Реплика о спорте

Реплика о спорте

В краткой реплике Александр Ильич Дубинец, студент 5 курса кафедры журналистики Факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры образно раскрывает эмоциональную нагрузку спорта. Яркая эмоциональность спортивных состязаний не ограничивается образной сферой духовной аскезы. Спортсмен, как артист или художник, созидает событие, последствие которого сопоставимы по значительности с оперной постановкой или поэтическим шедевром.

 

Недовольство спортом, подозрения к нему, «большому бельму», происходят из его «слишком» и «недостаточно»…

Слишком телесный и недостаточно духовный, слишком весело-беззаботный и недостаточно национально-идейный.

Если и рассматривать такие оценки, то не в первую очередь: за спортом — зрелище: участники соревнований и публика.

Предложенная в ходе рассуждений Александра Гельевича фигура аскета не может закрыть собой самые популярные виды спорта. Но этот выбор указывает на разделение спортивной деятельности: зрелищную (соревнования) и подготовительную (упражнения). И при этом подготовительная часть распадается на закрытую и также открытую: репортажи с тренировок, интервью, прогнозы; в общем, история до спортивного события как такового (до-соревновательная история относится и к командам, и к конкретным спортсменам: биографиям, репутациям, навыкам).

Спортивная драматургия, зрелище на публику, соревнования с другим — соперником: всё не подходит аскету, кроме закрытых тренировок, упражнений, откуда и значение слова аскет (не собирать же участников для командного аскетизма, как для командного биатлона). Ему как раз (забавное сочетание) — фитнес; работа не с количеством веса, длиной и т. д., а часами проведёнными за спортом. Поднять, допустим, пятикилограммовую штангу несложно, но если часто заниматься, то мышцы приобретут выносливость и силу без косметического вида. Такой спорт, взятый вместе с какими-то другими практиками, или же деятельностью, заполняет день аскета на столько, на сколько хватит воли: отказ от полу-актерского спортивного лицедейства, отказ от рекордов не отвлекает, ведь главный наблюдатель ему — Бог. Отчасти, те же принципы переносятся на монашество, но большой спорт не утрачивает заданной проблемности.

Не учесть многосоставность такого явления как спорт, значит быть в роли персонажа бунюэлевского Симеона Столпника[1], с самого начала совершить ошибку, не поставив решение под сомнение.

Национальная чувственность и большой спорт не могут обойтись без публики; если зрители причастны спортивному действу, адекватны ему, можно говорить об общем мероприятии. В командном спорте спортсмен как собственный голос среди других голосов (до-спортивная биография и т. д) или знак part-итуры — следующая проблема. Романтическая опера пыталась соединить два возвышенных явления культуры — искусство и патриотизм посредством медиаторов волнующего строя музыки и спектакля:

 

Неизъяснимо лицемерно

Не так ли кончиком ноги

Над теплым трупом Олоферна

Юдифь глумилась...

[Осип Мандельштам, «Футбол», 1913] [2: 93].

 

Концертный зал классицизма предполагал спокойных слушателей, сидящих тихо, под стать музыке; спортивные трибуны хоть и сидячие, неудобны, но ещё с них встают, поддерживают или свистают.

Быть всем телом и помыслом — относится не только к спортсменам.

Правила, их нарушения, хитрая тактика и случай — составляющие спорта; небольшой свод правил даёт вариант оставаться в статусе ненаказуемого, поддерживая драматизм спорта, подходы к нему.

Судьи, имеющие также репутацию и пр., не выгоняют случай (Фортуну) из спорта; чёрная ли, белая ли команда (или отдельная фигура) — есть что-то кроме размежёванных этосов.

Наименее противоречивым пристанищем христианского, православного, возможно, поначалу станут спортивные школы или отдельные команды, где зрителей и спортсменов не смутит мирный дух и непривычные тренировки. Рано говорить о национальном. Пока такое спортивное устройство всего лишь одно из устройств, как христианский rock'n'roll — один из жанров рока.

 

Источники

1. Бунюэль Л. Симеон столпник // КиноПоиск, 2003–2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/63914/ (дата обращения 25.01.2021).

2. Мандельштам О. Э. Собрание сочинений: в 4 тт. / ред. Э. Сергеева; сост. П. Нерлер, А. Никитаев. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. Т. 1. 367 с.

 

Москва, 2021