Прозрения фортуны

Прозрения фортуны

О романе Ариадны Юнн «А капелла»

Судьба слепа — так обычно говорят о воле случая, управляющего человеческими судьбами. Автор романа «Ариадна», чье имя сокрыто за маской героини древнегреческой мифологии, не пытается напрямую опровергнуть эту истину, однако в ткани текста мы видим знаки и подсказки писательницы персонажам произведения о том, что личный поступок наперекор обстоятельствам может переломить неравную борьбу с потусторонними и человеческими силами. Нить клубка жрицы Ариадны вывела героя Тесея из Лабиринта после его победы над чудовищем Минотавром. Так и автор-повествователь выводит своих героев из лабиринта преступных страстей нового времени, сохраняя дистанцию по отношению к ним, но в тоже время — протягивая незримую руку помощи и вызывая у нас читательское сострадание. Драматический романный конфликт между персонажами накладывается на конфликт в душах героев.

Главное в романе Ариадны Юнн — это динамизм сюжета при свете условной рампы искусства, душевный импульс героя, ставший причиной поступка и раскрытый в глаголах действия, противодействия и следствия. Напряжение не снижается до завершающей точки романа, в чем автору помогает знание жизни и психологическая точность в обрисовке характеров и ситуаций.

Герои романа, как и все обычные люди, мечтают о полнокровной, гармоничной жизни, но не в силах ее обрести из-за того, что пламя страстей, питаемое мечтами о быстром обогащении или карьере, томит их души и сжигает их дотла в гонке за благосостоянием. Желание обладания другим человеком вопреки всему также является одной из главных тем романа-откровения. Название книги — «А капелла», что означает пение без музыкального сопровождения — можно трактовать как намек на судьбу вне гармоничных созвучий подлинного счастья.

Есть в романе разрыв между отправными мыслями героев и сделанным ими выбором и поступками, в этом их подсознательный протест против схематизма, подсказанного обстоятельствами, средой, воспитанием и даже собственным сознанием. Снежанна и Филипп знакомы со школьной скамьи, через два десятилетия взаимные чувства вспыхивают вновь, но ничего вернуть уже нельзя. Дочь Снежанны и Филиппа, Валерия, до поры не знавшая, кто ее отец, готова безоглядно окунуться в мир теневого шоу-бизнеса, еще не ведая ничего о его темных сторонах. Нить Ариадны тянется из памяти, проясняя многое, и в то же время еще больше запутываясь.

Создается впечатление, что большую часть поступков героями совершатся вслепую, инстинкты и эмоции играют в их жизни большую роль, чем зов сердца или доводы рассудка. Это суровый диагноз автора нашему миру, но ведь для того, чтобы поставить диагноз, нужно узнать причину болезни. А она — в безудержном потакании желаниям и слабостям, в погоне за благами материального мира, которые испаряются как фантом, когда сияющая сторона, внезапно для героя, оборачивается горькой изнанкой.

Безусловно, у книги Ариадны Юнн есть религиозная составляющая, хотя ее герои не являются верующими людьми. В финале выздоравливающий после ранения Филипп слышит неведомо откуда музыку, вплетающуюся в многоголосицу мира, музыку гармонии и сострадания. Значит, легендарная Фортуна, изображаемая с повязкой на глазах, все-таки мудра и правит сообразно с высшим космическим законом любви и справедливости. Но это случается только при осознании следствий наших поступков и стремлении к целям, лежащим за пределами эгоизма. Таков роман Ариадны Юнн. «Зло всегда становится добром. Неизбежно», — подводит нас автор к лаконичной весомой мысли. И мы становимся немножко другими, вместе распутывая нить Ариадны, ведущую и нас, и героев романа к свету.