Памяти Галины Сергеевны Гампер
Памяти Галины Сергеевны Гампер
«Ты боишься смерти?»
Обычно такой вопрос задавать не принято. Но вот Галина Сергеевна Гампер не избегала таких «лобовых» вопросов и задала его мне. Я сказал — нет, хотя это было неправдой: просто я старался не думать на эту тему. А вот Галина Сергеевна думала:
Смерть не старуха, не карга –
Пацан с губами без кровинки…
(Все, что словами не избыть)
Или вот такие замечательные строки:
Вершины обнажены,
Подножья усохли, увяли.
Больничной полны тишины
Пустые осенние дали.
Наступишь –
и пустишь в распыл
Тьму листьев,
заждавшихся тленья.
Неужто и ты
заслужил
Не больше,
чем эти растенья?
На стылом пороге
зимы
Бесцветны они
и убоги,
Такие же, впрочем,
как мы,
На этом фатальном
пороге.
Когда-то Лев Толстой поборол свой страх смерти размышлением о смысле жизни, о том, как надо жить. Ситуация Галины Сергеевны была иная: о том, как надо жить ей пришлось задуматься рано. Инвалид детства, она не могла передвигаться самостоятельно. Целые области жизни были для нее недоступны.
Тютчев в старости жаловался:
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон…
Бог отнял у Тютчева то, что прежде дал в избытке. У Галины Сергеевны Он отнял многое, но дал талант. Дал ли силу воли? Думаю, что так называемая «сила воли» не дарится, а постепенно обретается самим человеком. А талант заставляет сопротивляться судьбе, жить вопреки обстоятельствам.
В одном из своих стихотворений Гампер сетует, что не вела дневника:
Себя кляну, что не записала
я не одной дневниковой строчки.
И все, что помню –
горело сердце.
Горящим сердцем стихи писала.
(Что было с тобой в молодые годы)
Не надо было ей жалеть, что не вела дневник. Ее стихи и есть ее лирический дневник: в них было все — радость, тоска, горечь, любовь. Не было, однако, двух крайностей: постоянных жалоб на судьбу и неестественного бодрячества. Круг ее жизненных впечатлений был, конечно, ограничен, но то, что переживалось — переживалось остро и свежо:
Скворечник сбит,
поломан куст сирени.
Кругом черно –
предзимье, тишина.
И саженцами в полиэтилене
Веранда наша загромождена.
Сосед по даче землю соскребает
С резиновых сапог, с граблей, с лопат
И, разогнувшись, долго наблюдает,
Как стелется дымок
вдоль черных гряд
От куч ботвы картофельной –
к воротам.
И я в делах — остатки лета жгу.
Пора домой, к многоэтажным сотам,
Укроюсь в них,
приветствуя пургу.
Вроде бы просто бытовая зарисовка, но тут и сожаление об ушедшем лете, и предчувствие замкнутой в четырех стенах зимней жизни. Вообще Гампер очень чувствовала то, что обычно составляет в нашей жизни лишь фон: смену времен года, приращение дня:
День прирос на петушиный шаг –
Видно, тьму по зернышку клевал.
Но покуда поле, лес, овраг
Запружив, декабрьский снег ровнял,
Дни к весне накапливали мочь,
Изнутри светились все сильней,
В белую перетекая ночь
Без луны, без сна, без фонарей…
У нее были любовные стихи. О любви можно (а, может быть, и нужно) писать невнятно — не все ведь улавливается словом. И у Гампер случалась в стихах такая лирическая невнятица:
Сколько жизни лет?
Без тебя не в счет…
Ты сейчас…
еще ты когда-то был …
От тебя к тебе –
не живу — тону.
Рук объятья — круг
И на Водах Спас.
Она руководила литературным объединением, и молодежь тянулась к ней. И она сама обретала силы, можно сказать, молодела, общаясь с молодежью. Общение с ней никогда не было пустым: она интересовалась многим — не только литературой, но и общественной жизнью, и политикой.
Она жила в современности и не стремилась отгородиться от нее. Очень ее сейчас не хватает.