«Писать должны тысячи»

«Писать должны тысячи»

В. М. Шукшин утверждал, что произведение искусства появляется только тогда, когда «что-то случилось в стране, с человеком, с тобой». Вспомним реалии, предшествовавшие нашему времени. Социально – экономический коллапс, потрясший души миллионов людей обвалом надежд на будущее. Внезапная рыночная стихия, сметающая все экономические и нравственные барьеры. Делай, что хочешь, живи, как можешь. Пиши, издавай. Ни цензуры, ни указательного идеологического перста.

У людей, переживших сильный стресс, будто у заново родившихся прорезался голос и возникло неистребимое желание заявить о себе миру. Досель «молчаливое большинство» уже не всегда довольствуется ролью читателей чужих творений и само начинает приобщаться к писанию стихов и прозы.

В нашем городе таких начинающих, кто «проявился» в местной печатной периодике – десятки. Но ещё сотни творят и ждут своего часа. Выходят книжки, объёмами соответственно семейным бюджетам. Писательство перестало быть прерогативой писателей. Поток «самодеятельной» литературы неиссякаем. Нужны ли сдерживающие плотины? По-моему, нет. Главный судья – читатель.

Пишут представители разных социальных слоёв, возрастов, профессий и судеб. Снова вспоминается Шукшин: «Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем». Массовое литературное творчество стало нашей национальной особенностью. Это – желание самопознания. Творчество формирует положительные личностные качества.

У нынешней литературы, «раскрученной» рынком, за редким исключением, проявляется две тенденции. Первая. Объявление себя литературой, свободной от нравственных норм и социального призвания. У неё нет положительного героя, родины, нации, никакой ответственности. Но, думается, литература призвана быть оберегом «человека в человеке», а не средством его опошления и глумления над ним. Не потому ли народ, истосковавшийся по доброму и светлому, называет Шукшинские чтения «праздниками души»?

Вторая. Прозападничество, проявляющееся в пренебрежении к родному языку и заполнение его чужеродной лексикой. Наш «великий и могучий» становится прислугой западнических вкусов и рыночных потребностей, блокирующих естественное языковое развитие. Такое же отношение новомодных писателей к патриотизму и нашей исторической памяти. Подобная литература ставит себя вне традиций отечественной культуры.

Местные литераторы, слава Богу, не являются подражателями литературных коньюктурщиков.

Мы – провинция, но здесь воздух чище, и летние ветры доносят запахи Пикета. Здесь более чувствуется притяжение родной земли, её широкое дыхание. Это вдохновляет, потому здесь много желающих поделиться с читателями радостью творчества. Они хотят, чтоб мир стал лучше.

Когда – то в нашем городе было только одно литературное объединение «Парус», в котором обрели свой голос все нынешние писатели – бийчане. Имена некоторых из них сейчас известны далеко за пределами нашего края.

В настоящее время в Бийске работает другие объединения, ученические литературные кружки, студенческие студии, в том числе в Алтайской академии образования им. В. М. Шукшина. Выходят в свет молодёжные литературные сборники и альманахи.

Бийские литераторы совместно с Центральной городской библиотекой и руководством Зонального района начали регулярно проводить литературные чтения, посвященные жизни и творчеству широко известного писателя И. Т. Семоненкова. Эти чтения обрели краевой статус. Было бы разумным решение администрации нашего наукограда об учреждении литературной премии имени нашего замечательного земляка.

Наши писатели публикуются в центральных изданиях и сибирских антологиях. Их голоса в литературном многоголосии современной России становятся всё более слышимы. Нет местнической замкнутости, потому что активизируется сотрудничество с многими известными российскими писателями.

Всё это позволяет судить о том, что бийская литература не обособлена от общего литературного процесса страны, и её провинциальность имеет только географический смысл.