Про(сти)щай, человек!

Про(сти)щай, человек!

1

Pulchra res homo est, si homo est2.

 

Несовершенное совершенство

 

«Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как ловок и поразителен по складу и движениям! Поступками как близок к ангелам! Почти равный Богу – разуменьем! Краса Вселенной! Венец всего живущего!» (У. Шекспир, «Гамлет», эпоха Возрождения). Привлекает ренессансный романтизм, почти обожествлявший человека. «Человек – это звучит гордо!» (М. Горький, «На дне», Сатин и актеры эпохи Просвещения). Привлекает несколько надрывная, но все еще безграничная вера в человека, его творческие способности.

Это пафосное представление о человеке выражает суть идеологии гуманизма, которой вдохновлялась европейская, а по настрою, вся мировая цивилизация, ее искусство, мораль, политика, воспитание и образование. Гуманизм был своего рода религией Возрождения и Просвещения, в начале ХХ века дело дошло до так называемого антропологического поворота, призывавшего смотреть на любое сущее сквозь призму человека.

Но вот произошла Великая технологическая революция, в результате которой, как говорил Эйнштейн, «Стало чудовищно очевидным, что наши технологии превзошли нашу человечность». Соответственно, начинает распространяться другое представление о нем: «Человек – это машина по переведению хлеба в г… Некоторые говорят, что он звучит гордо» (Георгий Миллер, актер, игравший в фильмах «Марья-искусница», «Варвара-краса, длинная коса»). Привлекает честный взгляд на себя постмодернистского (современного) человека.

Это не шутка, не случайный литературный выверт и эпатаж, а отражение того, что на передовых рубежах цивилизационного развития развертываются процессы противоположные гуманизму. Нарастает вал вполне серьезных научно-теоретических публикаций, в которых утверждается, что человек плох, при том изначально, «от Адама». Вместо «венца природы», например, известный на Западе некий Гари Маркус объявляет, что «дизайн» человеческого мозга и самого человека никуда не годится. Его можно назвать «ошибкой природы». Это дефектный механизм, хотя практически мы не замечаем его ущербности». Человек – это «клудж» (по-русски – халтура), «выродок эволюции». Или вот книга нашего автора, доктора биологических наук С.В. Савельева с говорящим названием «Нищета мозга». М., 2014. И т. д. и т. п. Началась борьба человека с самим собой в лице его пере(вы)рождающихся в постлюдей экземпляров, так называемых «технолюдей», а точнее, техноидов = мутантов, которые становятся все активнее.

Исполняют эти похоронные ему сочинения все больше хором. Хор зомби-техноидов-трансмутантов! Про(а)грессоров! Коллективное самооплевывание, исторический смысл которого в подготовке замены людей каким-то другим, лучшим «дизайном». (Кто не верит или хочет подробностей см. обзор этих тенденций: Гуревич П.С. Мизантропология как метанойя // Человек. 2014, № 6). Короче говоря, антропология перерастает в антропофобию (ненависть человека к себе). Теперь все чаще говорят, пишут, кричат, что у человека много ненужных органов, а каких-то явно не хватает, в общем, он крайне «несовершенен». И потому его надо сознательно изменить вплоть до замены чем-то другим. Крепнет, набирает авторитет и силу движение киборгизации (трансгуманизма) с подразделами «Human enhancenment» (улучшение человека), «Human+» – за усовершенствование человека. Для чего развертывается, в сущности преступное, без всякого представления о последствиях, манипулирование геномом человека (его «редактирование»). За успехи в котором, дают Нобелевские премии.

 

* * *

 

Люди, в какое время мы живем! Человек может удивляться чему угодно, по пустякам. Но поразительно, как никого не удивляет, что на переднем крае прогресса он повел прямую борьбу с собой. На передовых рубежах философии и гуманистики, не говоря уже о самой техносфере и ее теоретиках, началось идейно-теоретическое самоотрицание. Аутофобия! И в большинстве случаев от имени науки, под лозунгом «прогресс не остановишь». Тон задают бессознательные (сознательных немного или они маскируются) враги рода человеческого, ученые дурачки, которые не понимают, что предложения об «усовершенствовании человека» высказывают не они, а ТЕХНОСфера, потребности реализации ее новейших достижений, объективно вытесняющих человека. В сравнении с мощью и скоростями техники, особенно с внедрением частоты 5G, он действительно слаб и плох, «не годится»: не справляется, нервничает, не успевает. Сначала в физическом, а теперь, со становлением Искусственного интеллекта, и в мыслительном плане. Искусственный интеллект – это искусственный Субъект! А субъект тот, кто принимает решения, «творец». Соответственно, распространяется идеология бессубъектности человека. О(рас)чистка места. Замечательно точно еще в ХХ веке сказал Ст. Ежи Лец: «Техника так совершенствуется, что человек скоро сможет обойтись без самого себя». Эта задача сейчас реализуется практически, в ней суть провозглашенной в 2018 году на знаменитом Давосском форуме промышленников и интеллектуалов четвертой технологической революции.

Как предварение и следствие, в философии на первый план выходит так называемый спекулятивный (умозрительный, абстрактный) реализм = направление ООО – «объектно ориентированной онтологии», то есть модель, образ, вернее, математический конструкт постчеловеческого мира. Мира, в котором больше не нужны люди. Или другой способ теоретического самоуничтожения: все – и камни, и травы, естественно, любые живые существа, насекомые, черви объявляются субъектами. Все смешать, чтобы замаскировать, запутать потерю субъектности человека. В авангарде технонауки распространяется и крепнет идея антропосуицида. Вот они, в основном бессознательные, «мысли о немыслимом» – осуществляются!

Однако, прежде чем реальность останется без человека, его надо попытаться приспособить к ее новым требованиям, диктуемым достигнутым, а особенно будущим уровнем прогресса. Эргономика наоборот: не стул делать под человека, а человека подгонять под стул. Трансгуманизировать. Создать кентавра, киборга как гибрид человека и техники путем их конвергенции.

Но как гибридизировать, чтобы «улучшить»? Добавить зубов? – так челюсти надо менять. Поставить дополнительный орган продолжения рода, который, как уверяют генетики, кроме «между ног», можно вырастить и «между рук», в какой-то, а можно и в обеих, из подмышек. Но они «забывают», что сердце-то одно, не выдержит. Вживить в мозг чип (уже вживляют, сначала свиньям (Илон Маск объявил), потом людям, как всегда, сначала «для лечения») – так я закажу более мощный, целый мини-компьютер и т. д. Смысл этого абсурда только в том, что, оправдывая свои суицидные занятия, технократы начинают дискредитировать человеческий род как таковой, подводя к мысли, что раз мы несовершенны – надо переделывать, а в сущности, заменять. Сначала «по частям», а наиболее радикальные открыто говорят, что «вообще». Вплоть до пусть будут какие-нибудь «световые коконы» или другие носители информации про человека. В Большом, Универсальном, равном планете Земля Компьютере.

 

* * *

 

Ну да, ну да. Так туда все и идет. Подобным исходом пугали во всех антиутопиях, о чем сегодня, когда они реализуются (Замятин, Брэдбери, Оруэлл, Хаксли, десятки голливудских фильмов-предвидений…), старательно предпочитают не вс(на)поминать. Почти все их читали, смотрели, особенно кто либеральные, интеллигентные и политкорректные, истершие в критике социального тоталитаризма все свои языки, у некоторых Великие языки, но… (не)знает кошка, чье мясо съела. Как отрезало. Уже чипы (им) в головы вставляют, а они – не слыхали-не видали.

Они правы в предвидении того, что будет. Только не надо называть подобную «предстоящую сущность» человеком. Не надо издеваться над здравым смыслом. Люди вы жалкие, ведь очевидно, что не вы, а через вас говорят и проходят стихийные тенденции дальнейшей неограниченной экспансии техноэволюции, ее саморазвития, если на них не влиять, ими не управлять, нажимая не только на газ, но и на тормоза. Как мы едем по дороге или как-то влияем на стихии природы. Не хотите, боитесь, тогда скажите честно: мы/вы либо предельно тупые, особенно когда современно образованные, глупцы, либо патологические трусы – работаем над самоубийством.

«Несовершенство» – это предлог. Человек, как все в мире, – это «несовершенное совершенство». В своем роде, как «разумное живое» он совершенен, выше его никого нет. И в тоже время, все что развивается, всегда = по определению, несовершенно. Крокодил в своем роде тоже совершенен или несовершенен. Его можно различать по совершенству в пределах его природы. Если изменять дальше, стремясь сделать акулой или обезьяной – это уничтожение данной формы. Так и с человеком. Да и изобретенные сейчас гибриды и даже роботы, через 5–10 лет будут тоже несовершенны. Уже на следующем технологическом витке. Люди, если кто еще люди, давайте попытаемся понять эту элементарную диалектику развития, хотя бы, для начала – философы, и не соблазняясь бессмысленно-бесконечным «улучшением», будем заботиться о сохранении собственной формы бытия. Это самая глубокая = онтологическая экология!

«Совершенное совершенство» – только антропоморфный Бог как идеал Человека. Его вечности.

 

Язык о человеке

 

Давайте, пока не поздно, вспомним какой он, совершенно несовершенный человек «на самом деле». Послушаем, для начала, пока все не стало цифрой, язык как «дом бытия», который построил и сам вырос в нем, Ты, человек, кого еще не очиповали.

Человек: чело-век, цело-век, тело-век; тело, тло, зола, глина, земля = адам (др.-еврейск.), антропос (греч.), гомо, гумус = почва, гуманизм (лат.), жень (китайск.), ме/а/н (англо-нем.).

Мужчина: мускина, мускул (лат.), мушца, мышца, мо(у)щина, мощь, могу-щество, потенция = сила, энергия, мужество; вотец, вот-(сам)ец (нашли причину ребенка), вотчина, отчина, от(е)чество.

Женщина: генщина, наследие, род, родина; мать, матка, основа, мать-сыра-земля, матица, материал = «из чего все» = материя; дева, Ев(б)а, р-еб(в)енок, ба-ба, ма-ма, – лепет, первые слова человека, которые должны быть самыми почетными в языке; обезумевшая цивилизация их преследует.

Тело: тло, зола, земля, глина, прах, вещество, вещ(ит), весит, плоть, плотный, телец, теленок, тяжесть, при-тяжение (тела к телу) в космосе и жизни. Его возможности: чуй(в)ства, нюхом, носом чую, ощу(пь)щение руками потрогать, понятие, по(н)ял, поимел, Адам (познал– эвфемизм) по-ял Еву, о-влад-ел.

Кожа: кожура, кора, корки, корень, шкора, шкура, с(ш)корняки, скуратовы, кожаное пальто или сапоги.

Лицо: лик, рожа, рода, урод-а, морда, рыть = рыло, харя = хара(я)ктеристика, табло, фейс.

Волосы: волесы, лес, волусы, в-усы, вис(ки), висы, плешь, опушка, макушка, вихры, бор-ода, под-бородок.

Глаза: г-лазы, вы-лаз (в Сербии, на входе в автобус написано «влаз», а на выходе «вылаз»), про-ходы, от-верстия, оки, очи, очки, о-коло, зен(ки)ица, зенит, центр; г-лазут-чик, соглядатай, гляделки, вз-гляд.

Уши: ухи, с-лухи, слухачи, слу(ы)шать, олух, неслух, глух-ой.

Рот: рвот, рвет, ртище, рана. Орудие убийства, самый страшный орган любого живого существа, место, где находят свою смерть другие существа. Уста, устье (реки), куда все впадает, устная (ротовая) речь; пасть, где все пропадает, про-пасть, впадина, попался, падаль; няма, ням-ням, яма, Бог смерти у индусов – Няма, рисовался в виде открытого рта; хлебало, кусать, вкус-но, «кушать подано, жрите (жр, хр – звуки при еде животных), пожалуйста», кус(ш)айте, гости дорогие.

Язык: яз-вык, я-звук, звучать, звать, на-з(ы)вать, зычить, позычить – попросить; горлить, говорить, орить, орать, к-рик, рык, р(ы)ечать, речь.

Плечи: лопатки, крыльца (почеши меж крыльцами, говорили в деревне), крылья, крыло, по(д)крывать, от(за)крывать, кровля, крыша, крылатка и – п(о)лечи, полечу. Птицы мы – были.

Сердце: сердце(вина), середина, в середке болит, жаловался, придя в больницу, крестьянин; ядро, центр чего-угодно, душа, сердечный, добрый, о-серчать, сердиться, волноваться. Легкие – потому что там воздух. Почки – похожие на почки деревьев. Печень, когда болит, говорили «печет».

Живот: жизнь, живо(тно)е, кто появляется не из яйца или икринки, а из живота, биться не на живот, а на смерть; брюхо, обрю(х)зг, рюха, ряха, лицо как брюхо, чрево, чревоугодник, чревато (опасно для живота, жизни), чрево Парижа; старое название – сырище, сырое и вареное, сыровы, т. е. животовы, желудковы, кутыревы. Пуп – центр (Земли), пупок, выше и ниже которого вес тела примерно одинаков; поп, поставить на попа – что/кто выше, в центре, выделяется из ровной массы.

Руки: р-ук, указ-ывать, каз-ать, указ-ка; руководить – рукой водить, ручной, руко-пись-мо; палец, палица, палка, паленая ветка, пока не было скребков и топоров.

Детская считалка, тыкая сверху вниз по телу человека: Лес (волосы) – Поляна (лоб) – Бугор (нос) – Яма (рот) – Груда (грудь) – Живот и (ниже) – где Барин/Барыня (хозяин/хозяйка тела) живет. Барин-господин, главный. Барин – сокращение от Боярин. Были бояре, стали баре. Бо Ярый, Бо – большой, богатый, бог-господин, ярый – видный, сильный, яростный, бог Ярило, Солнце, весна, яровые – весенний сев, Яры – высокие места обнаженной породы. Красноярск. Среди бояр были князья. Князи, Конязи. У кого конная сила. Конники-законники. На кону, на коне.

 

Он(а), Сам(ец/ка)

 

Пестики и тычинки, песта (если дать огласовку, то все понятно); пестун – совсем младенец, потом грудничок, еще молоко-сос, потом вьюн-оша, не на своих ногах, вокруг отца-матери и – парень, парубок (пар, чистый, пустой, земля под паром, не засеянная, «отдыхает», не плодоносит), далее г(ж)ених; Генился и стал

(В)отец, вот-ец, вотчина, отчизна; потому что у него есть тыч-ка (тычинки, опыляющие пестик), отсюда тычка как короткая заостренная палка, обозначение границы земельного участка, а если в тексте, то точка, знак конца. Ты – обращение близости, интима и неформальности. Перейти на «ты» = «без галстуков». Галстук, символ застегнутости, закрытости, официоза, коррелят ширинке на брюках, но для всего тела, и вот его, тело, расстегивают, открывают, выпускают на волю. Тыкалка, недотыканный, недотыкомка, «ты меня не тыкай», т(ы)варь, творить (человека), месить (т-есто, хлеб для еды), тыворчество, Творец; Бог – Отец наш небесный, Т(ы)ворец Небу и Земли.

Уд, образ удочки, удилище, (м)удило, Лука Мудищев, но и удалец, удалый добрый молодец, удаль молодецкая, мал, да удал, удача, «удалой долго не думает», удар(ил), одарил, ударник (винтовки, труда), (м)удак, (м-удо)звон, бл-уд-ница, блу(я)дный сын, блуждать, заблуждение, удо-вольствие, удовле-творение, у-довольно, достаточно, достал, в(у)досталь.

Тур, буй-тур, горный козел, созвездие козлотура (козла-самца), тур-нир (тетеревов за куру, рыцарей за дам). Тур – рогатый бык, рог, наставить рога, рог, из которого изливается плодо-род(г)ие, пить из рога, обретать мужскую силу, на рог(ж)ен прет, какого тебе рож(г)на надо, сбить рога – усмирить, турак = дурак, всякий настоящий мужчина – дурак; Дуровы, Дуракины, Дурылины, Дурново – почетные дворянские фамилии, свидетельствующие о производительной силе их родов, только в простонародье – Быковы. Тур-ки – скотоводческие народы.

Кот, кош(тяр)ка, котяра, с-кот-ина, кот(ч)евники, коб-ель, кобениться, кобелиться, коб(д)ла (стая псов, хулиганов), кобчик, кобец, ка(о)бан – самец свиньи, кобыла - лошадь, которая уже обгулялась.

Буй-ствуют, это когда животные, а долго и люди ищут новые возможности, дерутся друг с другом, у них гон. Отсюда буй-ный, буевой, боевой, боец, воевой) б/в/ойна; буй – рог, буй-тур, рогатый бык, козлотур (созвездие козла) и смягчение жесткого звука буй на «х». Наставить рога, чужой рог – значит действовал чужой /б/уй. Буй-вол. Буйвол – бык, а кастрированный, оставшийся без буя – вол. Рабочая скотина. Если по-русски, легченный. Пустой. Итак, б=х=в (распространенная сербская фамилия Вуйкович по-русски Рогов)=рог. (Куда ты на рожон = … прешь? Какого тебе рожна /…/ еще надо?) Буй, высокое место, или торчит над ровной поверхностью (водой), на острове Буяне, город Буй в Костромской области. Буец, боец, бой, боевик, б(у)итва, бойня(а), в(б)ойна; также гребень, г(х)р-ебет.

Дурак – это «турак», бык (тура вместе со слоном и конем в шахматах), то есть человек в состоянии возбуждения, д/т/урной, д/т/ урится как бык. «Хочет». Драка, дурака, д(у)рачун. Многочисленные фамилии, в том числе аристократические: Дуракины, Дуровы, Дурново не признак глупости их носителей, а свидетельство производительной силы их родов. Ими гордились. Только в простонародье – Быковы. Только потом, кому-то «стало дурно». Тоже потеря сознания, но не от страсти, а от слабости. Дурак – это оценка не для ума, а для поведения. Антипод ума – глупость. Дурак – для мужчины в определенных ситуациях – похвала. Отголосок такой гордости у женщин, когда с довольной улыбкой говорят: «мой-то дурак…» Да и от любви «теряют голову», «влюбился как дурак», в отличие от умного, который не любит, а рассуждает. Кто не дурак, тот глупец. «Поздравьте меня, сегодня я был дураком».

Бор, бур, бо(у)рмашина, боровок (самец свиньи), бурный, бурить, буренка (корова, которая обгулялась, про-буреная, не осталась в-яловая), бо(а)ран, дичь боровая, охота на самцов весной, когда они в состоянии любви (токуют), б(о)рат, если родился мальчик (с-есть-ра, если д-евочка), о-бор-зел, бордель, бор(ь)ба, борец, бороться, борониться, браниться, брань, броня, оборона; об-наг(ой)-лел. Борис – «славянский Адам» = первый человек, если по-русски, то «Бог создал Бориса», а потом из (н)его р-еб-ра – Еб(в)у. Все это – Genus Homo.

Семья: се́мя, семя́ (раньше племя́), усы(ны), которые пускает растение от корня; д(о)черь, черенки, которые отрывают от растения, пересаживая его в другое место; жена, которую сын привел в семью – с(ы)ноха, муж дочери, который ее взял за себя – (в)зять. Племянники – дети брата, сестры, они того же племени (общие дед и бабка), но другого семени (отца). Родственники, родные – кто из того же рода-племени. Братья мужа – деверья, сестры мужа – золовки. Возможный смысл, (для новоприведенной жены), это люди из дверей общего дома, золы-очага, с которыми надо теперь уживаться, с братьями мужа легче, хотя и опасно (скорее для мужа, если он молодой), но особенно тяжело было уживаться с сестрами мужа. (Поговорка: лучше девять деверьев, чем одна золовушка). Старшие братья и даже отец могли «посягать» на молодую – снохачество. Нередкое явление. Племянники: дети брата или сестры, они уже от другого семени, но одного племени. Отношения отражаются в словах с изменением возраста. Если старший брат, то это «мой братан». Младший – брательник, маленький – братик. Когда сестра старше брата, то это сеструха, если равная, то сестрица, если младшая, то сестричка.

Близкие те, кто недалеко, кого можно облизать. Достать языком. Своих детей лижут животные. И люди. И друг друга, когда любят. Если вам/вас некого/му облизать, у вас нет близкого человека. Когда долго целуются, говорят: ну, лижутся. Обнять, обонять(ся), обоняние, обнюхаться, снюхались. Сошлись. У некоторых народов вместо поцелуев, любовь выражалась нюханием друг друга, терлись носами. Пока все у всех не изгадили духи и притирания. Но может быть и обойма (вокруг), об(н)имать, иметь, объ(н)ял, по(н)ял, поимел. Эвфемически переводят как познал: Адам «познал» Еву. На этом о телесности человека при-остановимся. Пока не стали заменять силиконовыми частями, думая угнаться за машиной.

 

Против без(д)умного новационизма

 

Люди! Разве вам, кто живой или хотя бы undead (не мертвый), не ясно, что высокие новационно-цифровые (нано, био, инфо, когно) технологии, так называемые Hi-Tech и особенно гуманитарные, так называемые Hi-Hume, нас снимают? Трансформируя, делая паразитами, отменяют? Их (бы) точное название – постчеловеческие. И разве перед их девятым валом всякий мыслящий человек не должен стремиться к традиции, быть последователем К. Леонтьева, Ю. Эволы, М. Хайдеггера, т. е. стремиться «к почве», к «Schritt zurьck», быть Консерватором?

Если нет, то он либо ещё/уже не мыслит (тупой), либо уже не человек (жертва технологий). «Перезагружен». Нелюдь. Хотя по факту, больше такого: ещё люди, но не думают. А когда думают, то не в своем уме. Их умом «думают» обстоятельства. И бесчувственные, ничего не видят. Значит, никаких предупреждений не (у)слышат.

Скажут: алармизм.

Скажут: пессимизм.

Скажут: спать хотим.

Отделаются. Чтобы ничего не делать. И даже не понимать.

Для этого заболтают, зацитируют, задушат в объятиях, как Ницше, Хайдеггера и любых других мыслителей, решавшихся думать по/о сути, об основаниях, т. е. принципиально, т. е. стратегически, т. е. фундаменталистов. Ради комфорта с компетенциями (фонетическое, и не только, созвучие). Оскудение Души вслед за ленивым телом. И компьютерные игры, киберспорт – вместо спорта целостного человека, своего рода церебральный онанизм. Таким же образом начинают исполнять гражданский долг – на выборах посылают голосовать одно чистое сознание. Эта, вместо предметной деятельности = труда, который создал человека, мастурбация мозгов все шире распространяется, даже насаждается, но утрачивая способность смотреть дальше своего (хотя бы, или особенно научного) носа, никто как бы ничего не понимает, что это значит и, в конце концов, куда (при)ведет.

 

* * *

 

С передовых позиций новацинизма слышатся крики о необходимости более ускоренного вступления в «шестой технологический уклад» и совершения «четвертой промышленной революции». Появилось философское направление – акселерационизм. Вот-вот толпы, сначала образованцев, потом полуобразованцев, потом он-лайн образованных, потом все начнут повторять эти призывы, совершенно не задумываясь об их смысле. А он в том, что в них самих, как «традиционных людях», производство уже не будет нуждаться. Не только производство, а общество в целом, когда не нужно будет ни врачей, ни учителей, ни т. д. Нас заменят машины. Полностью. Что все будет делаться автоматически, роботами. И не как отдельными устройствами, а как Системой создания новой реальности и управления всем сущим, включая людей. В этом вся уть=смысл=соль=фишка нового поворота к искусственному, суть которого в появлении искусственного субъекта (интеллекта). Последнего поворота, на котором живой человек будет окончательно сброшен на обочину дорожной карты прогресса и который дальше пойдет без него. Приветственно крича об этом, фактически кричат о своей социальной, а потом и биологической смерти. Жа-ждут небытия. Или/и о том, как превратиться в роботов. Позволим себе перефразировать одно известное высказывание, по другому поводу, но структура фразы совпадает, одного известного человека в должности президента: «Люди, вы хоть понимаете, что вы творите»? Нет, ответят они. Не знаем, не понимаем и знать не хотим.

Почему мир (вслед за авангардной цивилизацией) теряет чувство жизни? Не видит оче-видного нарастания процессов своего само-у-ничто-жения. И даже приветствует его, превращаясь в трансгуманистический. Это защитная реакция. На невозможность что-то изменить. А кто видит и хочет изменить, тот «спорит с веком». Без-защитный/надежный дурак. Но: Omnia homini, dum vivit, speranda sant = Пока человек жив, он на всё должен надеяться. Не на то, что люди «прозреют» и будут что-то делать ради своего спасения. Никогда. А на что-нибудь. На «случай», Бога, чудо. По-научному: на нелинейность и неопределенность развития. Не бывает настолько грустной собаки, которая бы не виляла хвостом, говорят итальянцы. Я – собака, которая виляет хвостом. Грустно, конечно. Читатель, давай, дружить-ся!

 

Все из бита(о)

 

Духовная история отношений человека с миром: переживание → мудрость → сознание → мышление → исчисление. В символах: Миф – София – Логос – Рацио – Матезис. Сегодняшнее положение в символах: Миф – архаика, София – в резервации, Логос – в подполье, Рацио – исчезает, Матезис – растет. Наступает, реализуется. Искусство умерло, философию гонят в шею, наука информатизируется, технологии автоматизируются. Цифровизация: It's from bit (все из бита). Пора переписывать Библию: В Начале была Цифра. И цифра была у Бога. И Цифрой был Бог. Только как(ая)ой: 1 или 0? – вот что мучает философствующих мудрецов нашего времени. Как консерватор, я за 1 Един(ое)ицу. «Заединщик». Против «обнульщиков» и истерии новационизма.

Деградация общения, этапы: молчание, разговор, письмо, коммуникация, и, наконец, коммутация. Конец общения. Как обмен электрическими импульсами от мозга к мозгу. Над этим работают ученые в лабораториях всего мира. Чтобы вместо человека как деятельного, осваивающего мир субъекта в интернете осталось «тело без органов» (если руки, ноги и т. д. остаются, то по инерции, по сути они не нужны) и «шевелящаяся протоплазма».

Чувствую, значит живу. Знаю, значит действую. Компетентен, значит функционирую. Но все это делает еще человек в предметной реальности. А вот «расширять сознание» нажимая кнопки компьютера, значит, становиться вирусом, который оживает только в виртуальной реальности.

Раньше человек говорил: нет настроения. По(с)раженные небытием и побежденные медициной жалуются: депрессия. А философ скажет: опять приступ Ничто. Ничего не хочется. На нуле.

 

* * *

 

Люди действуют либо от недостатка, либо от избытка. Чего угодно. От нарушения душевного равновесия (равно-душия), к которому обычно стремятся как синониму покоя и счастья. К такому счастью надо стремиться, но не достигать. Кто всего достиг – тот все потерял. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Не согласен. Искренно смеется первый. Хохочет. Последний – хихикает. Настоящий смех всегда дурацкий. Это телесно-духовное выражение радости бытия. Беспричинный. Он уходит. Вместо смеха – ирония и юмор, возникающие при сдвиге или сшибке разных по уровню восприятия смыслов. Это «логический смех». Интернет и газеты переполнены анекдотами, но над ними не смеются, как когда-то было, когда их рассказывали. Только ухмыляются. Это «смех про себя», внутренний, в голове. Беззвучный, «смайлики». Невидимые миру слезы и неслышимый миром смех. Не смешно.

Интеллектуал: все его чувства отравлены мыслями. Настоящее поражено будущим. Он потерял нечто очень важное для жизни – способность к легкомыслию. Его физическое тело живет в силу инерции, ибо тяжелее мышки он ничего не поднимал. Гляди того, не сможет и это. Всегда озабоченный, однако, не столько реальными, сколько возможными проблемами. Виртуальная проблематизация мира – таков результат развития рефлексивных способностей человека. Существование в потенции, прежде чем перестать существовать вовсе. Эпоха Вы-рожден-и-я.

Но тут навстречу радостно выбегает наука. Эстафета принята. Компьютерное сканирование личности, искусственный интеллект, саморазвитие информационных комплексов. Вплоть до «редактирования эмбрионов», как теперь «редактируют» лица в косметических салонах. Никого друг от друга не отличишь. Все красивые. Редактировать можно, и будут, не только тело, но и психику. Что тут будет! Вот она, чистая, каноническая, не замутненная в своем преступном характере деятельность. Технонаука – враг человека. «И примешь ты смерть от коня своего».

 

* * *

 

Вот еще одно диалектическое коварство жизни. Доверительность общения, которой так жаждут люди, включает в себя ядро саморазрушения. Доверительность предполагает сохранение тайны. Но доверительность с другим человеком требует не таить ничего. Нельзя иметь доверительное общение со всеми людьми. Ложь – неизбежный элемент жизни.

Все интимное – любовь, порок, преступление – скрепляется тайной, тем, что знают только причастные. Есть более широкие группы интимности – тайные общества. Тайна объединяет, снимает отчуждение между посвященными в нее. Возникает живая, жизненная связь, которой так не хватает людям. Преодолевается механистичность существования, его скука. Иногда такая потребность реализуется через «мафию», в русском варианте через «опг». Но все это только у достаточно сильных душ. Большинство раскаивается, боится, что «влип». Однако человек, у которого не было тайн – пустой.

Тайна противоположна секрету. В секреты играют, ими делятся, а от тайн сходят с ума. Тайну, если употреблять это слово строго, знает только один – сам человек! Когда min двое – это секрет. Преодоление невротизма: превратить тайну в секрет. Тайна здоровой жизни: никаких тайн, одни секреты.

Феномен беглеца из США программиста Э. Сноудена и после: если к журналистам попадает все, о чем говорят главы правительств, чего уж говорить о рядовых людях. Оказывается, в мире больше нет тайн. А мы и не знали. Это была последняя тайна мира. Со Сноудена началось ее разоблачение.

По мере сил я стараюсь всегда говорить правду. Сбрасывать маски с себя и других. По мере сил я стараюсь лгать. Хранить тайну. Свою и чужую. Плохо, когда нет сил ни на то, ни на другое. Это – слабодушие.

Но что значит быть сильным? По крайней мере, в наше время. Это значит – уметь приспособить(ся). К человеку, к ситуации. К эпохе. Только не надо это понимать упрощенно, этически. Приспособляясь, чтобы остаться. Собой. В этом сила. В идентичности. В адекватности. Как их сохранить? Быть искренним. Искорени, из корня, т. е. жить исходя из/по сути дела. Трудно, фундаментализм. Правда, техника может помочь и тут: продают «тренажеры для улыбок», одновременно можно записаться в группы по овладению этим лицемерием.

Один мой студент сказал, что он не носит, даже не имеет мобильного телефона. Намеренно. Ну и чудак. Чудило. Как я его зауважал. Правда, это было 10 лет назад. Не знаю, долго ли продержался, но тогда на экзамене по философии – сразу пять.

Раздражают, ругаю, однако про себя уважаю опаздывающих на лекцию. Правда, кто не регулярно. Это уверенные и социально смелые люди. Пофигисты и разгильдяи.

Одинокий человек: если его бьют, некому пожаловаться, если победил, некому доложить о результате. Как бы он себя ни вел, ни чувствовал, по факту он – крайний индивидуалист. Ибо живет сам с собой. Социальный онанист. Мечтали об обществе коммунистическом, а возникает прямая противоположность – онанистическое. Но одно полено плохо горит. Муравей, взятый из муравейника, хотя бы имел все условия для жизни – умирает. Не может один. Люди живут, но несчастливые. Или полумертвые.

Могу ли я сказать, что у меня есть друг? Нет. Только другие. И так у большинства. Все друг другу – другие. Мы теперь даже не товарищи. Слово не зря выпало из обихода. Мы теперь жители, мы население – гражданское общество. Но я не гражданин. И все еще встречаю неделовые, «негражданские» взгляды. Взгляды общения. Реальной дружбы нет. Но сохранилась потребность в ней. Любить людей, созерцать их как собак, траву, воду и прочую природу – это греет. Значит, жизнь еще теплится.

 

* * *

 

Есть вещи, о которых можно лишь думать, но не говорить. Есть вещи, о которых можно говорить, но не делать. Есть вещи, которые можно делать, но о них не следует, ни говорить, ни думать.

Самая трудная проблема для человека не в том, чтобы думать, а в том, чтобы не думать. «Уметь не думать». Я думаю, что не думаю.

Большинство людей боятся нарушить какой-то запрет. Мучаются этим. Но запреты у всех разные. Каждый имеет свой. И нарушает его по-разному. Один, вопреки приличиям, внезапно уходит не попрощавшись. Другой, задумав убийство, долго колеблется. Первый совершает решительный поступок, но ведь он дитя, второй – нерешительный, но ведь он – бестия. Недо – или сверхчеловек? Но, вообще говоря, настоящий мужчина только тот, кто способен на подвиг (совершал) или преступление. Иногда это одно и то же. Крайние полюса отношения к социуму: безвольная преступность или дерзкая невинность. Средний человек как всегда посредине. Русское слово «середина» переводится на латынь и язык науки как «норма». У нормальных людей ненормальны только сны. Грехи прошлых жизней.

Болезненное напряжение в отношении некоторых возможностей возникает от сознания невозможности их осуществления. Но когда, хотя бы раз, они осуществляются, человек становится либо их пленником, либо его напряжение нормализуется до «интереса», до взгляда со стороны и расчета ситуации. Тогда говорят, что он перестал быть невротиком – выздоровел.

Самое недосягаемое – рядом.

 

На заметку управленцам

 

Высший на ступень руководитель, если он сильный, при апелляции к нему виновного либо утверждает наказание, либо смягчает его, но никогда не усиливает. Парадоксально, но это усиливает веру подчиненных в его силу. Только слабый боится быть добрым.

Научиться умалчивать, а иногда лгать – признак зрелости духа. Для многих – трудно. Еще труднее при этом – не стать лжецом.

Думая о последствиях, нельзя совершить ни подвига, ни преступления. Настоящие п(р)оступки не просчитывают. Они спонтанны, т. е. бездумны. И вообще, возможно, что самые главные вопросы жизни надо решать жребием. Как древние.

Совершить поступок – это что-то нарушить. Нарушить в этом мире. Смелый – значит преступный. Настоящие преступники талантливы, настоящие таланты преступны. Почему вторых не судят? Свои (зло)деяния они совершают в сфере духа. Мыслепреступники. Но иногда осуществляют на деле.

 

* * *

 

«Лихие» = «святые» 90-е годы в России: закрываются заводы, распускаются НИИ, потеря накоплений, безработица, а кому начислили зарплату, «нет» реальных денег, чтобы выдать. И т. п.

Реакция людей была разной, в том числе зависела от пола. Женщины переносили эти неурядицы легче – оставались дела по дому, хозяйство, а деньги зарабатывали торговлей. Возникло целое социальной движение – челноки, 3/4 которых были женщины. Они «кормили семьи». Если мужчина, то на подхвате, таскать тяжести и охранять.

Мужчины переживали это унижение драматичнее. Традиционно мужской работы почти не осталось, а женскую – не хотят. До западной политкорректности еще не деградировали. Пили, бомжевали, сводили счеты с жизнью. Но в целом все-таки нашли себя. В преступности. Стали отнимать деньги у тех, кто заимел их обманом, украл «по-тихому» или за копейки присвоил огромную собственность заводов. Как грибы после дождя, откуда ни возьмись, появилось множество преступных группировок – мелких и крупных, люберецкие, казанские, тамбовские, собирали дань с торговцев, крышевали, грабили, рейдерское перераспределение активов. Знавшие математику не дальше таблицы умножения вдруг становились банкирами, владельцами предприятий. При этом шла непрерывная борьба всех со всеми и друг с другом: стре́лки, перестрелки, заказные убийства, взрывы машин, суды и тюрьмы, на кладбищах ряды богатых могил. Но выжившие встроились в систему, начали «мирно» использовать капиталы, пошли во власть и, как традиционно, до постмодернистской деградации положено сильному полу по статусу, «кормить семьи». Очень даже успешно.

Короче говоря, честь и достоинство мужского пола спасли бандиты. Кто ими решился стать. «Есть еще порох в пороховницах», по(с)казали они. Многие, особенно их дети, теперь – наша элита. Кто-то не самые плохие руководители, народ ими даже доволен, защищают от наказания за прежние деяния (если вспомнить события 2020 г. после снятия губернатора в Хабаровске).

 

* * *

 

Хороший человек. Если и потому, что он в чем-то плохой. Не-до-статочный. Обязательно. Иначе – безгрешный, что свойственно не реальному человеку, а его идеалу, ангелам. Праведник.

Прав(иль)едные люди, если они не в Боге, обычно нетерпимы и злы. Доброта и прощение вырастают из оправдания собственных грехов.

Зло и нетерпимость – грех. Поэтому первые не безгрешны. Грех – это зло. Потому вторые не добры. Божественно-дьявольский принцип дополнительности.

Всегда доброго не всегда уважают. Или даже всегда не уважают. Доброй натуре надо культивировать свойство зла. Злойство.

Ведь человек как лекарство, если безвреден, то бесполезен. Пусть будет больше полезно-вредных людей.

Брать – радость чувств, дарить – радость духа. Старше тот, кто дает, берущий всегда немного ребенок. Добродушие – признак зрелости. Кто злой, тот не дозрел или, не созрев, перезрел.

Спутник варварства – наглость. Спутник культуры – подлость. Прогресс нравственности: от наглости к подлости. Интеллигентный человек не бывает наглым, только – подлый.

 

Как вежлив ты в покое и в тепле.

Но будешь ли таким во время давки

На поврежденном бурей корабле

Или в толпе у керосинной лавки?

С. Маршак

 

А что потом? Ни того, ни другого. Технологии насильственного контроля и регулирования или лгут на голубом глазу. Естественно. Это «высший пилотаж» – (без)-нравственности, по ту сторону добра и зла. По-ту-сторонние люди.

 

* * *

 

Запутавшимся в обстоятельствах людям легче иногда уйти в мир иной, чем сменить эти обстоятельства: профессию, жену/мужа, работу. Они готовы сменить мир, но не его детали. Такие вот мы бываем узкими и трусливыми. А надо-то всего – перевести стрелки на другую колею, по которой тоже едут миллионы и считают себя вполне благополучными. Объяснение самоубийств «потерей смысла жизни» не глубже объяснения причин разводов «несходством характеров». Может, будет точнее, если объяснять самоубийства «потерей характера», а разводы «несходством смыслов жизни»?

По статистике, среди потонувших, тех, кто умел плавать, всегда больше, чем кто не умел. Вторые не лезут в воду. Так в любом деле. Жертв больше всего среди полупрофессионалов. Так мы плаваем по жизни вообще. Полно «утопленников». Нежить и утопленники. Много барахтающихся. И только кое-кто – пловцы.

 

* * *

 

Молчание – обмен чувствами. Без слов. Из совместного переживания бытия.

Разговор – обмен мыслями. Из совместной деятельности и потребности в общении.

Два старых еврея сидят у тихой речки: Эх, говорит один. И он мне будет рассказывать – отвечает другой. (Читаю курс герменевтики магистрантам – 72 часа, потом говорю: да вот он, весь в одном анекдоте.)

Коммуникация – обмен информацией. Без смысла. Из совместного функционирования.

Чувствую, значит живу. Знаю, значит действую. Компетентен, значит функционирую.

Раньше человек говорил: нет настроения. По(с)раженные небытием и побежденные медициной жалуются: депрессия. А философ скажет: опять приступ Ничто. Ничего не хочется. На нуле.

 

* * *

 

Личность – субъект жизни. Тот, кто подавив инстинкты, получил душу.

Интеллигент – субъект культуры. Тот, кто утратив душу, обрел духовность.

Интеллектуал – субъект науки. Тот, кто истощив дух, остался с «менталитетом».

Интеллагент – (не)субъект коммуникации. Средостение между человеческим сознанием и искусственным интеллектом.

Его носитель – «человеческий фактор». «Здравствуйте (ф)акторы, молодые, незнакомые», – говорю я своим знакомым компьютерщикам. Хорошие парни. Но головой и сердцем торчат уже в машине. В жизни только нижняя часть туловища – ноги и орган прямого продолжения этой жизни. И то используется не по назначению. Или не используется по назначению. Как руки. Да не руки, а рученьки, пожимаю эти узкие ладошки со слипшимися пальчиками. Лапки. Хвост тоже не сразу превратился в копчик. Ласты. Для этого нужно 2-3 поколения. Перебирают-ся как щупальцы, а не носители мастерства и силы. «Шевелящаяся протоплазма», «тело без органов» – придумывают термины постмодернисты. Все гадают – что это. Да не что, а кто, вот они – становятся. (Постмодернизм, его категории – слепок с виртуальной реальности.) Компьютерные вирусы поражают не столько другие компьютеры, сколько компьютерщиков, делая их вялыми, безразличными к «внешнему миру», к другим живым людям. На(ви)сельники сети, превращаются в «текст» и «разговор». Жалко их. Но пожалеют ли они нас, когда будут совсем бесчувственными, «люденами», нас, кто (если) останется не очипован, с душой и похожим на человека? Нас, аборигенов, в статусе новых эскимосов и туарегов. Оставят ли нам места для резерваций? За которые пора бороться.

Аборигены всех стран, соединяйтесь!

 

* * *

 

В молодости тянет туда, где не был. В зрелости едем куда нужно. В старости туда, где жил и что знал. Интерес смещается в область памяти. В конце пути не живут, а вспоминают как жили. «Мемуарное состояние бытия».

Благополучный человек. Не ввязывался ни в какие события. Прожил долго, но мало. «Долгонежитель».

Обладает ли человек тем, что не тратит? Вряд ли. Он только «имеет». Дольше ли живет тот, кто «бережется»? Вряд ли. Он только существует. Легкость (не)добытия.

Есть время, когда человек получает радость от разнообразия, и есть время, когда он получает ее от постоянства. Когда его тянет бежать, а когда лежать. Время молодости, время старости. Сейчас живут дольше, но лежат больше.

С-рок человека: жить до 60 лет – обязательно, до 70 – нужно, до 80 – желательно, до 90 – можно, до 100 – исключительно. Все, что после, – жизнь после жизни.

Наконец-то научился жить. Но было уже поздно.

О ком это?

Счастливое беззаботное детство. Беспечная юность и удальство молодости. Ответственная зрелость и печальная, ожидающая смерти старость. Такова классическая схема жизни. Но мы живем в постклассическое время. Дети – самые загруженные, самые занятые люди. Учиться начинают с 3–5 лет. Будет «умный ребенок», соблазняют разные дошкольные группы, забыв дописать, что это будет лишенный детства и потом, скорее всего, несчастный человек. Нормальный ребенок должен быть наивным и непосредственным. Но вот юность – вуз, заботы о карьере и работе. Думают, высчитывают, готовятся. Хотя молодой должен бы быть «д(т)урак». Незаметно наступает зрелость. Потолок в основном достигнут, и про себя это понимают. Стало легче. Однако на пороге старость. Ждать больше нечего, зато есть обретения, пенсия. Пора жить беззаботно. Удалым и веселым малым. Надо же когда-то быть молодым. Но большинство не умеют, боятся. Да и окружающие почему-то вместо счастья желают здоровья. Злые языки… В отличие от бытия сущего (Sein), человеческое бытие (Dasein) = сущее +должное. Поэтому: старость не радость – с точки зрения сущего. Старость как радость – с точки зрения должного.

 

Культуре – конец

 

Да? Да. Да! Как воплощение духовных ценностей она превращается в традицию. Что-либо новое рождается теперь только в виде техники и технологии. Проявлением этого процесса на «человеческом уровне» стал исход из культуры мужчин. В книжной литературе, классической инструментальной музыке, живописи все больше женщин. А парни с детства, заклеив уши плеерами, толкутся у игральных автоматов, сочиняют техномузыку, «рисуют» на компьютерах; став «хакерами» грабят банки; «по работе» же опутывают землю и космос все новыми и новыми программами, и наконец, изобрели другую, компьютерную реальность. Открыв какую-либо аппаратную комнату, вы всегда увидите десяток молодых затылков, в задумчивости сидящих перед своими машинами. «Программируют». Исход из жизни. Из реала в виртуал.

Потеря какой-то сферой мужского элемента верный признак того, что внутренне она надломилась. Стала симулякром. Как все общество – спектаклем. Играют в политкорректность. Но вот не так уж давно на вокзале, в толпе облепивших игральные автоматы пацанов, я видел трех девочек. Значит, в техническое творчество пошел второй эшелон, и скоро культура совсем останется без носителей. Она превращается в наследие. Становится памятью. И существует как отдельные вкрапления в сплошь искусственной среде. Как пережиток среди High Technology, хай-тек, – высоких технологий, только технологии эти игровые, а не производственные. Универсализация культуры, происходящая сейчас в Европе, да и во всем мире, состоит в том, что она превращается в технологию. Культура заменяется тек(с)турой, как жизнь функционированием.

Технократы и космополиты, бывшие идеологи либерализма и певцы свободы, теперь воспевают стандарт и «квоты». Объявлены требования к фильмам на получение премии «Оскар»: среди героев должно быть 30% женщин, обязательно негры и азиаты, инвалиды и геи. И это сумасшествие продолжают называть творчеством, спонтанностью, самовыражением художника. Такие регламентации фактически начинают применять к политике и даже в науке. А скоро будет и в спорте. «Среди победителей» должны быть «такие, такие и такие». Футбольные команды должны быть тоже смешанными, включать женщин и транссексуалов, олимпиады по шахматам – инклюзивными, с инвалидами. Короче говоря, реальность и суть дела в паразитическом обществе спектакля больше никого не интересуют. С ними борются. У тех, кто этой самоубийственной патологии сопротивляется и хочет развить, показать природой/богом данные возможности, проявить действительные способности, а также иметь свою веру, национальность, Родину, пол, наконец – «невроз своеобразия». От него лечат – толерантной политкорректностью. Притом агрессивно. Адепты свободы ежегодно объявляют списки «врагов свободы». Чтобы знать, кого преследовать. Чтобы никакого различия. Вот как они заговорили! Мир становится сходящим с ума Западом. Закат культуры. На восходе, уже ближе к полдню, XXI века.

 

* * *

 

Приобщился к психоделической культуре, пережив измененное состояние сознания. Открывается подлинно экзистенциальное измерение бытия, начинаешь понимать его самый глубинный смысл. До бессмыслицы, когда Все предстает как Ничто. До тошноты, без которой его трудно выразить. Я выразил два раза. Но «не приобщенный» читатель это все равно не поймет. Единственный теоретический вывод, который можно сделать из такого постижения реальности состоит в том, что «все дело в концентрации». От нее меняются миры. Все дело в концентрации.

А дело самого перехода в психоделическое состояние было в том, что я красил закрытую (туалетную) комнату. Это было мое первое столкновение с наркотиками как оружием массового поражения. Оно действительно массовое, так как находится на наших стенах. Мы им окружены. Теперь я бы принял участие во всемирном движении за запрещение масляных красок. Да почти всей современной химии. Но к этому никто не присоединится. Бедные мы люди – маляры, всю свою жизнь красим, чтобы стала красивее, а потом оказывается, что краски были ядовитые. И начинает тошнить.

Помогая человеку пилюлями благополучия, давая транквилизаторы, можно прийти к полной неадекватности реагирования на среду, инициирующую болезненные состояния. Неадекватная реакция характерна для сумасшедших не только буйных, но и блаженных, довольных. Все скверно, а он спокоен или даже смеется (раньше без таблетки, а тут таблетку принял). «Сомы грамм, и нету драм» (О. Хаксли). Он не преобразует мир, не улучшает его, а приспосабливается к нему. До каких пор?

Духовные (по-научному, психические) болезни лечатся в основном п(р)оступком, а не таблетками. «Половина» пациентов психбольниц должны бы сидеть в тюрьме. Но побоялись, предпочли болезнь. «Не храни в себе тайну, дабы не (за)болеть» (Гиппократ).

 

* * *

 

Считается, что быть аскетом и стоиком в обычной жизни очень трудно. Нужна огромная воля. Может быть и трудно – но просто. Отдаваться одной стороне существования – воле, уйти от противоречия проще, нежели выдерживать напряжение борьбы его противоположных сторон, чувства и воли, ума и страсти. В аскетизме всегда есть элемент трусости, боязнь жизни. Настолько, что борющиеся с плотью монахи старались не спать: «во сне можно согрешить». Аскеты, даже святые – это культуристы духа. Сюда же относятся без конца «самосовершенствующиеся» – сидя на полу и в разных позах. Как и рекордсмены бодибилдинга, они – «надутые». Это все-таки слабость, хотя в образе силы. Патологическое совершенство.

 

Прельщение бессмертием

 

Никто не живет вечно. Даже звезды. Чего тогда стоят разговоры о бессмертии человека. Это понятие с пустым объемом. В случае достижения непрерывности сознания путем «переписывания» его на другой субстрат индивидуальность сознания теряется во времени. Бессмертие станет возможным, когда некому будет умирать. Не будет индивидуализации жизни. Другое дело, что еще слишком мало людей доживает до смерти. Стремиться к тому, чтобы от свечи не оставалось огарка, – вот ближайшая и реальная задача человечества. А на все сетования о бессмысленности жизни надо сказать: жизнь не обязана оправдываться перед мыслью.

Наступление цивилизации на жизнь сопровождается усилением выступлений против смерти. Распространяется идеология бессмертия: надеются на него, призывают к нему, проектируют его. А в сущности, все это проявление абиотических тенденций развития, их превратное осознание. Ведь смерть входит в содержание жизни как самый глубокий и фундаментальный фазис ее обновления. Жизнь и смерть – две стороны одной медали. Стирать медаль можно с любой стороны. Наиболее коварное и завуалированное стирание – с тыльной. Смертный человек готовит себя к замене бессмертным разумом. Но перед тем как стать бессмертным, разум должен стать безжизненным. Что и происходит сейчас на деле. И что выражается в идеологии бессмертия.

Человеческому роду угрожает не смерть, а бессмертие.

 

* * *

 

Церковные похороны, с крестами, свечами, отпеванием и церемонией прощания. Для разумно мыслящего человека все это представляется искусственным и ненужным. Какой-то устаревшей театральной игрой. На этом заключении атеист и останавливается: религиозные предрассудки. А надо бы продолжить: любые похороны – предрассудок, условность, театр. Какой-то языческий обряд с положением в гроб и опусканием в могилу, такой же нерациональный и бесполезный, как в церкви. Только оскудевший символами. В борьбе с предрассудками культуры разумно идти до конца, чтобы сразу, как где-то было у Р. Брэдбери: через 10 мин. после смерти геликоптеры уносили тело в крематорий – и все. И все. Вот что разумно. А может, еще эффект(ив)нее провожать под аплодисменты, как теперь уже делают. Хлопки, аплодисменты всегда были выражением одобрения и радости от того и тому, что видят, что происходит. В театре. И вот на похоронах. Сначала их практиковали для актеров, но постепенно начинают аплодировать любому покойнику: рады, рады, уходи скорее. А когда-то, в незапамятные времена, стоял вой, плач и траур по три года, что, конечно, неразумно. Так, пожалуй, разумнее умирать и человечеству в целом, салютуя себе из всех орудий, под спецэффекты и веселую музыку. Решаю(сь) повториться: все при-знаки того, что люди не будут знать, когда их не будет. Умрут с радостью. Эвтаназия!

 

* * *

 

При современном состоянии сексуальной морали муж, который не изменяет жене, подозрителен. Скорее всего, он «неполноценный». Или (не) любит (не) женщин. Короче говоря – ненормальный. Аморал.

Мой упрек жене в лучшее время наших отношений: нехорошо быть такой хорошей. Я чувствую себя «грязным типом».

Совет мужу сварливой жены: терпи днем, если нетерпелив ночью.

Совет невротику: если боишься выздороветь, то хотя бы не лечись.

Совет неопытному: остерегайся людей, ведущих хищный образ жизни.

Однажды я понял смысл выражения «стоять на ушах», но для тех, кто не стоял, пусть это останется загадкой. Ее можно включить в тест на «на-стоящего человека».

Учитель и ученик, почтенный профессор и студент – это скандал, если например, они встретятся в бане. Вместо личностей два голых тела, одно из которых, как ни крути(сь), обезображено временем. Не могу представить. Из-за этого не хожу в ближайшую к университету баню. Вдруг столкнешься с аспирантом. (Один раз все-таки столкнулся.) Скрылись в мыльной пене.

Обычно восхваляют интуицию. «Интуиция его никогда не подводила» – пишут в детективах. Меня – сплошь и рядом. Даже в лесу: явственно кажется, что на выход, к свету надо идти «туда». Гул дороги «там». Все наоборот. Иду вглубь, в чащу или на дно. Так бывает и «по жизни».

Без всяких шуток. Значительным событием своей жизни считаю решение класть многочисленные мелочи нынешнего быта (телефон, кошелек, ключи, часы, банковские карточки, пропуска и т. п.) в одно место. До этого, торопясь на работу, зная, что они не пропали, а разложены по квартире и надо только их собрать, но это муторно, в конце концов, чтобы не впасть в бешенство, я начинал громко ругаться матом. Понял с возрастом, однако, что такое решение жизненных проблем непозволительная роскошь.

Нормальный человек всегда должен быть немного навеселе. Потому что влюблен: в кого-то, что-то, как-то. Только тогда он живет, а не функционирует. И если не болен, всегда напевать. Войдет вот такой в автобус или метро, и что будет? Функ(по/ми/ли)ционеры заберут. Сдадут психиатрам. «Для нормального (человека) планета наша мало оборудована» (перефразируя В.В. Маяковского).

 

* * *

 

Что лучше – иметь твердый взгляд или твердые взгляды? Я бы предпочел первое, но имею только второе. Да и то не всегда.

Люди обладают разными лицами (харями, харя(а)ктеристиками. А значит, и характерами. Одни твердым, другие жидким, а некоторые – даже газообразным. Самый счастливый – пластичный, со свойством приспосабливаться, сохраняя себя. Но не хамелеон. Протей. У-стой-чивое развитие: изменяясь, оставаться собой. Подвижное равновесие (по закону Ле-Шателье).

Хочу быть быстрым, но не торопливым.

Удачливый человек, это когда не он что-то находит, хотя бы например грибы, а когда они его находят. Попадаются. А неудачник – сам «попадается». О деятельности таких людей можно сказать: суетится как рыба в колесе и бьется как белка об лед.

Если не сплю, то с трудом удается ничего не делать. Способность к лени и созерцанию утрачена. Значит, не философ.

Делай все, что хочешь, но не все, что хочется. Не лучше было бы людям, если исполнялось все, что они пожелают, говорил Гераклит. Это относится не только к индивиду. К обществу. К человечеству.

 

* * *

 

Чем отличаются техницисты от гуманистов? Первые самоубийцы и сами роют себе (правда, и другим) яму. Они – могильщики человека. Гуманисты – его терапевты и плакальщики. В отношении и смыслах между ними огромная разница – и никакой разницы в результате. Что остается человеку в современных условиях? Только сохранять свое «достоинство». (Без всякого юмора или это (не)случайное совпадение.) Не умирать в «бессознанке». «Сохранение человеческого достоинства» – последний лозунг гуманистов. Об этом, наверное, вся моя писанина.

Упорная работа над созданием цифрового Искусственного интеллекта, то есть безжизненного Разума, пост(не)человеческого Субъекта – это финишная прямая в движении Homo vitae sapiens по пути Mortido («позитивной смерти») как проявление Last am Untergang (нем.) – «Жажды собственной гибели».

 

* * *

 

Человек – домашнее животное Бога. Создавая Адама, Он не наделил его разумом. Он вдунул в него «Душу живу», которая постепенно иссыхала, а потом умерла. Стала Разумом. Где-то с эпохи Возрождения. Потом умер и разум, став Интеллектом. Где-то в ХХI веке. Далее, интеллект превратился в искусственный, который начинают выдавать за «естественный», будто бы человеческий. Все объявляют сконструированным. На сцену выходит «конструктивный (спекулятивный) реализм» и ООО – «объектно ориентированная онтология». Мы, мол, теперь реалисты, почти консерваторы. Да, дураки вы этакие, да – это реальность, но уже иного. Не в/наша. Инобытие. Не для живого. Так животное отвязалось от Бога и умирает. Закончится этот процесс где-то к началу ХХII века. Про/сти/щай, живо(тно)е! И sapiens!

Люди, смотрите, кто способен видеть хотя бы на сантиметр дальше своего носа, как рождается Иное, вос-торжествует новый, постантропоморфный (не)бог: Искусственный интеллект=субъект (тот, кто принимает решения), как реальность в виде БУКа – Большого Универсального Компьютера. Который замен(яе)ит на Земле сначала людей, а потом все живое. Будет мертвая планета, с закодированной в ней информацией, как остальные планеты, на которых мы «не находим жизни». Потому и не находим, что, как шутят в само́й научной среде, «их ученые опередили наших». Это тот случай, когда в каждой шутке доля правды. Она бывает трагическая, как сейчас. Чтобы ее скрыть и не понимать, что делается, все по(на/за/с/у)крывается бессмысленными потоками информации, фейком. Инфодемия, онлайн-образование. И официально, как о норме объявляют, не видя в том никакой проблемы, о наступлении «эпохи постистины». А значит, и постбытия. Хаотизация сознания, прежде чем лишиться его совсем, оставляя мир Техносу. Превращая Человека в постчеловека, а Землю в мертвую планету.

Святые праведники, молите Бога о нас!

 


1Предыдущие «эсфоризмы» из серии «Унесенные прогрессом» в журнале «Нижний Новгород» см: Философия всегда 2016 № 1; Прощание с природой 2017 № 1; Техника решает все(х) 2018 № 2; Традиционный человек: многая лета и вечная память. 2018 № 6; Мир и человек, которых мы теряем. 2019 № 5; Если положение безнадежно, надо сделать все, чтобы его изменить. 2020 № 4.

 

2Человек прекрасен, если он человек (лат.).