Стихотворения
Стихотворения
***
Вглядись в меня, глубокомысленное время,
Вглядись спокойно, не лютуя, не журя.
Я – сон Цветаевой, я – символ в теореме,
Я – крымский бражник на махровой хризантеме,
Что распускается в саду монастыря.
Вглядитесь все в меня, – собаки и оливы,
Осенний скворушка и колкая стерня,
Те, кто покинул этот мир, и те, кто живы,
Вглядись и ты, мой собеседник молчаливый,
Ведь мы с тобой, согласно Библии, родня.
Я тоже вглядываюсь пристальней и чаще
В небесный омут и житейские моря.
Пускай всё в этом бренном мире преходяще,
Нет ничего важнее глаз, в тебя глядящих,
И этот свет – земная лоция моя.
***
Густав Климт расписывает фриз
К вернисажу венского модерна.
Гении, парящие над скверной, –
Тема, вытекающая из
Творчества Бетховена. Точней,
Из одной симфонии, девятой –
Проклятой, воспетой и разъятой
На цитаты для грядущих дней.
Три стены, три грации, три сна,
Тысячи связующих деталей –
Вольное пространство стихиалий,
Вечная священная весна.
Снизу человечество глядит
На работу мастера, пунктирно
Понимая замысел надмирный,
Что лишь возбуждает аппетит
У искусствоведов всех мастей,
Важных комментаторов и гидов.
Климт молчит. Шестой псалом Давидов
Тонет в какофонии страстей,
Где болезнь, безумие и смерть
Преграждают рыцарю дорогу,
Но прийти к счастливому итогу
Каждому позволено суметь.
Три шага до Первой мировой,
Классовой борьбы и Коминтерна…
Выставка австрийского модерна –
Климт, Бетховен, дым пороховой…
***
Ну вот, затопили в квартире, а значит – ноябрь.
Геройствовать трудно, мой голос простужен и дрябл,
Кружат тополиные ноты на стылом ветру,
Но я не хочу тиражировать эту хандру.
Привет тебе, славный король, повелитель-ноябрь!
Полцарства тому, кто в предзимье ребячлив и храбр!
Пускай занавесят окно затяжные дожди,
Сквозь капли дома и фасады – а-ля Гауди.
Полцарства тому, в ком оранжевый светится шар,
Кто смотрит на мир, как бесхитростный комик Ришар,
Кто пишет углём и помадой на стенах стихи.
Ноябрь – самый лучший сезон для такой чепухи.
Под шорох дождя хорошо изучать языки,
Читать Пастернака, вязать шерстяные носки,
Играть босса-новы, сушить можжевельник и лавр
И пить из небесных бокалов волшебный ноябрь.
***
Простуженный отец полощет в ванной горло,
Я рядом становлюсь на взрослый табурет,
Воочию хочу увидеть эту Волгу,
Что булькает и бьёт в гортанный парапет.
Мне чудятся в густых, урчащих переливах
Звон сабельных атак, строчащий пулемёт,
Осенний крик стрижей, немолчный ветер в ивах
И чуточку того, что будет наперёд.
Весь содовый раствор – один стакан, не больше –
За несколько минут отец вливает в рот.
Его большой кадык работает, как поршень,
Как вся моя страна, как весь её народ.
Мой семилетний мир вместился в полосканье:
Гудел прокатный стан, нёс службу часовой,
Вставали города, и на трибуне Сталин
С обложки «Огонька» смотрелся как живой…
Я нынче полощу своё больное горло.
Чудное дежавю, сентиментальный бред.
Как там тебе, отец, живётся в мире горнем?
Куда же запропал тот старый табурет?
***
Сухой, как скупая олива,
«Махмудка» – восточная кровь –
Пред зеркалом неторопливо
Сурьмит густотравную бровь.
Еще полчаса до премьеры,
Последний наносится грим…
Титан танцевальной карьеры,
Икона для геев и прим
Сидит в персональной гримёрной,
Он сосредоточен и строг,
И тихий мотивчик минорный
Мурлычет живой полубог.
Еще не умаялся ангел
Со сцены нести благодать,
Но вены – бугристые шланги –
Устали уже танцевать.
Они, словно вешние воды,
На волю сбежать норовят
В далёкие, юные годы,
Где каждый был камешек свят,
Где всё было свеже и ново,
Где город выковывал стать
И мир понимал с полуслова
Мечту научиться летать.
Увы, невозможно пробиться
Сквозь плотные стены судьбе.
Он – сноб, но не самоубийца,
Чтоб сдаться на милость гэбэ.
Вот маму увидеть бы надо,
Пока не захлопнулась клеть,
А что до камней Ленинграда,
Не стоит о них сожалеть.
Заклеены пластырем вены.
Звонки прозвенели. Пора!
Нуреев выходит на сцену.
Безумствует Гранд-Опера.
***
Для русского глаза Венеция – верх расточительства,
Приют шарлатанов и гениев по совместительству.
Дворцы, галереи, костёлы – как пряные специи,
Но выйдешь из храма, и вот оно – небо Венеции!
Для «руссо туристо» Венеция – блажь карнавальности,
Где праздность и подлость имеют оттенок сакральности,
Здесь пир для туриста, художника, вора, философа,
Но сердце моё говорит: «Это город Иосифа».
Поэты в Венеции видятся мне гондольерами:
Весло и перо отличаются только размерами.
Хоть слово по-прежнему с морем качается в терцию,
Торгашеский век и слова превращает в коммерцию.
Пусть память темна, как собор на апостольской площади,
А ныне в гондолах другие совсем перевозчики,
И нет исключений из правила невозвращения,
И общая родина не обещает прощения,
Но вовсе не странно на острове, к небу изогнутом,
Услышать, как рифмы и образы некто инкогнито
Диктует, пока я несу на могилу кордезии.
Для русского сердца Венеция – это поэзия.
***
У Чехова всё буднично и просто –
Свидание, убийство, Рождество.
Бесстрастностью сухого диагноста
Смущают сочинения его.
У Чехова герои без историй,
Поступки нелогичны, жизнь как сон.
В аптеке ли, в гимназии, на море
Бессмысленные реплики персон
Юмористичны, противоречивы,
А жизнь как будто начата с конца.
Мы живы или всё-таки не живы?
Как отличить пророка от лжеца?
Мы ищем смысл, но нет в конце морали.
Быть может, в звуке лопнувшей струны?
Так что же мы, читатели, читали?
Какой мы опыт вынести должны?
Потомки ищут признаки мессии,
Но в том-то и горька таланта роль –
Не может доктор вылечить Россию,
Влюбившуюся в собственную боль.
***
Какая странная тоска по девятнадцатому веку! –
Одноэтажным городам, неспешной поступи времён,
По незастроенной земле, непоказному человеку,
Что фотоснимком той поры на фоне гор запечатлён.
Кораблик в ялтинском порту линялым парусом полощет,
Великокняжеских садов вдоль моря тянется кайма.
Серьёзно в камеру глядит в турецкой фесочке извозчик,
За ним империя лежит – Мария, Анна, Фатима…
Фотограф силится вместить как можно больше в фотоснимок:
По трапу сходят с корабля едва живые господа.
Ещё мгновенье, и герой подхватит ворохи корзинок:
«Куда поедем?» – «В «Эдинбург», а впрочем, всё равно куда…».
Пусть дважды в реку не войти, но можно из неё напиться.
Держу в руках дагерротип, вхожу в картину, как в запой.
Мне выпал жребий в новый век в другой империи родиться,
Сходящей, кажется, с ума, но ей такое не впервой.
Блошиный рынок на югах – былого счастья позолота.
Вздыхает вслух филокартист: «Какие были времена!»
Он целит глазом в мой карман, сродни извозчику на фото,
И в этом взгляде вся печаль, и веку прошлому цена.