Сад имени любви
Сад имени любви
С посвящением указанным и не указанным в подборке собеседникам
Ветхому фонду Нижнего Новгорода
в соавторстве с Арсением Тарковским
На улице, молчу на перекрёстке.
Пусть дух не вечен, как и век не вечен,
Пусть с виду ветошь в тлеющих обносках, –
Я старожила, здешняя предтеча.
Весь день прохожие туда-сюда снуют,
Которым я могла бы дать приют.
Мой путь, похоже, близится к закланию,
Сквозь тление предчувствую попрание:
Мне страшно, что меня переберут
И до хребта переиначат, переврут,
Снесут в небытие без отпевания.
Жизнь без жильцов –
Кошмарный долгий сон,
Никто не слышит, как в нутре пустом
Рождается гнилой предсмертный стон –
Живите в доме – и не рухнет дом!
Разруха и неотвратимый крах
Преобразятся в любящих руках.
Живите в доме – и не рухнет дом,
Живите в доме. И не рухнет дом.
Дмитрию Кузнецову
Я говорила матушке трясине,
Что за собой тебя не потяну,
Но ты тонул, нырял в свою вину,
Ходил по тропам стопами босыми,
Не зная, чем придётся расплатиться.
Болото памяти разъело сны и лица,
Пиявцы под лопатками дрожат,
В глазах изба из сказок полыхает.
Ты иноземец, еретик, чужак,
Я утопаю в том, что я плохая,
И мироточит тьма из-под ножа.
Алине Гребешковой
По-чаячьи откликнется – своя!
Перебираю строчки Гребешковой,
Подумаю, потом пойду по новой,
Как в тамбуре – курить, смотреть, стоять,
Не в силах окончательно понять,
Не в силах победить условность слова.
Так в поезде – закат промчался мимо,
Запомнился слепящим и незримым,
Давно уже и след его простыл.
А ты стоишь, глотаешь вязкий дым,
Отмеченный, как чистый лист, красивым,
но беспощадным почерком с нажимом.
Отмеченный и восхищённый им.
Маргарите Дородновой
Сидим так давно, что уже не спешим,
Я двери и окна открою без спроса,
Пока увязают бездвижно колёса,
Не в силах свой путь наконец завершить.
Так я ухожу, не касаясь машин
И их пассажиров, застывших напрасно
Без шанса уйти и сменить направленье
От пункта «рожденья» до точки «истленья».
По воздуху горькому тенью атласной
Скользить, ощущая, что время подвластно
Движенью.
Евгению Мартынову (ученику, адресату)
и Марине Кулаковой (наставнице)
Но я давно, давно тебя листаю,
смешной корявый почерк (как и мой)
казалось бы – иди, как по прямой,
как от вокзала в нежное «домой»,
казалось бы, – система-то простая.
Открой тетрадь и задержи свой взгляд,
Читай с конца, читай не всё подряд,
Читай и не пытайся увильнуть!
Но взгляд скользит, не понимая слова,
Листаю, перелистываю снова,
Вожу по скану лезвием курсора,
И снова не улавливаю суть.
О, мне бы спать, а не в бреду уснуть!
Деревья голые (во мне клокочет ужас),
Застывшие лишь за секунду «до».
Я просыпаюсь с тяжестью, с трудом,
Встаю и с тем, что есть, иду наружу.
Ношу с собой авоську, в ней зарядка,
Твоя тетрадка. Рядом ты незримо,
Весь путь со мной, – но почему-то мимо,
В другую сторону. Бесперебойно кратко,
Как наспех сделанный на плёнку фотоснимок.
И под стопой мощёная дорога
Приобретает форму. Форму слога.
Я (как могу) фиксирую свой путь,
Доподлинно не понимая суть,
Но до остатка доверяясь Богу.
Ты пишешь мне, и я сажусь ответить,
Вылавливая неводы и сети
Из твоего разлива языка,
Считаю рыбок, но не разбираю,
Не дожидаясь просьбы, – отпускаю
И не желаю ничего пока.
Я возвращаюсь к своему корыту,
Которое практически разбито
И мной надёжно ото всех сокрыто.
Смотрю в него. Спокойны облака,
Гонимые гиперборейским эхом.
Я заедаю голод нервным смехом,
И шлю поклон тебе издалека.
Сергею Михееву
Соорудила коробочку для печали,
Ты не поверил, смеясь пожимал плечами,
Звенья звенели, как стайка чужих бокалов,
Ты говорил, и коробочка перестала
Существовать, и в какой-то момент общенья
Я опалила ресницы в огне смущенья.
Магия чревовещания, убеждения,
В чью-то чужую шкуру перерождение
Осуществилось, дурацкое заклинание,
Агнец небожий выходит на незаклание,
Голос дрожит,
Время бежит,
В коробочку кожа
Сложена.
Ожидание,
Приращение
Невозможного.
Я не сержусь и не ною, вполне оправилась,
Снова ношу всё в коробочке для печали,
Я всё равно никому без неё не нравилась
В самом начале.
Наталье Лужбиной
и Дмитрию Померанцеву
Мне нравится мой опыт бытия
И то, как отметаются шаблоны:
Покинут угол старые иконы,
Минуя теорему жития,
Минуя аксиомы и пространства,
Которые идут из головы.
Меня тошнит быть с опытом на «вы»,
И хочется преисполняться в пьянстве
И ничего вокруг не замечать,
Чтоб зеркала души, как алыча,
Которую сорвать и не смотреть,
Пока всё громче, громче, громче медь
Над ямою моей звучит, до дна
Вибрации мне посылая. Кости
Сложите. В саван их потом забросьте,
И с яблочек гнилых ворон прогнать
Не позабудьте, ибо на одре
Отнюдь не место вёдрам, только урнам.
И вам при ретроградности Сатурна
Полезно помнить, чем мой сон согрет:
Здесь и сейчас – движеньем разложенья.
Прозрение похоже на прожженье,
Но только так возможно видеть свет.
Любе Калининой (маме)
и Артёму Филатову (соавтору проекта «Сад им.»1)
Я доверяю тайную тоску
Твоим ладоням, твоему виску,
Твоим глазам до ужаса слепым
И волосам навечно не седым.
Я посвящаю сад – им.
Весь колумбарий, каждые стебелёк,
Меня наставит, выскажет упрёк,
Заговорит движением любым,
Заставит мир однажды снова быть живым.
В моих глазах сад – им.
В моих слезах вновь дым,
В моих слезах ад льдин,
Моим слезам немым,
Моим немёртвым родным, –
Я буду строить сад им.
Я буду строить сад нам.
Я буду строить свой храм,
Где можно быть молодым,
Не покидать головы,
Где ты пока ещё сам
Вверяешь жизнь небесам,
И не бываешь больным.
И не бываешь большим.
И как тебя не зови,
Ты не покинешь сад им.
Любви.
(Калинина Любовь Васильевна: посвящено растение: щучка дернистая)
11 Проект «Сад им.» – уникальный арт-объект, ботанический сад со звуковой инсталляцией на территории Нижегородского крематория.