Стихи по кругу
Стихи по кругу
Юрий РЯШЕНЦЕВ
Москва
* * *
Луч ищет щель в переплетенье веток,
(пять «е», пусть в длинном слове, – перебор).
Роскошный парк нам приготовил предок,
да вкруг него решительный забор.
Лежи на травке молча, глухо, немо,
захочешь – навзничь, а не хочешь – ниц.
Нет, навзничь лучше: над тобою небо,
хоть самолетов больше в нем, чем птиц.
И веточка, как девушка на ринге,
от ветерка прогнулась напоказ:
натянутая туго, без морщинки
открылась синь, безвестная для нас,
поскольку ни новейшим луноходам,
ни гениям – хоть в жизни, хоть в кино –
ее, – хоть горб нажив, хоть мимоходом –
понять, пока мы живы, не дано.
В театре
Сценографы такого типа
не нравились мне никогда.
Смущала липовая липа.
Пугала твёрдая вода.
И над страданьями актера
висел так косо небосвод,
что было ясно: рухнет скоро
и не в финале, а вот-вот.
Но я не понимал в театре.
Меня лишь удивляло то,
что в этом трендовом теракте
мне не был мил почти никто.
Мила старушка мне, чью веру
так красит глаженый батист.
Она цветы несёт премьеру
в упёртости, что он – Артист.
А ведь ему, с повадкой тухлой
играющему эту дичь,
старушьей подлинности жуткой
ни в коем разе не достичь.
* * *
И как уж он надыбал повод
ту Алку в лес зазвать, подлец:
там реже овод, глубже омут,
малина слаще наконец.
Был омут теплым с перестою.
Запруде поддалась река.
И небо было над водою
черно, как классная доска.
И веткой непредупрежденной
ночная тихая ольха
касалась Алки обнаженной,
нагой, как Ева до греха.
И ни звезда им не светила,
а только шалая луна
вдруг глянула, как выходила
на берег илистый она.
Довольно врать! Ты был при этом?
Подсматривал? С каким лицом
ты рядом с ним ходил при этом?
Я просто был тем подлецом.
Я сам бы щедро расплатился,
чтоб разгадать загадку ту,
как трюк котяры превратился
во что-то… слова не найду…
Она из речки выходила,
как дух, надумавший в астрал.
Во всей ее повадке было
все то, о чем я знать не знал,
все торжество в конечном счете
над юной нищенской бедой,
все превосходство дивной плоти
перед ничтожною нуждой.
Юрий КРЫЛОВ
Москва
* * *
Кромешный снег. Слепой, не встреченный.
Стеклом царапает по стеклам.
Простором, снегом перечерченным,
до верху набивает горло.
На шею бледное нашествие.
Вода кристаллами на голову.
Безмолвье с одноцветьем скрещены.
Губа к губе пришиты холодом.
Из бережливости молчащий
угадывает происшествие,
один, из многих состоящий
живых, засыпанных, замешанных.
Баланс нашедших и искомого
нарушен наполненьем неба –
нашли патрульные убогого
над коркой ледяного хлеба.
Дороги конному и пешему,
к теплу котельных и градирен.
Под снегом кружит очумевшая
безвременная птица Сирин.
Светлана ЛЕОНТЬЕВА
Нижний Новгород
* * *
Ах, жена Лота, лишённая имени, без Лота – кто ты?
Ветер бьётся большой головой,
изображая участье,
полый кувшин – ты, вихрятся где рёбра пустоты,
листья сухие, бездомные в розовом – мчатся.
Выжженный столп соляной на глухом перекрёстке,
ждущий и жаждущий, символ сверхверности женской,
символ – мой дом, моя крепость. А дома нет, доски
все прогорели. А крепость кто? Ты – нынче крепость.
Вьются сухая трава, семя, комья, скорлупки,
здравствуй, подруга бессмертье – подруга несмертье,
здравствуй, полынное поле и мёртвое море,
да, ты чуть-чуть постарела за эти столетья,
по постареть разве горе?
Ах, жена Лота, лишённая имени, полная смысла!
Что ты вот здесь сторожишь, где тростник с горя ссохся?
Луковкин мёд, лён кукушечий, донник пятнистый?
Глазки анютины, луносемянник даосский?
Вот и сошёл с гор: Сион, Чертово Городище
лёд безымянный, как ты, что без имени, право!
Мёртвого моря живее нет, Чёрного чище,
Красного нет бирюзовее. Ляг в свои травы,
хватит стоять соляным истуканом, так Флавий
после сказал бы. Но так вот стоять в вещей силе,
не умирая, всё ждать, ждать у моря погоды.
Все поколенья сменились, и женщины новых родили
жителей новых содомских, гоморровских и мореходов.
И поколение девок-давалок грешащих
тоже сменилось на девок-давалок моложе.
Кто клеветал, тот клевещет, кто лгал, тоже так же,
те, у кого душа нежная, также без кожи.
Глиняной этой посудиной, каменной, жжёной,
пусть голова будет в небе, цепляясь за корни
всей бирюзы скоморошьей, оранжевой кромкой,
да – не со всеми,
да – против. Да, всех непокорней!
Да, быть наказанной. В деле, но вовсе без дела.
Да, правдой быть, но во лжи, при друзьях, но без друга.
Да, быть орущей, кричащей, но окаменелой,
да, всем чужда. Но в объятьях терзаться двуруко!
Татьяна ДИВАКОВА
Москва
Родник
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.
И. Бунин. «Родник»
Я иду к роднику потаённой тропою,
Тут крапива – по пояс, а склон –
Сплошь терновника ветки, да в зарослях злое
Верещанье драчливых ворон.
День отчаянно хмур, полнедели – и осень,
Опустел покосившийся скит;
Повзрослевшие ели окрасила проседь –
Паутиной на иглах висит.
Я спешу к роднику: как живется, приятель,
Вдалеке от нахоженных мест?
Над тобою, как встарь, вознесён благодатью
Почерневший от времени крест.
Помню, в детстве со мной ты играл, напевая
Ручейками мотив в унисон:
«Приходи, я тебя напою, приласкаю,
Обниму, убаюкаю в сон…»
Много вёсен исхожено, стала ли ближе
Я делами к иным, кто в Раю?
Всё с нас спросится свыше.
Прими – о, прими же
Покаянную думу мою!