Первые сто лет

Первые сто лет

Театр должен поражать — и на праздновании столетия БДТ все были потрясены сразу, только войдя в зал. Могучая деревянная конструкция, напоминающая амбар на столбах, могла показаться неискушенному зрителю сооружением, оставшимся от ремонта. Но неискушенных в тот день в зале не было: случайным людям билетов на юбилейное мероприятие не посылали…

Эта конструкция в стили авангарда 20-х годов XX века, покрашенная в красный цвет, напомнила нам о революционной эпохе, когда новый театр создавался усилиями Горького, Луначарского, Блока — и был совершенно не похож на комфортные буржуазные театры.

Александр Блок отдал последние два года своей жизни этому театру. Часто театр заполняли одни красноармейцы — и перед боями, и после боев. Как разволновать тех, кто только что слышал свист пуль? Александр Блок появлялся перед каждым спектаклем, ходил между рядами, подсаживался к красноармейцам, говорил, разъяснял. И — театр победил!

Первый спектакль, «Дон Карлос» Шиллера, прошел 15 февраля 1919 года (в этот день, 15.02.2019 г., и отмечали столетие театра). Спектакль шел четыре часа без перерыва, и никто не покинул зал. Может быть, потому что в главной роли был великий трагик Максимов, звезда немого кино.

Но, несмотря на успех постановки, Блок все равно волновался. Его очень расстраивало, например, что во время спектакля время от времени раздавался грохот падающей винтовки. Все красноармейцы были, естественно, с винтовками — не в гардероб же их сдавать?

И Блок добился, чтобы к креслам пришили специальные петли для закрепления винтовок.

В театре был холод. В зале сидели красноармейцы с винтовками. О тех суровых временах и напоминает грубая конструкция красного цвета, простершаяся над залом по диагонали…

Второй определяющей темой юбилейного представления стало… воздухоплавание. Граф Апраксин не только создал знаменитую «Апрашку», торговое место с амбарами и лабазами и великолепным театром по проекту великого Фонтана, но еще профессионально занимался воздухоплаванием, строил и испытывал дирижабли. И ощущение полета во время юбилейного шоу возникало постоянно. Мы то взлетали, то куда-то проваливались, цепляясь за стулья… Неизменное движение сценических площадок, приближение к зрителям каких-то огромных сооружений… дирижаблей? Эффект полета присутствовал.

И завершилось все это действием абсолютно ошеломляющим: постепенно увеличиваясь, зал заполняла прозрачная летающая модель… грудного ребенка, ярко освещенного. Шок! Что могло означать это явление? Вероятно, оно ознаменовало зарождение нового — или перерождение, начало очередного цикла в жизни театра.

Прошло сто лет — и цикл обнулился. Театр начинает создавать свою уникальную историю на следующую сотню лет…

«Второе рождение» столетнего театра обещает нам новые головокружительные проекты. Да что там — новую культурную эпоху!

Ну, а самым волнующим моментом стало появление хрупкой (на фоне гигантских арт-объектов) фигуры Олега Валерьяновича Басилашвили. Выдающегося артиста публика встретила бурными аплодисментами. Зал, слегка оробевший от постоянного перемещения могучих сооружений, ожил, задышал…

И — пошла черно-белая лента — запись репетиции «Варваров» с Товстоноговым. И появились на экране любимые лица: Луспекаев, Лавров, Шарко, Доронина, Копелян — и неутомимый Гоги, движущийся между ними, да еще в сопровождении ироничного и нежного комментария Олега Валерьяновича, что сразу переиграло всю ту великолепную «машинерию», который мы восхищались. Вспомнились товстоноговские спектакли: «Лиса и Виноград», «Идиот», «Горе от ума», «Энергичные люди», «Прошлым летом в Чулимске», «Мещане», «Ханума»…

Вытирая слезы, выходили люди из зала. Зацепило! Театр, безусловно, живой — уже успели разбередить публику спектакли «Что делать», «Гроза», «Губернатор». А мне особенно понравился виртуозный спектакль «Пьяные».

Теперь уж точно будем смотреть премьеры. Это и «Слава» с Усатовой, и «Волнение» с Фрейндлих, и «Жизнь впереди» с Крючковой, и «Палачи» с Басилашвили. Ждем также новых «Трех толстяков» в постановке Могучего…

Что можно сказать в заключение? Первые сто лет прошли неплохо!