Стихи

Стихи

Ольга Хворост нашла свою нишу в пространстве современной поэзии. У неё своё видение и восприятие окружающего мира, в котором бытовые предметы живут человеческой жизнью, а люди живут по законам иронического, но незлобного взгляда автора, пристально и по-своему вглядывающемуся в их судьбы. Юмор у неё органичный и удивляющий своей необычностью.

 

Д. Ч.

 

ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ

 

Была среда. Застряв над Спасской башней,

Клубилась туча, дождь прижав к груди;

Обычный день, такой же как вчерашний,

Бессмысленно по городу бродил.

Сидел в пустом кафе за чашкой чая,

Зевал, курил, рассматривал гостей

И бесконечно длился, огорчаясь

Отсутствием хороших новостей,

Подслушивал чужие разговоры,

Людские тайны прятал в рукава,

Считал ворон, столбы и светофоры,

То хмурился, то что-то напевал.

Под вечер суетился бестолково,

Загадывал, считал до десяти,

Но не случилось ничего такого,

Чтоб появился повод не уйти.

 

 

РИСУЕШЬ

 

просыпаешься, открываешь глаза – темно,

соображаешь, сомневаешься, чешешь репу,

берёшь краски, распахиваешь окно

и рисуешь небо,

голубое-голубое, огромное, без границ,

смотришь и думаешь – какое ж оно пустое,

берёшь краски и в небе рисуешь птиц –

примерно штук сто, и

беспокоишься – вдруг замёрзнут, погибнут вдруг,

пытаешься их согреть – не удаётся,

берёшь жёлтую краску – рисуешь круг,

чтобы было солнце,

теперь – порядок, собираешься наконец,

спешишь, шапку – на голову, в ботинки – ноги,

открываешь дверь… а там ничего нет!

и ты рисуешь дорогу.

 

 

АБСУРДНОЕ

 

Куда-то по стене наискосок

тянулась ночь безумной канителью…

– Всё шастают и шастают за дверью! –

взглянув в себя, сказал дверной глазок.

– Как будто там – народная тропа, –

добавили ехидно половицы;

хотелось дверь открыть и убедиться,

но ключ от дома с вечера пропал.

Комод протяжно скрипнул и затих,

уставившись в разводы на обоях,

собачились ботинки меж собою

о том, кто шёл проворнее из них.

– Хоть надевай передник и кухарь,

чтоб для себя состряпать угощенье! –

от прочих не скрывая возмущенья,

бурчала мышь и трескала сухарь.

– Зззздесь всё не так, ззззздесь всё всегда не то, –

навязчиво жужжала сверху муха,

и с вешалки задумчиво и глухо

вздохнуло неожиданно пальто.

В тиши проскрежетал дверной замок –

ключ наконец-то найден был и вставлен…

прокралось солнце в щели между ставен

и сон, в подушку спрятавшись, замолк.

 

 

ЭМИГРАНТСКОЕ

 

Я иду по городу, он многолик и многоголос,

он течёт мне навстречу по нагретой солнцем брусчатке,

ныряет в глаза, пропитывает собой насквозь

и выливается на улицу через пятки.

Вот проскочил взъерошенный рыжеволосый шкет,

за ним – старушка на синем велосипеде,

остановилась и с интересом смотрит мне вслед…

а эта приятная пара – мои соседи.

Город пьянит и влюбляет, как молодое вино,

в бульвары, в соборы, в аистов на старых крышах,

«Gruezi!» – шепчу я ему по-швейцарски, но

он не понимает меня или пока не слышит.

И всё же я чувствую – он потихоньку во мне

осматривается и уже облюбовал себе угол;

я иду по городу, и с каждым шагом сильней

мы обживаем друг друга.

 

 

НА РОДИНУ

 

– Ветрюган за шторками так и свищет,

Гонится за поездом, как дурак…

А в деревне нашенской – красотища,

Зацвела черёмуха во дворах.

Клюква заневестилась у болотца,

Луг цветочный стелется за рекой;

Всё-то в вашем городе как придётся,

А у нас пригожество и покой,

Словно спишь у Господа на ладони!

Церковка намолена – благодать…

Внуки стали взрослыми. Баба Тоня

Ехала «на родину помирать».

 

 

КАТЯ

 

Катя приходит к бывшей свекрови,

Варит ей суп-пюре из моркови,

Моет полы, ругая коровой,

Выжившей из ума.

Та, демонстрируя свой характер,

Будто назло не встаёт с кровати,

Да и не помнит старуха Катю –

Полный в мозгах туман.

Видно, судьба у неё такая –

Думает Катя, тряпьё стирая;

Кличет свекровь то Витька, то Раю,

Просит найти кота…

Бабка чудит, а ей не до смеха –

Витька давно отсюда уехал

В Питер. Сперва говорил – до снега,

Так и остался там…

Катя привыкла и не в обиде,

Да и на кой ей сдался тот Питер.

– Ложку за Раю, ложку за Витю…

Что это на носу?

Ну, ты хотя б не вертела рожей,

Если решила обедать лёжа…

И осторожно ложка за ложкой

В бабку вливает суп.

 

 

ДНЁМ ОНА ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ…

 

днём она продолжает жить, ходит по-прежнему на работу, пишет релизы, сдаёт отчёты, делает графики, чертежи, вечером возвращается в дом… в сумерках с половины седьмого весь кошмар повторяется снова: старые стены грустят о нём… тапки хозяина ждут и кот… вот и она, приготовив что-то, ждёт возвращенья его с работы, глупо надеясь, что он придёт, пристально смотрит в провал окна, после чего поправляет штору, в сердце взрывается каждый шорох тахикардией, потом она бродит по комнатам, невзначай – автопилотом – включает чайник и, утопая в своём отчаянье, пьёт, обжигаясь, на кухне чай, верить пытаясь, что там аврал, срочная командировка в тундру, что телефон сломал / потерял и непременно вернётся утром, щурит заплаканные глаза и заставляет себя не думать…

 

не вспоминать о том, что он умер ровно неделю тому назад.

 

 

БАБУШКА

 

В жизнь его больную, суматошную,

Где, что умирать, что убивать,

Приходила женщина из прошлого

И бочком садилась на кровать.

Не забытый с детства запах ладана

Он вдыхал и жалобно ревел,

А она всё гладила и гладила

По его пропащей голове.

 

 

 

ПОСЛЕСКАЗОЧНОЕ

 

В гостиной у горящего камина

среди картин, часов и гобеленов

стояла сумасшедшая Мальвина,

кремируя полено за поленом.

Хотелось убивать и быть убитой,

раз не случилось вечно быть любимой;

то ненависть душила, то обида…

А тени, как в театре пантомимы

плясали джигу на бездушных стенах –

свидетелях ночного холокоста…

Всё было до обыденности просто,

безумно и смешно одновременно –

Мальвина навсегда прощалась с прошлым

и целовала каждое полено,

собой напоминавшее о нём,

чтоб тут же окрестить его огнём

в камине с расписными изразцами…

Те проливали горькую смолу

и, превращаясь в пепел и золу,

из пламени смотрели на неё

печальными сосновыми глазами.

 

 

МОРОК

 

– Знаешь, я парнем отчаянным был всегда.

Да и в русалок не верил, совсем, как ты…

Только случилась однажды со мной беда:

С другом сидели вот так же мы у воды;

Звёздное небо, над морем плывёт луна,

Он закурил, я на волны гляжу, и вдруг

Вижу: русалка качается на волнах –

От нереальности перехватило дух,

Взгляд её – точно над бездной водоворот,

Плавится воля в пожаре зелёных глаз –

Плачет, смеётся, куда-то с собой зовёт…

Глядь, а по морю дорожка ко мне легла..

Тут убежать бы, ослушаться, не посметь,

Только не сбросить дурмана её оков:

Я понимаю, что это – дорога в смерть,

А на душе почему-то легко-легко.

Море такое прозрачное – только тронь –

Кажется, что зазвенит на все голоса;

Вдруг опустилась луна на её ладонь

И звездопадом осыпались небеса.

Я начинаю от счастья сходить с ума…

Тут деревенский петух прокричал рассвет;

Морок прошёл, над водою исчез туман,

Я оглянулся на друга, а друга – нет…

 

 

ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ

 

Бабы твердят – дурак,

место таким в психушке,

хоть и не буйный, всё ж

лучше б свезла в район;

Воду Иван с утра

сам наливает в кружку

и на обоях дождь

кистью рисует он.

Мажет то вниз, то вверх –

стены пошли коростой…

выгнать пыталась дурь

(сыну неполных семь),

доктор сказал: – Поверь,

он не болеет, просто

мальчик твой, на беду,

ну… не такой, как все.

 

Бросив себя винить,

справилась постепенно –

если надежды нет,

то ничего не ждёшь;

бывший порой звонит:

– Как там Ванюшка, Лена?

Та лишь вздохнёт в ответ:

– Ваня рисует дождь!

 

 

СТИХИ ПРО МЭРИ И ЕЁ ТАКСУ

 

Долговязая Мэри в резиновых ботах

не любила часами сидеть у окна,

а напротив, любила в любую погоду

из Вест-Энда в Гайд Парк совершать променад.

 

С ней гуляла собака по имени Лакки,

длиннотелая, словно Вестминстерский мост;

там где зубы, там морда была у собаки,

а с другой стороны, соответственно, хвост.

 

Морда шла за хозяйкой дорогой знакомой

мимо пабов, кофеен и ярких витрин,

в это время и хвост выдвигался из дома,

чтобы тоже развеять прогулкою сплин.

 

Если морда по парку круги нарезала

и гоняла котов от угла до угла,

то, чем хвост занимался в районе вокзала,

даже Мэри представить себе не могла.

 

Погуляв, возвращалась домой вместе с мордой,

звонким лаем пугавшей окрестных собак,

и всегда им навстречу, любуясь природой,

чинно шествовал хвост, направлявшийся в парк.

 

Так, сквозь смог отмотав три английские мили

по брусчатке дорог и по мокрым кустам,

боты сняв наконец, Мэри морду кормила

и ждала возвращенья с прогулки хвоста.

 

Только хвост не давал ей забыться в релаксе –

в приключения попой влипал каждый раз…

так и жили хозяйка с породистой таксой,

что была самой длинной из лондонских такс.