Смотри, читай — и покупай…
Смотри, читай — и покупай…
Поэтическое слово обладает необычайной энергетикой. Сказанное в рифму порой в десятки и сотни раз усиливает смысл произнесённого прозаически. Неслучайно многие лозунги и призывы облекают в стихотворную форму для их максимально доходчивого звучания и запоминания. Этим не без успеха пользуются специалисты, занимающиеся рекламой. Они не стесняются привлекать поэтов в дело продвижения на рынке товаров и услуг. Классический пример – слоган Маяковского «Нигде кроме как в Моссельпроме!». Он же писал: «Мы знаем прекрасно силу агитации… Ни одно, даже самое верное дело, не двигается без рекламы». Однако отношение поэтов к рекламе двойственное: с одной стороны, это неплохой заработок, с другой – в некоторой степени профанация поэзии. Тот же Маяковский, создавший немало эффектных стихотворных реклам, не удержался, чтобы не спародировать основы жанра. Пьесу «Клоп» он начал серией рекламных стишков, не оставляющих сомнений в издевательском подтексте. К примеру:
А вот лучшие республиканские селёдки,
Незаменимы к блинам и водке.
Ничего нет удивительного в том, что сатирики иной раз облекали свои произведения в форму реклам, а пародисты многослойно увязывали пародии в смысловые, стилистические и тематические пародийные узлы. Причём предметом рекламирования оказывались и товары, и услуги совершенно разнообразные по назначению и весьма далёкие от поэтической возвышенности. Конечно, жертвами персональных пародий в первую очередь становились поэты известные, с ярко выраженным индивидуальным, мгновенно узнаваемым почерком. Например Алексей Пьянов решился от имени Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной прорекламировать пиво.
СПАСИТЕЛЬНЫЙ НАПИТОК (Белла АХМАДУЛИНА)
Коль выбирать себе по сердцу влагу,
Я, не лукавя, возглашу одно:
Не пей ни водку, ни вино, ни брагу,
Благослови ячменное зерно!
Оно – услада оку и гортани.
Не зря вещает древняя молва:
Любезен сердцу сам процесс глотанья,
Который суть – явленье естества.
Мой мальчик, ритуал верша степенный,
Высокой правдой щедро осиян,
Вздымай в застолье шумном кубок пенный;
В напитке сём – спасенье россиян!
ДИАЛЕКТИКА (Евгений ЕВТУШЕНКО)
Когда-то молодым пил часто виски я –
Шотландское, голландское, английское.
Потом на время, в общем-то короткое,
Оставив виски, перешёл на водку я.
Пил чачу, граппу, пил сакэ и пульку
В Тбилиси, Гонолулу, Акапулько.
Потом увлёкся я напитком панским,
И часто душу отводил шампанским…
Давно умчалась молодость игривая,
Уж много лет, как перешёл на пиво я.
Активен, бодр, упорен и здоров
И, как бывало, не ломаю дров.
В противовес опьяняющему напитку Матвей Медведев привлёк популярных поэтов к рекламе безобидных фруктовых соков.
Белла АХМАДУЛИНА
Сосуд прозрачен – ибо из стекла!
Но мне важней не форма – содержанье.
Я знаю – некто проявил дерзанье,
Дабы я жажду утолить могла.
И я глотаю сок как таковой,
Вишнёвый, виноградный иль томатный
И восхищаюсь влагой благодатной
Разбавленной струёй воды живой.
Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Девочка с глазами богини,
Девочка, лежащая на пляже,
Не вас ли я видел в бикини,
Распятую,
как на плахе?
Вы тоже страдали от жажды,
Хоть были у океана,
Но только
все ваши шашни
От жизни
такой
окаянной.
Вы «Рислинг»,
вы «Старку» просите,
Вы рюмку
берёте в ручки,
А я говорю вам:
– Бросьте!
Свои голливудские штучки!
Жизнь
не даётся дважды,
И вам она выйдет боком.
Уж если у вас жажда –
Утоляйте её соком.
Трудно сказать, что оказалось главным в приведенных пародиях: то ли воспевание популярных напитков, то ли второстепенные, но немаловажные детали (намёки на похмелье и пьянство, на разбавление напитков водой, на критику «светской» жизни…). Пожалуй, всё же основным в них было попадание в стиль и темы известных авторов.
Приведённая пародийная реклама пива и соков прозвучала лет 50 назад, а вот ещё ранее – в 30-е годы – классик советской пародии Александр Архангельский призывал население (естественно, пародийно) употреблять в пищу хорошо знакомую простоквашу и прежде малодоступные народу лимоны.
Семён КИРСАНОВ
Простокваша
просто
прелесть.
Простокваше
песни
пелись.
Просто
ква
просто
ша
для же
лудка
хоро
ша.
Александр ЖАРОВ
Их жрали князья и бароны.
Но мы им сказали: нельзя!
Лимоны!
Лимоны!
Лимоны!
Мы сами съедаем, друзья.
Естественно, не только пищевые продукты рекламировались в пародиях. К примеру, попала в пародии и реклама моющих средств. Неизвестный пародист 30-х годов обратил внимание на новое на тот момент моющее средство «Стироль-инозит»:
Демьян БЕДНЫЙ
Мистеру Чемберлену –
Мёд вместо хрену…
. . . . .
Даже такого, как вы, паразита
Отмоют с помощью
«Стироль-инозита»…
Илья СЕЛЬВИНСКИЙ
И когда города разорвутся в плакатах,
И от стирки бельё просквозит,
Загоню я свой смокинг
и коробку перчаток
и айда покупать «Стироль-инозит»…
Кроме реальных продуктов пародийно рекламировались и самые неожиданные услуги: например, пародисты не смогли равнодушно пройти мимо финансовых инициатив советского правительства. Близко к сердцу они восприняли возникновение внутренних государственных займов (ныне печально знаменитых): ведь речь тогда шла об индустриализации промышленности и процветании страны. Не сбрасывалась со счетов и возможность денежных выигрышей по результатам тиражей погашения займов. Неизвестный автор представил свою пародию как неопубликованный вариант «Евгения Онегина» (ХХХII строфа, 1 гл.):
Дианы грудь и взор печальный
Приятны, милые друзья;
Но всё ж заём индустриальный
Приятней чем-то для меня.
И он, пророчествуя взгляду
Неоценённую награду,
Влечёт строительной красой
Желаний своевольный рой.
Уже предчувствуя заранее,
Что мной любимая страна
Подымится стройна, сильна, –
Люблю его носить в кармане
И думать, милые друзья:
– Быть может, выиграю я.
Надо учесть, что покупка облигаций не была делом добровольным и массовая подписка на заём проходила под немалым политическим давлением. Чтобы придать рекламе более весомое и убедительное звучание для её нужд были задействованы произведения бесспорных классиков (как в случае с Пушкиным). Однако некоторым пародистам было неловко ставить свои подписи под слишком уж пропагандистскими призывами, и их пародии публиковались анонимно, как это случилось в журнале «Ревизор» в 1929 году:
Михаил ЛЕРМОНТОВ
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы,
Все уж подписались…
Подпишись и ты!
Николай НЕКРАСОВ
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг?
Это милый вдали показался,
Что он держит в кармане своём?
Неужели уже догадался
Подписаться на третий заём?!
Энтузиазм обывателей пытались подогреть знакомыми стихотворными мелодиями известных авторов, как это сделал Антик Тарарам от лица Михаила Светлова:
О чём ты мечтаешь,
Приятель хохол?
О займе сегодня
В газете прочёл.
И вот размечтался,
Хочу поскорей
Купить облигаций
На сотню рублей.
И новую песню
Мы с другом поём
О том, что расходится
Быстро заём.
Мы шпору даём,
Мы коней горячим,
К ближайшей сберкассе
Скорее летим.
Случалась, однако, и ложка дёгтя в этой хоть и пародийной, но патриотической пропаганде. Почти зримо ощущается кислая (если не сказать горестная) гримаса Осипа Мандельштама в пародийной миниатюре неизвестного автора:
Облигаций шелест очень зыбкий
Ощущал в бумажнике своём.
– Гос-поди, – сказал я по ошибке –
А хотел промолвить – Гос-заём.
Но если Мандельштам в пародии хоть и с неохотой, но приобретал облигации, то Маяковский, цинично призывая к подписке на заём, сам предпочёл от неё уклониться. (Пародист, скрывшийся за подписью Г. Ш-в, не пренебрёг правдой жизни!):
Скажем,
пятёрку
за сутки
выжали –
Рады сердешно:
никому
не должны;
А государство –
что оно,
рыжее?
Ему, небось,
тоже
деньги
нужны!
Слушай,
которые в дело
не вникли:
3 000
на улице
не валяются
зря!
Покупай облигации:
баба,
мужик ли!
А я
обойдусь уж,
собственно
говоря.
Нельзя обойти вниманием и язвительную пародию на рекламу фантастических «предметов» литературного обихода самих писателей. Александр Флит приложил немало выдумки для рекламного каталога «Универмага литературы». Например, книжно-канцелярский отдел предлагал писателям новинку «Вечный сюжет». Он представлял собой оригинальный набор испытанных и проверенных на зрителях ситуаций, ознакомившись с которыми даже неопытный писатель мог легко и быстро составлять и переиздавать любые драмы, комедии, романы и повести. А «Отдел полуфабрикатов» настойчиво рекламировал «сухой роман» в кубиках. Один кубик романа, растворённый в ведре воды, давал от пяти до восьми листов продукции, годной для ежемесячника типа «Нового мира».
Было бы однако ошибкой считать однозначной поддержку пародистами рекламного продвижения товаров и услуг. С разной степенью активности они выступали и против её агрессивного воздействия на публику. В романтические 60-е годы во времена борьбы с мещанством Никита Разговоров в пародии на Валентина Берестова противопоставил природу моде на приобретение мебели:
Мебель купили… и вам невдомёк,
Вы, вероятно, не думали даже:
Лучшая мебель – сосновый пенёк,
Лужицы – лучшие в мире трельяжи…
Оказывается, возможна и такая антиреклама.
Конечно, пародисты не бездумно освещали рекламные темы. В их произведениях можно найти многое: и марширование в ногу со временем, и индивидуалистические отклонения от центральной линии, и лукавую маскировку за спинами признанных авторитетов. В любом случае, главным в их пародиях оставались приметы времени (сейчас можно уже сказать – эпох) и внимание к творчеству популярных поэтов. Именно поэтому пародии эти остаются интересными и современному читателю. Будут ли столь же любопытны для будущих поколений явления сегодняшнего дня?