Переправа. Мёртвая луна.

Переправа.

Мёртвая луна.

Рассказы

ПЕРЕПРАВА

 

Вода ластилась к веслу, серебрилась и чешуилась, словно рыбий бок. Но недолго. Наигравшись с гребцом, она взбулькнула и разгладилась. Ленивая тварь.

Он собрался плыть на другую сторону — на этой всё равно ничего интересного. Дела, откровенно говоря, шли из рук вон плохо. Неизвестно, кто и когда в следующий раз придёт в гостеприимное, но уж очень древнее царство.

Постойте! — послышалось с берега.

К реке подбегала очаровательная живая. Невысокая, ладная, одета с иголочки, туфли на шпильках. Талия узкая, а белая рубашка ещё уже — и как только пуговицы не поотлетали? Ишь ты, нарядилась. Охота ж ей было пробираться на этаких каблучках-соломинках через поле асфоделей.

Перевозчик ждал, что она станет неловко семенить у кромки воды и требовать помощи, однако гостья неожиданно уверенно и широко шагнула лодку, села, вытянув стройные ноги, и принялась брезгливо счищать со шпилек налипшие лепестки и выбрасывать их за борт.

Плату вперёд, — буркнул он, не зная, как прервать молчание и наблюдаемую им бесцеремонность. — Я уж не говорю о том, что живым к нам не положено… ну да всем плевать. Хоть кто-то еще нас помнит, и то ладно.

Девушка посмотрела на него не с удивлением, а почему-то с усталостью. И, не ответив, стала протирать туфли салфеткой.

Слышь, ты точно живая? — не выдержал лодочник. — Под языком пощупай, вдруг да найдется монетка! Это неслыханно — так себя…

Действительно неслыханно — не предупреждать сотрудников о прибытии командированного специалиста, — строго отозвалась барышня, освободив наконец обувь от своего внимания. — Мне говорили, что тут всё малость… захирело, но не думала, что настолько. Работать я приехала, работать. Ну, как приехала… послали.

Кто послал?

Она показала пальчиком наверх.

Чего ты мне тут пальцем в небо тычешь. Я знаю, чем там заняты.

Ну ладно, ладно. Не оттуда, конечно.

Блеснув ногтем, как чешуйкой, палец указал точно вниз.

Словами скажи, хватит мне работу маникюрши демонстрировать.

Между прочим, нам всем пора соответствовать времени и следить за собой, — ответила красотка, что-то выискивая в сумочке. — Вам уж точно не пристало сидеть в тоге на босу ногу.

Это туника.

Да какая разница, — девушка, явно не желая замечать бросаемых на неё мрачных взглядов, вынула наконец удостоверение, красную книжицу в кожаном переплёте, распахнула и отдала собеседнику. — Читайте.

Менеджер по рекламе и оптовым… везде-то успевают. Закрытое общество… Алигьери и Ко… Да вы издеваетесь?! Хвала богам, хоть зовут-то вас не Ада.

Она ответила обиженно:

Кристина! А вы пятнадцатый зубоскал, попытавшийся пошутить про Аду.

Ну прости, прости невежу. Ты даже счёт ведёшь, как забавно. Кто был четырнадцатым?

Азраил.

Э-э… да, тяжёлая у тебя работа. Каша в голове не беспокоит?

На самом деле работать с разными конфессиями совсем не трудно, — Кристина, похоже, смирилась с ехидством лодочника. — Хуже всего, конечно, с азиатами и мелкими народцами, которые вообще понятия греха не признают. Вот например…

Стой, стой! У нас-то всё давно признано и устроено. Ты рекламировать что собираешься?

Ад.

Нашла, чем удивить.

Альтернативный. Вот смотрите, у вас же совершенно не продуманная система наказаний, никакой предсказуемости. Одному богу так вздумалось, другому — иначе. Кто во что горазд! Большинство вообще бродит без дела, — она с упрёком качнула головой в сторону берега, где тени скитались по лугам. — То ли дело у нас. Всё расписано, местность разнообразная — чуть ли не парк аттракционов! Экскурсий много, есть с кем поболтать. И главное, логика, логика во всём!

Меня это не касается, я только переправляю. В одну сторону.

Меня-то и обратно отвезёшь, — отмахнулась Кристина. — Скажу без ложной скромности, напугать меня нечем. Всё видела.

Следующие полчаса она рассказывала, кто и как попадает в ад, донимала расспросами теней, оказавшихся близко к реке, пока те не стали шарахаться. Самым терпеливым оказался мальчик, он свесил ноги в воду и никуда не шёл, только раз за разом повторял, как его сбила машина «по дороге с урока истории». Лодочник с удивлением обнаружил, что к противоположному берегу они так и не приплыли: оказалось, он всё греб и грёб вдоль одной стороны, заслушавшись.

Вот так и попадают, — закончила Кристина. — По недоразумению. Бывает, что истории про Стикс, Аид и муки Тантала — единственное, что они когда-либо слышали про загробный мир.

Он был бы не прочь скоротать за разговором ещё хоть час, хоть день, хоть год, но девушка, замолчав, стала оглядываться по сторонам с такой тоской, что перевозчик не решился задерживать её.

Напоследок, когда Кристина готовилась сойти на другой — долгожданный другой — берег, он придержал её за локоть и сказал:

Никого ты не уговоришь, на этой стороне все пили из Леты. Им теперь всё равно.

Я любимого ищу, — отозвалась она шёпотом. — Его нигде больше нет, я везде побывала. Это место — последнее.

Если и найдёшь, то не выведешь. Не повторяй чужих ошибок. И до тебя пытались. Скажи спасибо, если сама живой выберешься. Мой хозяин самоуправцев не жалует.

Когда девушка двинулась прочь от реки — снова неловко и смешно на высоких шпильках — он не вытерпел и еще раз окликнул её:

Чувствую, ты наделаешь бед. Возвращайся!

Увидимся.

…Ждал долго, очень долго. Может, снаружи даже явилась пара-другая теней — из тех, что по недоразумению. Но не плыл к ним. Подождут. Время им теперь не деньги и вообще ничто.

Кристина вернулась, одна. Харон издали пытался угадать, что в её глазах — радость ли, слёзы? Хотя… какая уж радость в таких обстоятельствах, неважно, нашла ли, не нашла. Но и вблизи, когда она так же уверенно, как в первый раз, села в лодку, он по глазам ничего не понял. Там была темнота — чёрное зеркало Стикса — и серебро, ленивая бесстрастная чешуя Ахерона.

Не задавая вопросов, Харон переправил её назад, к асфоделевым лугам. Лодка мягко ткнулась носом в прибрежную траву, а Кристина продолжала сидеть, обняв колени.

Расскажи, — потребовал Харон.

Персефона его отпустила. Он и вправду здесь был. Но так понравился царице, что та лично его проводила наверх.

Тогда мне не понять, что за похоронный у тебя тон. Бросай работу и иди живи!

По дороге мне встретилась провидица. Как только я поднимусь к свету… Уж не знаю, камень ли упадёт или дерево, или как с тем мальчиком после урока истории… Что ж, у меня хотя бы есть огромный выбор.

Проклятье, я всегда знал, что эти ваши побегушки друг за другом до добра не до­водят.

Девушка выбралась из лодки, едва не споткнувшись. Сняла туфли, швырнула в воду. Рванула ворот рубашки так, что посыпались пуговицы. Стянула один, второй чулок. Тени, оставив свои привычные метания и стенания, с любопытством воззрились на происходящее. Пришлось на них цыкнуть, чтоб не глазели.

Так и пойдёшь? А попрощаться? — Харон привстал, чтобы вслед за ней сойти на берег.

С тобой? Зачем.

Конечно, я же не этот… Алигьери и компания. Слова лишнего не заслужил. Удачи в том аду! Раньше на него работала, теперь… не скажу, что отдохнёшь, но всё-таки. Да повернись ты ко мне!

Кристина ответила нехотя:

Стесняюсь. Пуговицы оборвала.

Тунику мою возьми.

А ты в чём останешься? Нет уж.

Так ты выбрала, куда пойдёшь после… — он не договорил — «смерти», но она поняла.

Обернулась, вцепившись в рубашку, которая теперь никак не сходилась. Вынула из нагрудного кармана монетку.

Видишь, у меня была для тебя плата, но я пожадничала. Больше не буду.

Объясни.

Давай тунику. Мне туда идти, — она указала на тропинку, ведущую к выходу, — и ещё обратно. Скоро наведу тут порядок. Всё по-новому устрою.

Улыбнулась и положила монетку под язык.

Провожая гостью взглядом, Харон думал, что женское тело прекраснее всего в свободных складках льна. И что никуда больше не поплывёт.

 

 

МЁРТВАЯ ЛУНА

 

Объявляю дверцу шкафа полем битвы — прикрепляю скотчем нарисованных призраков и людей, змеев с когтями на крыльях, лилии с шипами, леди в платьях из пепла и масках из паутины… Пусть сражаются с теми, кто войдёт без спроса.

— Лер, опять твои картинки! Учителя же придут. А мне краснеть на собрании. Почему у вашей дочери такое мрачное представление о мире? Поговорите с ней.

— Да, мам, а ещё они спросят, почему я ношу чёрное, и пошлют к психологу.

На самом деле мать в восторге, когда я рисую. Похоже, она не рассталась с мечтой сделать из меня художника, хотя я давно бросила занятия.

— Ничего в них не понимаю, но столько деталей… так тщательно вырисовано, — окинув взглядом рисунки, мать выбрала один. — Вот этот очень красивый. Готовая обложка для сказок.

Я сдержала улыбку. «Очень красивым» был повелитель теней с обнажённым мечом.

— Может, пойдёшь в студию? Я бы договорилась о частных уроках.

— Мам! Ничто не заставит меня снова рисовать кувшины, пластиковые персики и вазы с вербой перед Пасхой.

— А графикой?.. Ладно, за руку не потащу, не закатывай глаза. Приберись на столе, ладно? У тебя сейчас английский.

Полгода я болталась между поликлиниками и дневными стационарами, пока не получила почти дворянскую привилегию — домашнее обучение. И отлично знала, как называется болезнь: «не вернусь в лицей». Естественно-научный инкубатор для интеллекта выпаривал меня и превращал в сухой остаток — проверенные знания, правильное поведение. Общественно полезная химическая реакция. Мне дорого другое: завернуться в себя, словно в шелковистую шкурку бабочки-бражника, и слиться с тенями.

На английском снова танцевали с двенадца­тиглавым чудовищем — таблицей времён. Кажется, к ней каждый год прирастало по голове. Нескончаемая ходьба по «симпл», «паст» и лондонской башне с часами. Белый циферблат, наверное, в сумерках похож на луну…

Город утоплен в синеве — чем выше, тем гуще и вязче; деревья барахтаются в ней мёртвыми руками, пытаясь нащупать, нельзя ли вынырнуть на поверхность, к чистым звёздам; иду с закрытыми глазами и сквозь веки чувствую, как луна плывёт рядом, опаляя кожу, пока моя бледность не начинает сиять, и я прячусь — падаю спиной в синеву, или черноту, или гель, которым рисую…

— Лера, запиши домашнее задание. Переведёшь статью про штат Канзас…

Пишу: Канза-с… «С» — стареющая луна. (Интересно, там было хоть что-то интересное после придуманной девочки Элли?)

— …на обратной странице упражнение.

Пишу: упражнени-е… Последняя «е» похожа на полумесяц, прорезавший облако.

 

***

— Алла Александровна, задержитесь на несколько минут.

— Конечно, я слушаю.

— Вы же следите за увлечениями дочери?

— Лера, как вы могли заметить, не делает из них тайны.

— О да, её комната… Вы рассматривали новые рисунки? Они вам не показались… Впрочем, я даже сфотографировала. Взгляните.

— Честно говоря, давно ждала этого разговора, придумывала, как ответить, чтобы одновременно оправдаться и… отвязаться. А теперь я решила ничего не говорить. Пусть это будет маленьким семейным недостатком. Кто-то курит, кто-то не сдал деньги на выпускной, а кто-то рисует — покажите поближе — да, рисует не домики с трубой и не простреленные сердечки.

— Если вы заметили, то сердечки не прострелены, а вырезаны, и одни разложены по чашам, а другие… боюсь сказать, что с ними происходит. А вот здесь героиня, очень похожая на Леру, стоит над… мертвецом без внутренностей, и с её пальцев ему в глазницы капает лунный свет. Если и это вас не убеждает…

— Раньше она обожала биологию. И мифологию.

— Но одержимость мёртвым и ночным развивается не у всякого начитанного подростка.

— Я вас умоляю, целые народы были одержимы мёртвым. Мы с вами, помнится, тоже носили значок с портретом давно не живущего человека.

— Ужасное сравнение!

— Простите, не удержалась. Если вы подводили разговор к суицидным наклонностям, то это бред. Но я попрошу Леру почаще гулять на солнце и не вывешивать самые остросюжетные сцены в учебные дни.

 

***

Автобус, полупустая рокочущая утопия, сегодня снова спасает меня от ворчания мамы («сходи развейся, подыши воздухом»), от пози­тива знакомых («не парься вообще»), неудовольствия прохожих («ещё одна») и желания что-то сделать.

 

Рассеянно пишу в блокноте, по привычке сбиваясь с букв на картинки. Стареющая луна плывёт над утопленным городом — «с». Скрывается в облаке, выступает наружу тонким белым ребром — «е». Который день меня преследует недосказанное. Се — Селена, сепия, сериал, семь, секунда, серебро?..

Напротив сидит девушка, и у неё на сумке брелок — планета Марс. Словно из глины и дыма. Поворачивается вокруг оси, если смотреть долго и пристально. Неловко, но смотрю, не отрываясь. Так же и девушка от скуки изучает мои вещи — чёрную рубашку, стянутую в талии проклёпанным кожаным поясом; крупный крест из гранатово-красных камней.

Возвращаюсь к записям. Сиденье дребезжит, от пляски лун становится дурно.

Сейчас.

Что?

Это слово — «сейчас», — отчетливее сказала девушка с Марсом.

А что это зна…

Та пожала плечами, не дослушав. Хорошо, сейчас так сейчас. Врисую его в длинный хвост сегодняшней игры с лунным алфавитом.

Не успела коснуться бумаги — собеседница (кажется, мелькнули две кирпичные косы — чёртовы рыжие!) вырвала блокнот и бросила в приоткрытое окно. В один миг.

Ты что?!

Я вскочила, привалилась к стеклу. Разумеется, блокнот пропал, и с ним эскизы на месяц вперёд. Автобус остановился, распахнув двери — а сиденье напротив меня опустело. Красная планета качнулась по ту сторону улицы, и такого же цвета волосы…

Выбежав, крикнула вслед:

Подожди!

Не успела догнать.

 

***

А вчера она сняла со стен рисунки, оставила только пару самых любимых. Думаю, она, конечно, рисует разную жуть, но тихо, и не пытается выставить её вокруг себя. Выпросила у меня телефон тренера — будет то ли бегать, то ли стрелять, то ли всё вместе.

Передать Соне, что всё хорошо? Она очень переживала, что обидела твою.

Передай. Нет, лучше заходите в гости вдвоём. Не знаю, как их теперь знакомить… но поладят как-нибудь, обе же умные девочки. Только поскорее заходите, пока у Леры тренировок не было.

Обязательно, дорогая. Скажи, а Сонька ведь не просто так согласилась? Ты что ей обещала?

Луну с неба, конечно. Посылка уже едет.

Экое баловство. Мы с тобой, помнишь, пузырьками от лекарств играли, а им теперь заграничные брелки ручной работы подавай.

По-моему, Соню очень впечатлила эта история, а рисунки Леры она в интернете подсмотрела и в восторге. Берегись, как бы и она не прониклась этой… учителененавистной тягой к мертвому и ночному.

Дашь конспект, что отвечать в школе?

Ой, да мне пора издавать брошюру «Как растить готических подростков».

Они точно поладят.