Стихи

Стихи

МАРШ СТРОИТЕЛЕЙ

ЗАПСИБА

 

Мы – разные.

Мы прибыли сюда
будить тайгу

и рвать дремучий камень.

Мы ставим домны,
строим города, –
весь мир построен

нашими руками.

 

Ждут наш металл

и Запад, и Восток,

Ждет вся страна

от края и до края,

От северных морей

до гор Алтая, –

И будет плавка

в самый краткий срок!

 

Мы – разные.

Нам лица ветер жжет.

Но все-таки мечту не оставляем.

С бровей застывших

смахиваем лед

И знаем:

скоро домна запылает!

 

Мы – разные.

Нам всем необходим
немолчный гул

рабочего Запсиба

Мы выросли

и возмужали с ним.

Потомки скажут нам

свое спасибо.

 

Мы – люди,

Мы шагаем широко,
рождая новый день
своей планеты.

И над землей,

взлетая высоко,

Кузнецкой сталью
будут петь ракеты.

 

КОНЦЕРТ НА СТРОЙКЕ

 

Потрепанный Запсибовский автобус,

казалось, развалиться обещал,

но полз на гору, огибая глобус,

и шинами потертыми шуршал.

 

С разгона пролетая эстакаду,

он загудел призывно, торопясь.

Приехала концертная бригада

и осторожно вылезала в грязь.

 

Три-пять минут, и вот –

под знойным светом

сгорающего солнечного дня

тянулась к Принцу хрупкая Одетта,

стонал Паяц, судьбу свою кляня…

 

А юный принц – рыжеволосый, крепкий –

не мог найти волшебных нужных слов.

Он молча за спиною комкал кепку

и голову тянул поверх голов.

 

Концерт окончен. Небо звёздно, чисто.

Довольна публика – расходится, смеясь.

Монтажники, взяв на руки, артистов

к автобусу уносят через грязь.

 

* * *

За горы, за долы, за реки…

От рук, от домов… Почему?

Подумать – и в кои-то веки

На людях побыть самому.

 

За кружкой некрепкого чая

Заспорить о чьей-то судьбе.

Как вдруг убедиться,

что ты отвечаешь

совсем не соседу – себе.

 

* * *

Обычай русский – домосед –

Куражится, скребет копытом.

Читает правду из газет:

в себя впитает – станет бытом.

 

Процедит странное: «Де-ла-а-а…»

Мурлычет песенку негромко.

А как закусит удила –

куда летят твои постромки!..

Так повелось. Так было встарь.

Среди падений и величий

означено: обычай – царь

(читай обратно: царь – обычай).

 

Однако, что ни говори,

не все к нам беды из-за моря,

коль своенравные цари

с обычаем бывали в ссоре.

И – лоб об лоб! А зело прав

один из нас… Да где управа?

На норов – норов. Нрав – на нрав.

И все по правде – не по праву.

 

ИГРА

 

На черное поле,

на белое поле,

на новые страсти,

на новые боли,

сквозь чехарду

и змеиность успешки

шагают

пегие пешки…

 

Минуют измены –

начнутся размены.

Летят короли

кувырками – с арены.

А пегие пешки

(кому это странно?)

на той же арене

падут безымянно.

 

О, пегие пешки –

ни выслуг, ни пенсий!

На крошево мантий

ступаете с песней…

 

Изломанный фронт.

Поределые фланги.

И снова полощутся

Новые флаги.

На черное поле,

На белое поле…

Игра непрерывна.

А жертвы – тем более.

 

НОЧЬ. УЛИЦА…

 

Покуда всё в тиши не утонуло,

свет, шторами зажатый, полужив.

Спит улица

ногами – в переулок,

а голову на площадь положив.

И укрываясь драным одеялом

с пятнистым сгустком млечного хвоста,

ладонями вселенского менялы

полузажата влажная звезда…

 

Плакат на высоте о воздух тёрся,

прохожего стараясь подстеречь.

За стенами – расслабленные торсы

на страже белизны и тайны плеч.

Ночь отрешенно шествовала мимо,

огрызком месяца закрыта на запор.

Мигал-мигал-мигал неутомимо

зелено-красно-желтый светофор.

 

* * *

Такая ночь – замаливать грехи,

У самого себя просить прощенье…

Такая ночь!

Так истины легки…

И не нужны дневные ухищренья.

 

Как этой ночью истины легки!

Но день заявит о себе премудро…

Не надо! Не кричите, петухи!

Грех только в том, что наступило утро.

 

* * *

Как запечатанный конверт

таинственна земная твердь.

Хоть адрес стёрт,

но буквы есть.

И мы пытаемся прочесть.

 

И так, и сяк мы вертим,

читая на конверте.

 

To чётко, как отлитые,

то начисто размытые

хребты меж океанами

лежат значками странными.

Когда и кто,

в каком веку

пришёл к такому языку?

 

Таинственна земная твердь,

как запечатанный конверт.

Но вот уже в следах морщин

от гусениц, саней и шин

её лицо.

И что ни миг,

кибернетический язык,

непонимаемый сперва,

сейчас слагается в слова.

 

И мы до самой смерти –

всё дальше вглубь конверта.

 

ЭСТЕТИКА
 

Колонны подпирают небосвод.
В обломках – фрески солнечной Эллады…

Но древняя эстетика живет,

она досталась людям, как награда
за свет, который вырван у богов,
за мысль, что никогда не иссякала

в торжественной напевности слогов

и в мраморе, который обласкала.

 

Хоть варвары отыщутся всегда –

их мыслей темных темная работа
приходит на искусство как беда.

Они крадут со статуй позолоту
не в силах слабым разумом понять,

что главное не в этом ярком блеске.

Но где им необъятное объять?!
И топит их история без всплеска…

 

А мир все так же в красоту влюблен.

И просыпаясь с солнцем на рассвете,
эстетика сегодняшних времен
во весь размах шагает по планете.
Эпохой небывалых перемен

и песнями от края и до края

звенит по струнам всех земных антенн,

и в плен сердца людские забирает.

 

Смотрите, люди, красота кругом!

Она открыла двери в каждый дом
и светится на наших разных лицах.

Так пусть в лучах сегодняшнего дня

не раз она предстанет пред потомком

не кладбищем в останках от отцов,

не мертвенным, пугающим обломком,

а силой человеческих страстей,

призывами возвышенного чувства,

запечатленными трудом людей

в наследии великого искусства!

 

В МУЗЕЕ

 

Меж грановитых лестниц и опор,
Сработанных умельцем-человеком,

Я paзглядел зазубренный топор,
Положенный в музей двадцатым веком.

В ногах многоступенчатых ракет
Под слоем пыли – ржавое понятье –

В корявых струпьях мрачный силуэт,

С захватанной до блеска рукоятью.

 

Мне слышится: негромкий разговор
Заводят меж собою экспонаты.
Царь-колокол, кивая на топор,
Царь-пушке повествует виновато:

«Людская многорукая река

Нас вывела на стеллажи музея.

Мы рождены в различные века,
Но гляну в этот угол – и бледнею.

Едва коснись – моя литая медь

Зайдётся, сотрясая землю в гуде.

Но не пристало попусту звенеть
О том, что долго будут помнить люди.

Когда они ступают на порог,

Им никуда от прошлого не деться.

Как ощутима поступь многих ног,

И как мелко тогда его соседство…»

 

Я ухожу, минуя коридор.

Трепещется листва, с дождём играя…

Пусть он лежит в музее – царь-топор!

Я рад, что пыль с него не вытирают.

 

ДАВНЯЯ МЕЧТА

 

Щербатое, в наличнике, оконце.

Старинный мудрый лес. Свистит желна…

И жаркое распластанное солнце

выплёскивает на берег волна.

 

Мальчишка улыбается – вот диво! –

и блёстки ищет на сыром песке.

А взрослые бросаются с обрыва,

разбрызгивая солнце по реке.

 

Летят года, а мне не наглядеться

на речку ту, поросшую травой.

И всё хочу – большой мечтою детства –

когда-то прыгнуть в солнце головой.

 

ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ

 

Идёт последняя бравада.

Я нищ и гол.

Я сказочно богат.

Я все отдал – мне ничего не надо.

Пылись на полке, трепаный адат!

 

О, мудрые творцы забавных библий,

отцы отцов, познавших бытие!

В вас – всё и ничего… Но вы погибли,

храня в себе достоинство свое.

 

Подите прочь, случайные подачки!

Заброшен в небо первобытный Лот…

До хруста жму железную собачку

и ставлю дуло посредине – в лоб.

 

Последний миг.

Глаза – на все четыре,

и никому – не помни, не прости…

Рука спокойна, холодна, как в тире,

лишь бьется жилка, сжатая в горсти.

Пора…

Ты не был кроткою овечкой.

Пора…

И эту жилку оборви…

Но зло и сухо щелкнуло – осечка,

выплевывая краткое – ЖИВИ!

 

КОЛОС – ЗЕРНО – НИВА

 

Вселенная-мать!

Отзовись на мой голос

органами солнц, что тебя опаляя,

ласкают и греют налившийся колос…

Я – дочь твоя

с именем звучным – Земля.

 

Вселенная-мать!

Притуши свои горны

от млечных туманов до звёздных элит…

Смотри –

я роняю тяжёлые зёрна

на звонкие струны спиральных орбит.

 

Вселенная-мать!

Разве это не диво –

шептать долгожданные их имена…

Вселенная-мать,

неизбывная нива,

прими золотые мои семена!

 

* * *

Ночные звёзды – горсть огней…

А что за ней,

а что за ней?

 

Тобой, Земля,

я жил взахлёб.

Я изучал твой мудрый лоб,

твоё лицо в следах морщин

от гусениц, саней и шин.

 

Но эти звёзды – горсть огней…

А что за ней,

а что за ней?

 

Какие там живут слова?

Какие листья и трава?

Земля, Земля,

в моей судьбе –

найти подобного себе.

 

Цепочка яростных огней…

А что за ней?

 

* * *

Безвольно тело

мёртвого Христа,

И лик святой –

без мысли и без чувства…

А у подножья этого Креста

Земля качалась,

как на коромысле.

 

* * *

Я погружаю весело и зло,

Как в закрома большого урожая,

Двуликое познания весло

В земную мудрость погружаю.

 

Вперёд и вдаль – от умных берегов…

О, в этом я еще не усомнился!

В том океане – множество богов,

Которым я ни разу не молился.

 

ПРОХОЖЕМУ

 

Возьми огонь из рук моих

и таинство горящей спички

нас озарит уже двоих,

подверженных одной привычке…

 

Возьми огонь – вдыхай и пей!

Неси во тьму светящей точкой…

Его когда-то у людей

я пил с ладоней так же точно.

 

НАТЕ!

 

Зимою и летом,

при том и при этом

остаться пытались вы

модным поэтом.

И вас не пытали

в тюремном подвале,

не брали подписок,

нет –

вас издавали!

Да, вас издавали…

Да, вас награждали –

и профиль змеился

на желтом металле…

 

Питались мы честно –

соленым и пресным,

с трудом забывали

похожие песни.

А вы через щели

за нами глазели,

как мы миновали

знакомые мели.

 

Бурлила эпоха –

вы временно глохли,

скрываясь за ширму, –

вам было неплохо.

Потом вылезали,

«друзей» вспоминали –

к посмертным изданьям

вступленья писали…

 

О, вы неизменно

над бурей, как пена…

Возьмите! –

пусть грубо,

зато откровенно.