «Слышащий сердце»

Игорь Англер — юрист по профессии, литератор по призванию. Он приобрел богатейший и весьма разносторонний жизненный опыт. Кроме того, человек он жизнелюбивый, не терпящий скуки и обыденности, и стремящийся любую, самую рутинную работу, превратить в остросюжетное приключение, тренажер для ума и хитроумный лабиринт одновременно.

Эти характерные особенности автора находят отражение в его прозе. Писатель Илья Бояшов назвал новый роман Англера «Слышащий сердце», фрагменты которого предлагаются для ознакомления читателю, «удивительной фантасмагорией, в которой переплетаются сон и реальность, и в которой известные всем нам люди (знаменитости) предстают с совершенно неожиданных сторон». Я бы еще добавила, что жанр, в котором пишет Игорь Англер — это иронический гламур (назовем его так).

Любой сюжет у Англера развивается в молниеносном действии. Его героям не свойственно размышлять, топтаться на месте и рефлектировать, их задача — покорять стремительно меняющийся мир, совершая быстрые, четкие и порой безжалостные действия. Их поступки немного схематичны, как в компьютерной игре, но ведь «вся наша жизнь — игра», так что у героя, который быстрее других пролез на новый уровень, больше шансов победить обстоятельства и конкурентов — и сорвать «большой куш».

Самое подходящее время для таких героев — «шальные девяностые». Произведения Англера лучше всего соотносятся именно с девяностыми годами. Ведь в тот период всеобщей растерянности, который у многих россиян связан с крушением надежд и полным хаосом, Игорь Англер действовал точно и стремительно, как и его персонажи-авантюристы, — и сумел из рутины повседневности, из предопределенности маленьких пошаговых успехов выскочить сразу к самым крутым достижениям. Мир, в котором живут герои Англера — постсоветские финансисты и юристы, революционеры-компьютерщики, играющие по законам неустойчивого рынка киношники, западные фермеры, путешественники и просто шалопаи-авантюристы, — знаком ему не понаслышке. И в этом мире автор чувствует себя уверенно. А сколько современных писателей авантюрно-приключенческого жанра даже понятия не имеют о том, о чем они пишут!

Так, постоянно делая ставки и рискуя, бросаясь из лирических описаний в криминальные разборки, переходя из одного жанра в другой, как музыкант-виртуоз из лада в лад, Игорь Англер и создает свои произведения для легкого и приятного чтения. Автор не перегружает нас морально и эмоционально, зато на каждой странице у него обнаруживаются точнейшие детали быта, ненавязчивые технические подробности, географические и исторические отсылки, что позволяет читателям почерпнуть из книг Англера много полезной информации и повысить уровень своей эрудиции.

Язык повествования точен и лаконичен. Каждое слово, как кирпичик, встает на свое место, и каждое лыко — в строку. Сюжет не «плавает», но движется, и благодаря структурированности и комбинаторности мышления автору хорошо удаются как крупная «полифоническая» проза, так и коротенькие рассказы.

Отличительная черта прозы Англера — это озорство. Легко и непринужденно касаясь щекотливых тем, балансируя на самом краю, он постоянно провоцирует читателя, вгоняет в краску, но не отпугивает, потому что автору присуще чувство меры, позволяющее отличить игривость — от скабрезности, а доступность для понимания — от пошлости. Литература «не для всех», книги «для элитарного читателя» подчеркивают социальные и ментальные различия, литература же «от Англера» побуждает самых несхожих людей собраться вместе, за одним столом, и дружно посмеяться, сделавшись ближе и понятнее друг другу.

Сегодня весьма ощутима потребность в таких книгах, как «Слышащий сердце». Излишний драматизм всем надоел, хочется отдохнуть и «перезагрузиться», погостить во вполне реальном, но в то же время и зазеркальном мире, где даже последние злодеи — не очень-то и страшные, а самые «фатальные» ошибки влекут за собой анекдотические ситуации, но никак не трагедии.