Роман Игоря Англера «Операция «ДИ-СТРОФИК»»

Роман Игоря Англера «Операция «ДИ-СТРОФИК»»

Роман Игоря Англера «Операция "ДИ-СТРОФИК"» — интригующее, занимательное, напряженное повествование. В центре романа — специальное расследование трагической гибели принцессы Дианы и ее жениха Доди аль-Файеда, проводимое под кодовым названием «Операция Паджет», инициированное королевским семейством Виндзоров под прессингом общественности. Ключевой вопрос: кто виноват в трагедии? — задается прямо; он красной нитью проходит через все произведение, заставляя искать ответ, который, казалось бы, напрашивается сам.

В 2021 году в журнале «Аврора»1 публиковались 1–4 главы романа. Пропустив 5-ю главу с большим массивом протокольных данных расследования, познакомим читателей с главой 6, рассказывающей о чаепитии-совещании с обсуждением «Операции Паджет» в Букингемском дворце, с участием королевы Елизаветы II, принца Филиппа и представителей Скотленд-Ярда. Автор так достоверно описал это сборище, с такими бытовыми деталями и такой тонкой, еле уловимой иронией, что кажется, будто он присутствовал на том собрании, и чай ему собственноручно наливала венценосная особа.

Таков весь роман: авантюрный, ироничный, серьезный, трагичный, неспешный и в то же время стремительный, — иначе говоря, выдержанный в добрых традициях английской литературы. По стилю Игорь Англер больше всего напоминает Фредерика Форсайта — бывшего британского агента, писавшего очень реалистично и достоверно, в сдержанной аристократичной манере, и куда больше ценящего нон-фикшн, нежели художественный вымысел. Все герои Англера — и отставной глава Скотленд-Ярда сэр Джон Стивенс, и бывший британский разведчик Ричард Томлинсон, и русский журналист Олег Пикалев — живые и выпуклые персонажи. Поймала себя на том, что уже мысленно подбирала актеров на эти роли (ведь экранизируют же когда-нибудь).

История любви принцессы Дианы и сына египетского миллиардера Мохаммеда аль-Файеда, кинопродюсера Доди, оказалась в эпицентре сплетен как в Великобритании, так и во всем цивилизованном мире, а знаменитые любовники после гибели стали символами трагической любви и монаршего возмездия. Все, хоть сколь-нибудь интересовавшиеся историей любви и смерти Дианы, слышали о признании восьмидесятилетнего бывшего британского спецслужбиста, заявившего, что это он якобы совершил заказное убийство. Но далеко не все так просто и ясно в этой истории — «Операция "ДИ-СТРОФИК"» тому подтверждение.

Собиралась ли Диана замуж за аль-Файеда? Существовало ли кольцо, подаренное ей Доди, «засвеченное» кем-то из доверенных лиц принцессы и оказавшееся для монаршей семьи предвестником неравного брака? Была ли Диана беременна на момент смерти? Зачем ей нужен был Доди аль-Файед, почему именно он стал избранником английской аристократки? И, наконец, по чьему прямому заказу произошло убийство — ведь случайной эта трагедия явно не была? По мере того, как повествование закручивается, читатель все больше погружается в мир интриг и тайн британского королевского дворца, во внутренний мир простодушной и страстной «народной любимицы» Дианы Спенсер. Что это — результат тщательного изучения архивных материалов (в том числе засекреченных) или писательский вымысел? Автор безусловно владеет темой и проделал большую исследовательскую работу.

Королева Елизавета II в романе говорит (и мы верим в достоверность реплики): «Есть силы, о которых мы ничего не знаем». «И, вероятно, никогда не узнаем», — заканчивает повествование Игорь Англер.

Буду ждать выхода книги и с интересом следить за ее творческой судьбой — а читателям пожелаю увлекательного чтения. Продолжение следует!

1 Журнал «Аврора» №3/2021.