Профессия: судостроитель

Профессия:

судостроитель

Интервью с директором ЗАО «Спецсудопроект» А. А. Соболевским

Антон Антонович Соболевский — директор ЗАО «Спецсудопроект» — родился в 1966 году в Москве. В 1988 году закончил кораблестроительный факультет ВМИОЛУ имени Ф. Э. Дзержинского, служил во флоте, потом в Управлении кораблестроения ВМФ и Департаменте Минобороны России. Закончил службу в должности заместителя начальника Управления кораблей и морского вооружения Департамента Министерства обороны РФ по обеспечению государственного оборонного заказа. Капитан I ранга запаса. В 2011 году получил диплом с отличием Российской академии государственной службы при Президенте РФ по специальности: государственное и муниципальное управление. В 2012 году А. А. Соболевскому присвоен классный чин «Государственный советник Российской Федерации 2 класса». С декабря 2014 года он является директором ЗАО «Спецсудопроект». Под его руководством конструкторское бюро создает крупные проекты по заказу министерства Обороны России, а также разрабатывает современные суда для гражданского флота. Проекты предприятия — это буксиры, танкеры, суда береговой охраны, сухогрузные, кабельные и рыболовные суда, пассажирские и служебно-разъездные катера, самоходные плавучие краны и многое другое.

В год юбилея Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в рамках проведения юбилейных мероприятий, редакция самого «морского» литературного журнала Петербурга пригласила Антона Антоновича Соболевского, он согласился дать нам интервью — и мы узнали много интересного о корабельном производстве в современной России.

 

И. Б.: Антон Антонович, как работает ваша организация, и кто является вашими главными заказчиками?

 

А. С.: Мы работаем, как большинство — за зарплату. Создаем добавочную стоимость и стараемся честно ее разделить между работниками. Вместе с судостроительной фирмой «Алмаз» строим корабли и плавучие краны. Обычно наш заказчик — завод, а заказчики завода чаще всего — федеральные структуры. Ну, а конечный потребитель — либо министерство обороны, либо пограничные службы. Но есть и частные заказчики. Наша продукция достаточно дорогостоящая. В основном, гражданская, но военную продукцию мы тоже создаем.

 

И. Б.: Пожалуйста, расскажите о ЗАО «Спецсудопроект».

 

А. С.: Организация возникла и существует с 1999 года как частная компания, которая занимается проектированием кораблей, плавучих кранов и других плавсредств. Раньше мы проектировали буксиры, плавучие заправки, рестораны, прогулочные суда и «землечерпалки». В настоящее время, кроме непосредственно проектов, формулируем для заказчика или судовладельца технические задания и технические требования. Дело в том, что не все судовладельцы могут четко сформулировать для себя то, что они хотят получить. И тогда мы приходим на помощь. Как сказал однажды министр судостроительной промышленности Борис Бутома: «Морякам нужно предоставлять те корабли, которые нужны, а не те, которые они хотят».

Нет ничего удивительного и в том, что мы базируемся в Санкт-Петербурге. Здесь все тесно связано с судостроением, город имеет много заводов, судостроительных бюро, ремонтных предприятий, работающих на судостроение и машиностроение. Так что, несмотря на конкуренцию, наша работа успешна.

 

И. Б.: Как Вы пришли в судостроение?

 

А. С.: Я окончил Военно-морское училище в Петербурге, факультет кораблестроения. Служил на кораблях Тихоокеанского и Балтийского флота. За годы службы досконально изучил специфику флота, понимаю его потребности. Копилка моих знаний пополнялась и позднее — во время работы в Центральном аппарате военно-морского флота, затем в Министерстве обороны, в органе управления, который занимался организацией всех работ, связанных с кораблестроением — таких, как выдача технических заданий, подписание приемных актов, определение технической политики. В то время, когда ваш покорный слуга трудился в Министерстве обороны, численность организации, которой я руковожу в настоящее время, составляла пятьдесят человек. Происходили частые сокращения, но люди держались на плаву, справлялись с задачами. Тогда я даже не думал, что окажусь здесь — но так сложилась жизнь. И вот с 2014 года я руковожу этой компанией.

 

И. Б.: Как Вы можете охарактеризовать современное состояние судостроения?

 

А. С.: В СССР все работало, как часы. Материалы и сырье — свои. Качество военных кораблей было достойное. Несмотря на мелкие проблемы, техника создавалась на высоком уровне. Но в 1991 году произошел путч, и уже примерно к 1994 году окончательно развалилось судостроение. Возобновилась работа только в начале 2000-х годов.

Сегодня заводы загружены заказами. Конечно, почти постоянно не хватает денег. Вообще почти все наши проблемы связаны с кризисными явлениями в современном мире. Эти проблемы могут быть как политическими, так и финансовыми.

Создание корабля — политизированный процесс. Да, судостроение работает, корпуса мы можем создавать, но беда в том, что российская промышленность в настоящее время не изготавливает всю номенклатуру оборудования для корабельной «начинки». Необходимы двигатели, электрические составляющие, краска, изоляция, кабель, средства радиосвязи и навигации. Все, что нужно кораблю, по идее, должно производиться у нас, но мы уже интегрировались в мировую экономику. В России необходимого оборудования производится крайне мало. Конечно, по идее, все оно должно быть отечественным, но как этого добиться? Металл, кабель, двигательные комплексы производятся на наших заводах, однако сложная техника — исключительно импортная. В связи с этим у нас возникают всякого рода кризисы.

Поэтому все зависит от общего состояния экономики нашей страны. Государство должно принимать самое активное участие в организации судостроения: так наладить процесс, чтобы все комплектующие производились в Российской Федерации, и отечественное судостроение не зависело бы ни от политических, ни от экономических санкций.

Мы понимаем, что это сложная задача, поэтому ведем сейчас работу, как с государственными, так и с частными заводами. С «частниками» приходится работать больше. Дело в том, что после выполнения частного заказа мы получаем быструю прибыль, и тем самым не формируем убытки, а имеем возможность вкладывать часть средств в развитие, платить работникам зарплату. Налицо следующая экономическая тенденция: при кризисе предприятие стремится консолидировать в руках государства все свои активы, а в процессе роста зажиточности появляется необходимость отдавать все частным предприятиям, которые лучше и быстрее решают вопросы относительно оборотных средств. Но при этом корабли строятся, сдаются, и пополняется флот.

 

И. Б.: Скажите, а технология проектирования отличается от той, которая была десять лет назад?

 

А. С.: Специалисты и сейчас готовятся примерно по тем же учебникам, что и раньше. Но когда мы учились, нас профессора били по лбу логарифмической линейкой и говорили: «Уберите свои калькуляторы». И это несмотря на то, что уже было ПО, создавались кафедры с вычислительными машинами, и хорошему специалисту важно было знать язык программирования. Нас всех готовили не как пользователей, а как «недопрограммистов». Однако те, кто хотел, вырывались в программисты, получив инженерное образование.

Потом наступил период, когда машины модернизировались, компьютеры заполонили мир, а логарифмическая линейка была отдана в политехнический музей. Раньше считалось, что инженер должен знать сопромат, как таблицу умножения. А сейчас программно-аппаратные средства даны тебе в помощь, и в них заложен весь инструментарий. Сопромат ты можешь знать, а можешь и не знать.

Но все-таки я уверен: без знания теории сегодня не обойтись. Современные аппаратно-программные средства упрощают труд, но нужно знать основы, иметь образование и опыт. Хотя и этого, на мой взгляд, еще недостаточно! Для того, чтобы стать настоящим конструктором, важно не только правильно применять знания, необходимо быть «специально для этого рожденным», воспитать в себе характер и силу воли, скажем так, внутренний стержень, на который все можно «насаживать».

 

И. Б.: Антон Антонович, мы, как редакция «толстого» журнала, не можем обойти стороной литературные пристрастия нашего гостя. И нам очень интересно узнать, на какой литературе Вы воспитывались, и что любите читать сейчас?

 

А. С.: Я не скажу, что в детстве читал книжки «запоем», но все, что было положено по школьной программе, прочел — и не только. В Советском Союзе издавалось много «монархической литературы». Например, «Три мушкетера». Очень впечатлила меня книга «Похождения бравого солдата Швейка». А в последнее время у меня проявился интерес к чтению книг, написанных священниками. Также люблю хорошую поэзию, которую часто слушаю в аудиозаписях. Когда бывает свободное время, например, в аэропорту, во время ожидания рейса, появляется возможность послушать из интернета, как, например, Евгений Евтушенко читает свои стихи. В свое время мне очень нравилась поэзия Александра Блока. А из прозы — Сергей Довлатов.

 

И. Б.: Как Вы считаете: судостроитель — это творческая профессия?

 

А. С.: Конечно! Хороший конструктор — это всегда творец. Творчество в кораблестроении стоит дорого.

 

И. Б.: Антон Антонович, редакция журнала «Аврора» от всей души благодарит Вас за оказанную помощь и желает крепкого здоровья Вам и процветания Вашему делу! Надеемся, что в год юбилея Ассоциации судостроителей все Ваши начинания осуществятся в полной мере.

 

Беседу вел ИЛЬЯ БОЯШОВ