Стихи

Стихи

РЯБИНА

Что стоишь, качаясь,

Тонкая рябина?..

Народная песня

 

Тонкоствольною рябиной

Ты воскрес у входа в дом,

Той, что к дубу перебраться

Не могла… (Ты пел о том.)

Пели мы с тобой дуэтом

О разлучнице-судьбе,

Обнявшись, не знав при этом,

Что пророчили себе,

Что рекой широкой станет

Смерть… Ты с нею обвенчаться

Поспешил, а мне осталось

«Век одной качаться…»

 

 

НА РАЗДОРОЖЬЕ

 

Ветки сухие орешника

тычут культями потешника

в окна пустые…

Как холостые

выстрелы ястреба

резких взглядов…

Вешних нарядов

обтрёпанный вид

грозно глядит

на то, что упало

и, как покрывало,

лежит у подножья…

На раздорожье

снова стою,

песню пою

о том, как рябина,

стоя у тына,

с дубом печальные,

смертью венчальные…

 

 

СТРАСТИ ПО ВЕНЕЦИИ

 

Иосифу Бродскому

 

Зной (как среди песков Сахары)

дыханьем разогретых тел

подогревался, и без пары,

не напрягаясь, буйно прел,

соединяя запах тленья,

морского бриза, пота псов,

испытывал домов терпенье

и обитателей дворцов.

По венам с жёлто-серой плазмой

в гондолах ёрзал сгоряча

и ниспадал слезой алмазной

со лба до самого плеча.

Я с ним сроднилась, будто с духом

венецианских мудрецов,

и на фасадах зорким оком

искала взгляды праотцов.

И силуэт в гробах каньонов

мелькал обломком миражей,

отбрасывая тень поклонов

из окон разных этажей.

Совсем не это время года

владело северным волхвом.

И уж совсем не та погода

роднит Венецию с «Петром».

Хотя и тот, и этот – камень,

но в обрамлении воды

закрылся плотным слоем ставень,

как в ожидании беды.

Столпотворенье Вавилона,

галдёж, как в пятничный базар,

А в небе облако-икона

лучилось, как из тьмы квазар.

Мосты, мосточки, гроздь фонтана –

у той, у этой ли воды

гулял поэт?.. У «Флориана» –

свой счёт избранников судьбы.

Брег Сан-Микеле – третий лишний

сей карнавальной суетни

в могильные забился ниши

под звук цикадной стрекотни.

Покойный остров в жизни прений

стоит вдали, особняком,

и спит на нём мой светлый гений

под солнцем высохшим цветком.

 

 

ОТЧИЙ ДОМ

 

Дом ещё живёт и дышит

ранним утром акварельным,

сном таинственным под крышей

и томлением пастельным.

Ещё бури и прибои

в нём бушуют, как и прежде,

только жёлтые обои,

как потёртые одежды,

только трещин паутина

расползлась по штукатурке,

и в пруду заросшем тина,

словно бархат на шкатулке.

Малахитовая зелень

обнимает дом снаружи,

зев оконный в нём побелен

отпечатком нежных кружев.

И пока в нём бьётся сердце

в ожиданье блудной дочки,

я сюда приду погреться

и плести из слов веночки.

 

 

ПРОВОДЫ ДНЯ

 

Вечер после бури оголтелой

нежной тишиною упивался,

на закате тенью пышнотелой,

розовым сиропом растекался…

Как эскадра кораблей на рейде,

отдыхали молы-баррикады –

отражать заморские набеги

нынче им не надо, хоть и рады

защищать «сородичей» глазастых,

что стоят у самой кромки моря.

(За окном сегодня день ненастный,

громыхают грозы, с небом споря.

Вспомнился мне день перед отъездом,

как его я в вечер проводила.)

Выпавший из облака с разрезом,

как яйцо большого крокодила –

солнечный желток упал на камни,

и глазунью вмиг слизали волны.

Закрывало небо на ночь ставни,

звёзд на волю выпуская сонмы…

 

 

ПАССАКАЛИЯ

 

Леониду Колганову  

Passacaglia della vita. «Homo fugit velut umbra»*

 

Не поедем с тобой в Италию

и в Венеции нам не бывать…

Я сегодня пишу пассакалию

и смотрю на пустую кровать,

на тобою обжитое кресло –

мне поэтом оставленный трон,

слышу ныне, во веки и присно

твой звучащий над ним баритон –

голос-гром из глубин подсознанья,

из утробы болот и песков,

из желанья, мычанья, стенанья

всех библейских племён и веков,

голос боли зубной и скрипучий,

словно ржавый усталый металл.

Билась в теле душа, как в падучей, –

ты в неё свои стрелы метал.

Все слова твои – царские фасцы,

символ власти над серостью тла

или душные сатисфакции –

след от розог на «мёртвых» телах.

Ярославною, плачущей скорбно,

отпеваю я душу твою.

Над судьбою волчицей утробно

нам ветра пассакалью поют.

 

* Человек исчезает как тень 

 

 

ВЕСНА

 

Прикрепила Весна цветы

на зелёной тунике куста.

Сочной краской Лады-красы*

дикой розы налились уста.

 

Ты, Весна моя, вечная песнь,

от рожденья до смерти – любовь.

Упадая в объятия сень,

в ней Тебе признаюсь вновь и вновь.

 

Обезлюдить Твои терема

и Твоё всем начало начал

обескровить не сможет Зима,

сколько б филин в ночи не кричал.

 

*Лада – богиня весны и любви в славянской мифологии.