Родные места художницы Пличко

Родные места художницы Пличко

Родилась Елена 31 октября 1973 года в рабочей семье в районном центре Парабель на севере Томской области.

Село растянулось по крутому яру маленькой речушки Материчной, с которого открыва­ется взору бескрайнее пространство пойменных лугов. Вдали, у самого горизонта, поблёс­кивая на солнце, несёт свои воды река Обь. До областного центра полтысячи километров. Летом до него по Оби на теплоходе за двое суток можно было добраться, а зимой – только самолётом за два часа долететь.

Елена росла не по годам серьёзной девочкой: успевала в учёбе, свободное время отдавала спорту, посещая различные секции. На район­ных состязаниях по лыжам и многоборью награждалась чемпионскими титулами. В десятом классе стала пробовать свои силы в изобразительном искусстве, посещая художественную студию Дома детского творчества.

Несмотря на то, что Лена Пличко занималась в художественной студии, её решение после окончания школы выбрать путь, связанный с искусством, было неожиданным как для семьи, так и для неё самой.

В начале 90-х Елена успешно сдаёт экзаме­ны и поступает в Кемеровское художествен­ное училище, потом работает в Доме детского творчества села Парабель, руководит художест­венной студией.

В 1994 году поступает в Свердловское ху­дожественное училище им. И. Д. Шадра. Для Елены годы учёбы в этом училище – счаст­ливая пора в её жизни. Всё было ново и не­обычно: художественная среда, новые зна­комства, серьёзное отношение к искусству.

Система преподавания в училище давала про­чную академическую базу. Неизгладимое впечатление оставлял ежегодный летний пленэр в окрестностях Екатеринбурга. Учителя делились секретами, помогали оттачивать профес­сиональное мастерство.

С благодарностью Елена вспоминает руководителя курса рисунка Николая Николаевича Мооса, в мастерскую к которому стремились попасть многие студенты, а также Сергея Дмит­риевича Насташенко, преподавателя живописи. Всего один курс, четвёртый, занималась она под его руководством, и её палитра высветилась, краски зажглись и засверкали, мазок стал подвижным и лёгким.

После окончания училища Елена продолжает учёбу в Архитектурно- художествен­ной академии г. Екатеринбурга. В то время кафедру монументально-декоративного ис­кусства возглавляла добрейшая, внимательная и отзывчивая Нина Павловна Чувардина, кандидат архитектуры, профессор. Занятия на факультете кардинально изменили профессиональную ориентацию Елены. С первого курса она занимается скульптурой. Лепка увлекла её. Через год она по­падает в мастерскую замечательного педагога и человека, заслуженного художника России, профессора скульптуры Юрия Викторовича Крылова. Елена и по сей день работает с ним в соавторстве над большими монумен­тальными проектами, воплощая их в жизнь.

Студенческие работы говорят о большом упорстве, с которым Лена осваивает ремесло живописца, рисовальщика. Она предельно внимательна к натуре, не допускает никакой приблизительности в цвете и тоне.

Яркий пример – дипломная работа «Красный дом» (2000 г.). В картине изображено старинное кир­пичное здание с элементами классической архитектуры, стоящее на фоне бурного неба с низким горизонтом. Головокружительный ракурс усиливает романтический образ двухэтажного дома, который в гордом одиночест­ве противостоит всеразрушающему времени. Мазки кисти уверенно и энергично ложатся один за другим на полотно, создавая неповторимую симфонию красок. Драматизм сюжета смягчён игрой света, воздуха, пронизанного лучами солнца, прорвавшегося сквозь тучи.

Художница в жизни немногословна, сдержанна, при полном отсутствии самоподачи скромна до аскетизма. И в живописи она так же лаконична.

В родных краях Елена Пличко пишет Нарым исторический, людей земли Парабельской, окрестности своей малой родины, продолжает учиться распоз­навать законы природы. Художница искренне влюблена в разнообразие и богатство форм мира природы. В пейзажах, в изображениях деревянной архитектуры XIX века Нарыма она верно пере­даёт историческое своеобразие нарымского края. Этюды написаны широко, размашисто, воздушные планы в них легки и ясны.

Елена с детства хранит тёплые чувства к род­ным местам, поэтому эмоционально приподня­ты её пейзажи окрестных деревень Парабели: Сухушино, Заозеро, Перемитино, Нестерово.

В Парабельской галерее собраны портреты зем­ляков, которые создали славу району своими до­стижениями в трудовой, интеллектуальной и худо­жественной деятельности. Наряду с художниками Г. М. Ламановым, Г. Н. Завьяловым, В. М. Гранки­ным внесла свою лепту в создание портретной галереи и Елена Пличко.

Обладая удивительным трудолюбием и завидной работоспособностью, Елена много вре­мени уделяет рисунку с натуры. В собрании картинной галереи широко представлена графика Е. Пличко: от наброска с натуры, сделанного впервые на уроке изобразительного искусства в шестом классе, до работ, созданных в свободном творчестве.

Кажется, совсем недавно Елена Пличко училась рисовать в школе, в студии, в училище, в академии; делала первые самостоятельные шаги в искусстве. Сейчас она – член Союза художников России, состоявшийся художник на пороге новых достижений.

 

Александр ДАЩЕНКО,

директор Парабельской картинной галереи,

член Союза художников России.