Стихи Ури Цви Гринберга (1896–1981)
Стихи Ури Цви Гринберга (1896–1981)
СТИХИ, НАПИСАННЫЕ ВДАЛИ ОТ ДОМА
Дом-гнездо я построил для детей и жены,
и сосну посадил я – нет выше сосны
в том лесу, где стреляют и зверя, и птицу.
И олива пророков посажена мной,
но пришло моё время – войду в колесницу
в предосеннюю пору, когда падает зной,
и умчусь далеко от калитки родной.
Я в тот солнечный лес возвращусь на заре,
где заветное имя любимой моей
тонким лезвием вырезал я на коре;
и оно – словно лезвия первых страстей,
тонко ранящих сердце, рубцы оставляя в груди…
Режут лезвия те, пока жизнь ещё вся впереди.
И приду я к потоку, как в юные дни,
на лесную поляну, где голые пни
вместо сосен стоят, и пошлю поцелуй
дорогому журчанью серебряных струй.
Он коснётся воды, словно рой лепестков,
словно птичье крыло, словно пух облаков.
И божественный свет поцелуем небес
в том ручье засверкает, бегущем сквозь лес
и звенящем прохладным своим хрусталём.
И стихи зародятся и вспыхнут потом
семицветною радугой в сердце моём.
Может, дождь с ароматом бальзама пройдёт
в то мгновенье, когда я присяду на пне.
И медовую влагу прольёт небосвод,
и рубашка льняная намокнет на мне.
Подожду я, дождём орошённый, пока
разноцветными станут в огне облака,
и счастливые ласточки стаей густой
устремятся к завесе зари золотой.
Не сумеют они одолеть этот путь,
чтобы в золото клювы свои окунуть,
и вернутся: уснувшие ветви встряхнуть…
А любимые будут всё время со мной,
но до них не смогу дотянуться рукой.
ПЕСНЬ О ЦЕЛИ ЛЮБВИ
Дружбы нет беспричинной, подобно тому,
как нет скрипки, звучащей без взлёта смычка
и ответного пенья натянутых струн –
и тогда дом надёжен, и дружба крепка.
Но любовь беспричинная есть, и она –
тот мотив, что в сердечной звенит глубине,
тот мотив, что гудеть заставляет орган,
то, что вещая птица щебечет во сне.
В той любви есть печаль – тяжесть сумрачных туч.
Есть сияние неба и сладость дождей.
И когда её образ не видят глаза,
на её аромат сердце тянется к ней.
Она знойное лето в полях у реки,
тайна утренней розы, что кровью цветёт.
А причина любви – ещё зреет пока,
словно ранний, пока не налившийся плод.
Если кто-то, как будто победу над ним
одержала любовь и взяла его в плен,
по стопам моим к Храму со мною пойдёт
вслед за песней – да будет он благословен!
Ибо Храм ещё скрыт за пределом времён,
но откроется скоро в огне золотом.
И от радости вздрогнем мой спутник и я,
услыхав наконец разразившийся гром.
ПЕСНЬ ОКНА, ОБРАЩЁННОГО ВНУТРЬ
Они не смущаются, ибо глазами пустыми
беду на пороге не видят и ужас, нависший над ними.
И не поднимается разум у них, как в термометре ртуть.
Привязаны к стойлу и дальше корыт не хотят заглянуть.
Забыли историю рода, забыли о вере,
забыли отцов, погребённых в арабской пещере,
и страх бытия своего, когда разгорается пламя.
Встают по утрам и живут, занимаясь делами.
А если охватит пожар их жилища – замечутся с рёвом,
как стадо в горящем загоне под огненным кровом,
несчастье своё понимая животным чутьём.
И то, что горело, – сгорит, а беглец, переживший погром,
как пастбище бык, будет снова искать себе дом .
ПЕСНЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
Тот, чей дух непокорный стремится в полёт –
пока силы его не оставят, с пути не свернёт.
Если пахнет он сладостью трав полевых и сосной,
то к цветущим губам да прильнут его губы весной.
И взыграет в нём кровь, и свершится зачатье.
Если ж порохом пахнет – в деревьях увидит проклятье:
тайну виселиц – страх перекладин с петлёй и столбов
и сколоченных крепко, из досок шершавых, гробов.
Смертный ужас лицо исказит, и ничтожность мечты бесполезной
отразит оно перед падением в бездну.
Ну, а тот, чья душа глубока, – будет жить в своём доме
среди стульев и книг, и знакомых вещей, до того,
как раскроется пропасть в уделе его, на изломе
дня и ночи – и кончится время его.
СТИХИ О КОЛОДЦЕ
С золотистой косою, струящейся вниз по спине,
у колодца та девушка видится мне.
Не встречали глаза мои прежде такую красу.
И поэзии струны, которые в сердце несу,
будят стих человека, влюблённого в эту косу.
Райским был переулок, где стоял её дом,
щебетали там птицы разноцветные солнечным днём.
И колодец с его журавлём, сосны пышные в ряд –
край блаженный полей благодатных и дремлющих хат.
И она там: венец совершенства на ней.
И о ней воркованье молодых голубей
с голубятни соседней доносилось на звонкой заре.
О ней ветви шептались в обилье росы, в серебре,
и играл для неё мой сосед, неразлучный со скрипкой своей.
Не хотели ни Бог Всемогущий, ни мать,
чтоб сплелись, словно в жарком порыве, тела,
имя девушки той и моё, и скрепила б их Божья печать, –
пробил час, и она умерла.
И не кос её блеск золотой –
отблеск свеч погребальных я видел, и вёдра с водой
поднимать для её омовенья устал
из колодца журавль – обмывальщицу я увидал
с волосками на толстых щеках, –
и несущих носилки, и тех, кто молитвы читал,
и могильщика руки, и на лезвии заступа – прах.
Только девушка та с золотистой косой
то проходит, как тень, то стоит предо мной
у колодца, ко мне повернувшись спиной.
ИСТИНА ОДНА
Вас учат страну покупать за дукаты:
платят деньги за поле, втыкают лопаты.
А я говорю: не купить вам за деньги страну,
а лопатой могилу вскопаете, и не одну.
А я говорю: не такою ценой –
только кровью искупим удел родовой,
и земля эта станет святой.
И лишь тот, кто за пушкой по полю идёт,
добрым плугом своим по нему борозду проведёт
и колосьев увидит восход.
Лишь оно принесёт изобилие нам,
с боем взятое поле – и вырастут Крепость и Храм
на фундаменте, кровью удобренном там.
Вас учат: Машиах не скоро придёт,
не восстанет в крови и огне Иегуда́,
но с построенным домом и деревом новым взойдёт.
А я говорю: если будете медлить тогда,
когда нужно руками и сердцем ускорить Приход,
и в огонь не войдёте со щитами Давида,
и в крови ваши кони не омоют копыта,
то Машиах не явится к вам никогда,
и не сможет восстать Иегудá.
И рабами вы станете у чужеземных царей.
И пылать будут ваши жилища от крыш до дверей.
И сады ваши вырубят все – от межи до межи,
животы ваши вспорют кривые ножи,
и младенцам и юношам – всем заодно
под мечами врагов умереть суждено.
И лишь словоблудье, что вы повторяли упрямо –
его сохранят, как свидетельство вашего срама,
с проклятьем на лбу – полосою кинжального шрама.
Вас учили, что лишь для народов дана
эта истина – кровью за кровь,
мы же эти слова отрицаем.
А я говорю вам, что истина только одна,
как солнце на небе одно, как один у нас Иерушалаим.
Моше и Бин Нун записали её,
последний мой царь и последний державший копьё,
пока не склевали её галут и изменников стая.
Но будет: герои от Нила и моря пройдут,
отмщенье объявят врагам, ненавистникам – суд,
в последнем бою на Евфрат и Моав наступая!