Режим бота

Режим бота

Рассказ

Известный эксперимент Бенджамина Либета показал, что наш мозг принимает решение раньше, чем мы это решение осознаем. Иначе говоря, нам кажется, что мы вознамерились что-то сделать, осуществили свободный выбор. Но в действительности все уже определено на уровне нейронов, лежащих глубже структур, которые отвечают за сознание.

Мой герой Лео считает, что именно он принимает решения в игре, хотя на самом деле их принимаю я. Но он об этом не знает.

Лео разработан в «Толстом». «Толстой» — универсальная нейросеть, в которой можно создавать программные модули-персонажи, способные осознавать себя. Конечно, речь идет об имитации такой способности. Есть и другие игровые среды, экспериментальные модели «Дарвин» и «Китайская стена». Про «Дарвина» мало известно, есть только трейлер, а «Китайская стена» — это попытка реализовать свободу воли персонажа, когда он может принимать решения независимо от геймера.

Своего я назвал Лео1556989 — с намеком на базовую программу. Число после имени — это порядковый номер, потому что игроков миллиарды и все нормальные имена уже давно заняты. Лео — мужчина высокого роста, приятной внешности, с короткой бородой и определенными, как мне кажется, неплохо сбалансированными способностями. Он не хуже других персонажей, а — не только по моему мнению — много лучше.

Вообще, создание персонажа в «Толстом» — та еще история. Параметров так много, что совершенствовать его можно годами. У некоторых до самой игры дело так и не доходит. Можно, конечно, воспользоваться генератором персонажей, там ты задаешь только основные характеристики, вроде пола, возраста, внешности, а программа — остальные, случайным образом. Я выбрал средний путь: часть задал сам, а часть предоставил программе.

Говорят, что «Дарвин» позволит загружать в персонажа информацию о собственной ДНК, переведенную в код. Таким образом, можно будет создавать почти что своего клона. Но скопировать свое сознание пока не получается — слишком там много всего, чтобы свести в одну схему.

Я играю на самом популярном сервере, с имитацией мира, приближенного к настоящему, но с некоторыми дополнительными опциями. Есть возможность ставить моды, но эти штуки, добавляющие всякие фантастические возможности, кажутся мне незаконным вторжением на территорию привычного. Тяжело мне дается все новое. Это, кстати, заметно и по моему игровому персонажу — он даже в режиме бота ведет себя так же старомодно, как я.

* * *

Режим бота — это когда ты сам не играешь, а жизнь в виртуальном мире продолжается. Соответственно, ты не принимаешь решения за персонажа, он сам все выполняет с помощью ИИ — искусственного интеллекта. Действует игровой алгоритм. Но это не по мне — я же понятия не имею, как там все происходит, пока меня нет. Реальные боты (не игровые персонажи), которыми управляет нейросеть, делают все лучше живых геймеров (если ИИ включается в полную силу). Такие боты следят за порядком в игре. Заставить нейросеть работать на полную мощь за твоего персонажа, конечно, нельзя, получится дисбаланс — геймеры окажутся сразу в проигрыше. Но можно включить режим бота, а самому отдохнуть.

В этом режиме мой Лео, как правило, не делает вообще ничего. Конечно, он активен: бродит по квартире, открывает и закрывает холодильник, включает телевизор, лежит на диване с телефоном, выходит в магазин, но никаких продуктивных действий не совершает. Сам он, конечно, думает, что это ему нравится так проводить время.

Теоретически он может стать невольным участником каких-то важных игровых событий, но, когда персонаж в режиме бота, вероятность этого крайне мала. Виртуальный мир защищает персонажей неиграющих геймеров от серьезных происшествий.

Однажды, пока я занимался своими делами, с Лео случилась забавная история. Он вышел в магазин и встретил девушку. Между ними что-то произошло, но, поскольку Лео был в режиме бота, ничего серьезного. А когда я вернулся в игру, то застал Лео в тяжких размышлениях: почему он не взял у нее телефон? почему не познакомился? И он как будто зациклился, все время прокручивая эти мысли в своей виртуальной голове.

Впрочем, Лео не переживал по-настоящему — сознание игровых персонажей далеко от человеческого, они не испытывают эмоций, а только имитируют их. И именно из-за этой имитации его и заклинило. Программа сочла, что ситуация романтическая и он теперь должен о ней думать, не имея реальной возможности что-то предпринять, так как был в режиме бота.

В итоге мне пришлось его «откатить», потеряв некоторый прогресс.

Дело в том, что даже в режиме бота прокачиваются навыки, хотя и очень слабо. Удобнее всего заниматься гриндом. Ты спишь, а твой персонаж делает всякие телодвижения, и тебе в копилку падают монеты или очки. Или же ходит-бродит по округе, собирает хлам и тащит в хату. Как правило, ничего полезного, но можно потом продать барыгам недорого.

В версии 1098.23.22 появилась возможность в режиме бота ходить на работу. То есть твой персонаж, пока тебя нет, едет утром в офис, сидит там до вечера перед экраном и нажимает кнопки. В итоге получаешь деньги — его зарплату в игровом мире, а это поэффективнее гринда, хотя, по сути, так же нудно. Я пока не пробовал, мне жалко своего персонажа. Но другие своих не жалеют.

Есть моды, где персонаж в режиме бота может ходить в кафе, бары и кино и вообще делать самые разные вещи, например даже жениться. Но такие опции я не использую, потому что, как уже упоминал, очень старомоден. Хотя если они войдут в официальную версию в качестве дополнения, то почему бы и нет.

* * *

Если ты видишь, что какой-то персонаж стал постоянно лажать, то все ясно: его продали. Прокачали и продали. Такое случается. Кто-то играет-играет, играет-играет, и ему в конце концов надоедает. И он сбывает своего героя за хорошие деньги. Или же специально с самого начала прокачивает, чтобы потом продать. Но смысла покупать чужого персонажа мало — на это ведутся только новички, у которых много денег. Потому что если ты сам геймер плохой, то, какой крутой ни будь у тебя персонаж, ты с ним далеко не уйдешь. Он даже в режиме бота будет сам лучше справляться, чем когда ты в него играешь.

Хороший геймер — это от бога. Это или есть, или нет.

Ты можешь достичь каких-то вершин, но если нет таланта, то так и будешь промышлять мелочевкой: выполнять рядовые квесты, симулировать жизнь среднего класса, работать в офисе с девяти до пяти.

Мой друг Марк в игровом мире стал вторым Рафаэлем. Его там так и зовут — Рафаэль. Пишется это со значком бутылки эля после слова Raw. Его называли величайшим художником «Толстого». А он вдруг взял и продал своего персонажа. Никто не знал о продаже, кроме меня. Я спрашивал у Марка, зачем он это сделал. Он ответил, что просто надоело.

Он работает в автосервисе, а по ночам рисует на стенах офисных зданий граффити. Их закрашивают быстрее всего.

В игровом мире все теперь недоумевают: что случилось с ним? Его как будто подменили! Да потому что в самом деле подменили. Сам на себя игровой персонаж теперь похож только в режиме бота, но это так, бледное подобие.

Я никогда не буду покупать чужих персонажей. Просто не вижу в этом никакого смысла. С моей точки зрения, интересно вырасти самому. Своего продавать тоже не буду. Лучше просто сотру, не хочу разочаровывать моих друзей там.

* * *

Сегодня ходил в булочную у дома. Я задумал ее ограбить. Конечно, речь идет об игре.

Я ворвался и закричал:

Быстро все на пол! Это ограбление!

А там внутри было два продавца и несколько пенсионеров. Первых игровой алгоритм сразу на пол положил.

Только не стреляйте! Только не стреляйте! Деньги в кассе!

Вот поэтому очень легко отличить настоящих геймеров от ИИ. Искусственный интеллект ведет себя как в кино. Ну разве будут нормальные игроки, даже в режиме бота, так делать?

А одна старушка осталась стоять:

Не лягу. И не перед такими не ложилась.

И я понял, что бабулькой в данный момент управляет живой игрок. Это очевидно, потому что ИИ никогда не острит, по крайней мере так.

Быстро легла, старая карга! — закричал я.

И наставил на нее обрез.

В этот момент открылась дверь и кто-то зашел. Вижу боковым зрением, что это девушка — та самая, с которой хотел познакомиться Лео, пока был в режиме бота.

Привет! — говорю я.

Привет, — отвечает она, — тут ограбление?

Да. Меня зовут Лео!

Меня Мона.

Дашь номер телефона?

Записывай.

Я хватаю ручку и записываю — реальный я, не игровой, потому что игровой держит в это время пенсионерку на прицеле обреза. Да, это немного жульничество, но что поделать. Я отвлекаюсь от экрана, пенсионерка как-то понимает это, прыгает к прилавку, на котором лежит нож для нарезки тортов, и бросается на меня. Я успеваю заметить, что старушка неплохо прокачана — прыжки мощные, может через стены перемахивать, этот навык дается только после сорокового уровня.

Я нажимаю курок, заряд дроби отбрасывает ее к потолку. Она падает на пол, но сразу вскакивает и опять бросается на меня. Бронежилет, понимаю я. Или, что для меня хуже, экзоскелет из титанового сплава.

Мы начинаем бороться, удары ее тяжелы, как молоты, и с каждым заметно сокращается полоска моего здоровья. Мои удары почти не наносят ей вреда, но все же выстрел в упор из дробовика не прошел бесследно — значок критического увечья, у нее сломано ребро.

Отстань от меня, — говорю я в микрофон, — дай кассу забрать!

Да ты лох конченый — булочные грабить, — отвечает она.

Открывается дверь, и заходят полицейские. Они надевают на меня наручники, отводят в машину и везут в отделение. Продолжать игру на зоне у меня нет желания. Да, это интересно, но я в это уже играл, хотя и в предыдущей версии «Толстого», в другой жизни Лео. Остается одно — штраф. Я открываю интерфейс транзакций и перевожу деньги полицейскому департаменту, а по сути — создателям игры. Меня выпускают в каком-то спальном районе, на пустыре рядом с мусорными баками. Не успеваю я посмотреть карту, как на меня нападают гопники (стопроцентно запланированный алгоритм для таких случаев, потому что отбиться от них нереально), бьют, грабят и кидают в мусорный бак.

В итоге я выхожу из игры, а Лео в режиме бота плетется домой. Настроение испорчено — деньги потеряны приличные, и все из-за чего?!

* * *

В версии патча 17.252 появилась интересная опция: твой персонаж (и не только твой) может позвонить тебе и поболтать с тобой. Ты заявляешься кем-нибудь вроде службы доставки пиццы. И однажды он звонит тебе в режиме бота, и вы общаетесь. Конечно, беседа получается не очень содержательной, но впечатления необычные. Это как разговор бога со своим созданием, даже со своим подобием, — правда, в очень и очень урезанном виде.

Добрый день! Можно заказать пиццу?

Добрый день! Как к вам обращаться?

Лео.

Очень приятно, Лео. Какую пиццу желаете?

Из половинок, гавайскую и с ананасами.

Вам ко времени или как можно быстрее?

Быстрее.

Отлично. Кстати, Лео, как вам поживается? Как настроение? О чем вы думаете?

Молчание.

Мы просто опрашиваем клиентов, как у них дела.

Все нормально.

Всего хорошего, Лео! Приятного вам вечера.

* * *

Лео болтался в режиме бота около двух месяцев. Да, так долго я не возвращался к игре. У меня было много работы, каких-то дел по хозяйству, чего-то такого, о чем даже и вспомнить нечего. Но как бы все это время занят был, что-то делал.

Одна из проблем «Толстого» в том, что его создатели отказались от концепции сохранений. Если уж что-то с тобой в виртуальном мире случилось, то переиграть нельзя, разве что «сбросить» своего персонажа и начать заново. Взамен есть гибкая система штрафов, когда можно откупиться от серьезных последствий, но, на мой взгляд, она не до конца продумана и очень портит игру. Но все же я вернулся, потому что ничего лучше на сегодняшний день нет. Вернулся и первым делом подумал: а не позвонить ли мне Моне? Конечно, прошло два месяца, но все же это игра, а не жизнь!

За это время мой Лео отпустил бороду. Это меня позабавило. Мне всегда казалось, что так серьезно изменить внешность — это волевое решение, акт свободного выбора, который может осуществить только геймер. Но вот Лео сам по себе отпустил бороду.

Алло, Мона?

Да… Кто спрашивает?

Это Лео. Грабитель из булочной, помнишь?

Она засмеялась.

Мона, давай встретимся, погуляем?

Слушай, я не знаю, сейчас столько дел…

Да ладно, какие у тебя могут быть дела!

Обычные дела… Нужно навестить маму, я записана на массаж, потом квантованный суп.

Давай честно, ты в режиме бота? — спросил я.

Ты о чем?

Неважно. Во сколько освобождаешься?

В восемь.

Я подъеду. Говори адрес!

Лео записал, и я откинулся от микрофона.

Так нельзя было делать. Спрашивать у нее — в режиме бота она или нет. На этот счет есть правила. Если сейчас ей управляет геймер, то ничего страшного, персонажу это не навредит, хотя игрок может пожаловаться на меня, и тогда я получу бан, вплоть до пожизненного. А если Мона была в режиме бота, то существует крошечная вероятность, что мой вопрос вызовет сбой ее программы — такова официальная версия. За всю историю «Толстого» никогда такого не было, но правила есть правила. Нельзя спрашивать у чужих персонажей, в режиме бота они или нет. И, в общем, это разумно.

* * *

Ты странный, — говорит Мона. — Это была та еще идея — грабить булочную!

Ну почему? — возражаю я. — По факту денег не меньше, чем в банке.

Не может быть! — не соглашается она. — В банке намного больше!

Но я прав — игровые механики таковы, что в банке на самом деле ненамного больше денег. Это для сбалансированности игры. Конечно, есть крупные банки, но их ограбить и скрыться с места преступления почти нереально.

Да и сейчас это немодно, — продолжает она. — Ты как будто из позапрошлого века. Кто сейчас грабит? Сейчас занимаются карьерой, строительством, развитием отношений…

При последнем слове она выразительно моргает, глядя на меня. Ресницы у нее длинные.

Я смущаюсь от ее взгляда. И сразу думаю: а вообще, кто она? Игровой персонаж или программа? На последнее не похоже, слишком все гладко. Но я читал, что сейчас делают программы, которые легко проходят тесты Тьюринга. Вдруг я нарвался именно на такую и кокетничаю с нейросетью?

А если это все же игровой персонаж, она в режиме бота или геймер онлайн?

Это правда, — отвечаю. — Я старомодный.

Мы идем по аллее. На нас падают листья. Некоторые из них проходят сквозь меня — баг.

Она зевает. Мне кажется, ей со мной скучно.

Один лист застревает у меня в переносице и начинает трепыхаться. Я пытаюсь убрать его руками, но не могу. Лист мешает обзору. Мне становится неловко. Она делает вид, что не замечает мою проблему.

Слушай, — наконец говорю я, — я попрыгаю немного? Может, отвалится.

Давай! — смеется она.

Я начинаю делать трехметровые прыжки. Приземляюсь на голову, бьюсь об деревья, переворачиваюсь вверх ногами. Во время одного из прыжков я врезаюсь в невидимое гнездо в кроне большого дуба. Вниз падает золотое яйцо.

О боже, — кричит снизу Мона. — Ты нашел пасхалку!

Я лечу вниз. Лист отвалился.

Открывай, — говорю я.

Но она твоя!

Я дарю ее тебе.

Мне немного жаль отдавать ей редкую находку, но мне хочется выставить себя в лучшем свете.

Она открывает. Там бонус — способность летать в отсутствие боевых условий. Эта шутка стоит больших денег. Я улыбаюсь.

Вот это круто! — Мона, громко смеясь, резко взмывает в небо и, вращаясь вокруг своей оси, летит, пока не исчезает в облаке.

* * *

Я решил рискнуть. Я оставил ей послание у нее дома: свой реальный номер с просьбой позвонить мне. Если хозяин Моны пожалуется, то меня забанят навсегда.

Что же, подумал я, а и пускай! В игре я большого прогресса так и не достиг, уже годами держусь где-то на среднем уровне. Да, временами очень интересно, есть большие возможности, каких нет в реальном мире, и все такое, но, если честно, немного надоело. Иногда хочется сыграть во что-нибудь старое, доброе и пиксельное, а не в это вот все, с бесконечной имитацией, претензией на правдоподобие, нереальной сложностью и отсутствием нормальных сохранений.

В общем, я решил не расстраиваться, если что. В конце концов, дождусь «Дарвина».

Весь день я ждал звонка, лежа на диване. Ничего не делал, смотрел какой-то сериал, что-то читал, ходил по комнатам, ел. Владелец Моны мог вообще не позвонить, а мог позвонить и через год. И все же я ждал чего-то, охваченный смутным предчувствием.

И в самом деле, она позвонила.

Привет! Это Мона.

Привет! Тебя так и зовут — Мона?!

Нет, Лиза. А тебя?

Лев.

Она смеется в трубку. Я тоже смеюсь.

Я с тобой встречался в парке или ты была в режиме бота?

Разве это имеет значение? — Она опять смеется. — Но теперь точно я.

Давай встретимся? В реале?

Я не уверена, что это хорошая мысль… Пока.

* * *

Девяносто девять процентов персонажей — в режиме бота. И большинство из них — покинутые насовсем. Кто-то когда-то начал играть, а потом забросил. Не пошло́, или надоело, или отвлекся на другое и забыл на годы. Можно удалить своего персонажа, но зачем? Он там живет, гриндит потихоньку, виртуальные денежки капают. Конечно, есть шанс, что со временем с персонажем произойдет какая-то неприятность. Скажем, он случайно ввяжется в бандитскую разборку, на него набредут зомби или упадет метеорит. Но это все маловероятно. Да, можно потерять все, что ты нагриндил, но в режиме бота накопленного никогда не бывает слишком много.

Хотя исключения случаются. Все слышали байку про одного геймера, который забросил игру на десять лет. Сюжет такой. Он стал бездомным и скитался по улицам. Как-то один добрый человек, видя, что тот страдает от голода и холода, отвел его в кафе. А там транслировали игру, и бродяга сказал, что вот и он когда-то играл! «Да ну? — спрашивает его спаситель. — Покажи!» «Да давно было, — отвечает, — уж не помню логин и пароль, да и телефона у меня много лет как нет». Ну общими усилиями аккаунт восстановили. И видят: а персонаж его султан в одной стране, богатейший человек с огромным гаремом.

Что там дальше было, неважно, история со счастливым концом. И насколько достоверна эта история, неизвестно. Но важно, что чисто теоретически такое возможно, хотя и крайне маловероятно. Это математическая статистика — могут совпасть такие условия, что в режиме бота начнется сильный последовательный рост.

* * *

Второй раз мы встретились в том же парке. Сели на лавочку под развесистым дубом.

Технологии сейчас уже не те, что были в моем детстве. Я могу взять лупу и не увижу ни одного пикселя на скамейке. Только текстуру дерева, краску. Да, текстура будет воспроизводиться с некоторой периодичностью, но это и не сразу заметишь! Говорят, в «Китайской стене» пикселей уже и под микроскопом не видно. Когда пиксель будет иметь планковскую длину, виртуальный мир станет неотличимым от реального.

Дует ветер, от кафе веет пирожками, пролетают пчелы, сквозь крону пробиваются лучи солнца и играют перед нами на асфальте.

Я беру ее за руку. Она не отнимает. Сердце мое бьется, я взволнован, хотя это и смешно — все же не по-настоящему. Лео в это время думает: «Я сделал это!» Он понятия не имеет, что не он это сделал, а я. Но он тоже взволнован — в том смысле, что его программа начинает симулировать романтическое напряжение.

Кстати, скажи, пожалуйста, — спрашиваю я, — а что такое квантованный суп?

Какой квантовый суп? — улыбается она.

Ну ты мне сказала, когда я тебе позвонил в первый раз, что у тебя мама, массаж, а потом «квантованный суп».

Нет, я этого не говорила…

Нет, ты это сказала.

Она задумывается — надолго. Так бывает в режиме бота, когда сталкиваешься с нестандартной задачей. Программе сложно найти ответы на вопросы, которые кажутся бессмысленными.

Ладно, — говорю я, — неважно! Пошли кофе попьем.

Нет, подожди. Кажется, я что-то такое помню… Что-то такое, как будто во сне…

Что?

Я не знаю! — Она смотрит на меня, и глаза ее наполняются слезами.

Потом вдруг кричит:

Пришельцы! Пришельцы! — и бросается на землю.

Но небо ясное, никого нет. Люди идут по парку, спокойно обходя ее, пока она дрожит на асфальте, чуть смещаясь по часовой стрелке и закрыв голову руками.

Такое в игре случается, без багов не обходится ни один сложный мир.

* * *

Я позвонил Моне. То есть Лизе, настоящей Моне. Дозвонился не сразу.

Привет.

Ты меня кинула. Ты была в режиме бота.

Это не так!

Так! Тебя переклинило в конце нашего свидания, если это можно назвать свиданием.

В смысле?

Так ты даже не просматривала?!

Она молчит, видимо, соображая, что сказать.

Слушай, Лео, извини. Я была очень занята. У меня были дела, у меня…

Какие дела? — перебиваю я. — Квантованный суп?

Что?

Чего — что?

Ты о чем?

Нет, это ты о чем?! Тебя переклинило после вопроса про этот суп!

Я вообще не понимаю, о чем ты говоришь… Бред какой-то…

Она опять замолкает, я что-то ей объясняю, потом вдруг взрывается:

Отвяжись от меня, придурок, и никогда больше не звони!

И отключается.

* * *

Слушай, Марк, а ты знаешь, что такое квантованный суп?

Понятия не имею.

Он возится с машиной. Я пришел к нему в мастерскую.

У тебя эти слова не вызывают никакого волнения? Ничего такого?

А должны? У тебя вызывают?

У меня — нет… Но просто…

Я рассказываю ему про Мону. Я не вижу его за поднятым капотом, даже непонятно, слушает он или нет.

Вот такие дела, Марк! — завершаю я свое повествование.

Он молчит. Потом говорит:

У тебя там не валяется рулевая рейка? Не могу найти.

Я смотрю по сторонам, вокруг много чего валяется.

Ты не думаешь вернуться в игру? — спрашиваю я. — Там тебя не хватает.

Нет.

Почему?

Потому что, когда играешь там, здесь ты находишься в режиме бота.

В смысле?

В один прекрасный момент я понял, что наиграл около ста тысяч часов. То есть полжизни провел там.

Ну так, вообще-то, почти все человечество живет, — возражаю я. — Люди вон сидят в офисах за компьютерами каждый день с утра до вечера. Это что, лучше? А игра — развлечение, возможность прожить другую жизнь!

Да, ты прав. Только это не настоящая жизнь. И в офисе, заметь, я не сижу.

* * *

Я снова забросил игру. Но не сразу. Настоящая Мона больше не отвечает мне, а виртуальная — в режиме бота, это очевидно. Я встретился с ней пару раз в игре, мы сходили в кафе, и она даже пригласила меня в гости, что в режиме бота случается довольно редко. Но бот есть бот. Виртуальный мир еще очень далек от совершенства. Вроде бы все нормально, и искусственный интеллект ведет себя как надо, но не совсем так. Как ни странно, в реальной жизни больше забагованности, больше неувязок, нелепости и абсурда — и именно это придает происходящему реализм. В игре же все слишком рационально и предсказуемо. ИИ всегда логичен. Но не могу сказать, что мне это не нравится, просто такое вот отличие, как будто наша реальность недоработана или, наоборот, слишком уж хорошо проработана.

Но забросил я не поэтому. А по другой причине. Чего я добился в игре? Да, какой-то прогресс есть, ограбил кучу пенсионеров, нагриндил на новый дом и машину, получил признание в сфере романтических отношений (это особая игровая механика, долго объяснять). И что? Несмотря на это, я практически неотличим от бота. Для стороннего игрока очень сложно понять без дополнительной информации, кто я — персонаж живого геймера или нахожусь под управлением искусственного интеллекта. И таких в игре девяносто девять целых и девяносто девять сотых процента. Будь персонаж кинозвездой, премьер-министром, или известным на весь мир художником, или даже основателем религии, может легко оказаться так, что это программный модуль.

В «Толстом» есть один такой духовный учитель, у которого десятки миллионов реальных последователей. Несколько лет назад создатели игры раскрыли, что он программа. Оттока адептов не произошло.

Про настоящих геймеров и говорить нечего: подавляющее большинство, даже если проводят все время в игре, ведут себя как настоящие боты.

* * *

Марк помог мне узнать, где живет Лиза. Я напился, приехал к ней ночью на тракторе, кричал под окнами, что люблю ее, а потом бросил бутылку в окно и разбил стекло. Потом голый стоял на коленях и пел: «Смотри, вот я весь перед тобой, какой есть!» Прибыла полиция, и меня забрали в отделение. Не знаю, чем бы все кончилось, но Лиза как-то уладила дело, и удалось обойтись штрафом. Она вывела меня из отделения, усадила на заднее сиденье своей машины и куда-то повезла. Я к тому моменту уже протрезвел, болела голова, но почему-то было весело.

Ты зачем все это натворил? — спросила она, не глядя на меня.

Хотел сделать что-то настоящее.

И как, удалось?

Конечно, нет. Такое, да и намного покруче, в игровом мире боты совершают каждый день. И сейчас, когда она задала этот вопрос, я вдруг подумал, что за всю свою жизнь, возможно, не сделал вообще ничего настоящего.

Ну так? — повторяет она вопрос. — Удалось?

Не уверен, — отвечаю я, — это зависит от того, куда ты меня везешь.

Высажу на пустыре, где какие-нибудь гопники тебя отделают. Надеюсь, после этого тот человек, если это вообще человек, который играет тобой, надолго забудет про игру и ты наконец от меня отстанешь.

Я хочу задать ей вопрос про квантованный суп, но вижу в зеркале ее улыбку и выбрасываю это из головы.