«Слышать память места»

«Слышать память места»

Пётр Павлович Рещиков – известный живописец, график, почётный работник культуры Кузбасса. Более 10 лет возглавлял Новокузнецкое отделение Союза художников России. Его деятельность отмечена наградами Академии художеств и Союза художников России.

Родом из Новокузнецка (в то время Сталинска), он, как и многие его коллеги, в детские годы прошёл изостудию Дворца культуры алюминщиков, а затем – Ярославское художественное училище. Начало самостоятельной работы художника связано с преподавательской и оформительской деятельностью в различных организациях. Довольно поздно, в 36 лет, он стал участвовать в выставках. Хотя до этого произведения творчески плодотворного Рещикова успешно проходили отбор выставкомов и занимали своё место на городских, областных и региональных выставках.

Первое его участие в экспозициях датируется 1981 годом.


Юбилейная экспозиция Петра Павловича включает в себя более 40 живописных и графических работ, большая часть которых создана в последние пять лет. Выполнены они акварелью и маслом в любимом художником жанре пейзажа.

 

Евгения Попова, сотрудник музея, куратор выставки, отмечает:

Источник вдохновения для Петра Павловича – впечатление, полученное от встречи с природой. У художника особое зрение, особое поэтическое восприятие действительности, пропущенное через личное субъективное переживание: натура преображается, наполняясь внутренним содержанием,

На открытии экспозиции было отмечено и то, как умело художник «считывает» особенности и характер каждой местности. Как чутко и пристально вглядывается Пётр Павлович в окружающий его мир, находя особенные мотивы в будничных вещах и вечных красотах родной земли. При этом к каждой теме он подходит по-разному, используя всё богатство выразительных художественных средств.

Искусствоведы, писавшие о работах Рещикова (Лариса Данилова, Татьяна Высоцкая, Валентина Панжинская-Откидач), подчёркивали, что в его пейзажах всегда присутствует человек и «чаще всего не прямо, а опосредованно». То есть художник только тогда вдохновляется на написание картины, когда в ней существует взаимодействие человека и природы. А природа для Рещикова – «лицо одухотворённое», со своим дыханием, своим настроением. И его пейзажи – воплощение духовного родства природы и человека.

Свой «голос» в произведениях Рещикова обрели Новокузнецк, Тобольск, Алтай, Хакасия, Крым, Байкал. Работы художника декоративны и звучны по колориту. Фактурным мазком написаны просторы Хакасии. Точен и чёток рисунок храмов и деревянных строений Тобольска. Южный берег Крыма и Байкал более сдержанны по колориту, они близки к реалистической трактовке пейзажа.

«В пейзажах Рещикова всегда живёт память далёких предков, которые жили в единении с природой, умели подчиняться её мудрости, её законам. Эмоциональное восприятие натуры художником, дарованное ему чувство слышать память места выводит его произведения на уровень философского суждения о мире», – писала когда-то о творчестве художника новокузнецкий искусствовед Валентина Панжинская-Откидач, ныне жительница Санкт-Петербурга.

Такое ощущение присутствует и в архитектурных пейзажах, и в деревенских мотивах, и в не раз запечатлённых уголках и двориках родного города. Пётр Павлович создал целую серию пейзажей Кузнецкого района, где он проводит большую часть своего времени и где находится его мастерская.

Ещё одна поэтическая характеристика работам художника, данная куратором экспозиции Евгенией Поповой:

Посетители, глядя на ряд произведений Рещикова, могут убедиться в том, что художник вписывает, буквально погружает в богатство природы прямоугольники типовых городских строений. Словно опоясывает, окружая старые дома города зеленью рощ и синевой небес. Строгую геометрию их двориков живописец способен смягчить изящной пластикой стволов тополей. Свои дворы Пётр Павлович наполняет жизнью – с их человеческой суетой, с деталями и нотками бытия жителей, создавая тем самым близкий образ родного города.

И неудивительно, что многие работы Петра Павловича проникнуты ностальгическим настроением. Это настроение присуще душевному строю художника, ведь он родился в Новокузнецке. И так же, как и многие горожане, был свидетелем бездумного разрушения исторической части Кузнецка. И, может быть, поэтому таким привлекательным стал для художника Тобольск, как заметила когда-то в одном из своих эссе о творчестве Петра Рещикова профессионал-искусствовед Лариса Георгиевна Данилова, заместитель директора по научной работе Новокузнецкого художественного музея, к сожалению ушедшая от нас:

«Старые улочки Тобольска с покосившимися бревенчатыми домами, множество белоснежных храмов хранят историю одного из старейших городов Сибири. Прозрачный, пронизанный светом северный воздух придаёт сияние белостенным церквям и наполняет одухотворённым теплом потемневшие от времени деревянные постройки»…

История и родословная наших сибирских городов по-прежнему волнует юбиляра, и потому, как заявили сотрудники музея, знакомство с работами Петра Павловича Рещикова – это возможность увидеть разные уголки нашей страны внимательными, чуткими и влюблёнными глазами художника.

 

Пётр Рещиков. «Здесь был Достоевский…» Холст, масло.

Анастасия Зяблицкая.

 

(Газета «Новокузнецк»,

10 декабря 2020 г.)

 

Автор фото: Мария Коряга.