Судьба землян

Судьба землян

О книге Сергея Пылёва «А за окном – человечество...» – Воронеж, 2019

«И я вас люблю!»

 

Гаджеты, современные технологии, человек в новейших условиях жизни и человечество – тема книги и первой повести в сборнике.

С первых страниц читатель погружается в тему взаимоотношения детей и родителей, внуков – с бабушками и дедушками. В повести «А за окном человечество» высвечивается одна из порочных черт нынешних «человеков» – это когда взрослых людей раздражают дети, и они суют им в руки смартфоны, чтобы занять их. В повести перед нами проходит череда новейших негативных явлений современного мира – предприниматели, зарабатывающие на выдаче фальшивых сертификатов, заказные убийства, убийство жителей Новороссии, детей и стариков, однополые браки, боязнь детьми темноты, воды, монстров и всяких существ из мультиков, почти искусственные продукты питания…

Писатель обеспокоен за современное состояние общества, если там отсутствует осознанность, когда в душе не Божественное начало, а «конец света – внутри человека», если он не видит прекрасного и благоуханного дня.

Главный герой повести – пятилетний Славик, который не может жить вне гаджетов, и в сознании у него в основном монстры и чудовища, чередующиеся с фиксиками. Ребёнок находится на грани психического срыва, боясь засыпать, потому что это похоже на умирание в его понимании. Ему чудится ненависть к нему всех окружающих людей. Его трудно уложить спать, потому что в это время сгущаются все его страхи. И все же благодаря мужским волевым и душевным качествам дедушки Сергея Владимировича мальчик наконец произносит: «И я вас люблю». Человечество, которое за окном, со своими социальными болезнями, отступает на второй план, так как в конкретном одном доме торжествует любовь всех членов семьи друг к другу. Цифровое рабство, захватившее ребёнка, пасует перед безбрежной мудростью взрослого человека. Но ведь за окном человечество, стоящее перед той же страшной проблемой морального банкротства. Кто возьмёт человечество на ладони любви? Ведь именно любовь растворяет страхи.

 

«Никишин сад»

 

Меня часто на встречах с читателями спрашивают о герое нашего времени. Я ссылаюсь на повесть Сергея Пылёва «Никишин сад». Его герой Валентин Корнилов из деревни Никишино Воронежской области – человек с высоким уровнем яркого духовного светомира, испивший чашу страданий в поисках справедливости в последние десятилетия социалистического хозяйствования в деревне и в перестроечный период в истории России. Он преображает нас и придаёт нам направление и силы. Честный, трудолюбивый, будучи старшим сыном в многодетной крестьянской семье, оставшейся без отца, он помог матери поднять детей. Возглавляя животноводческий комплекс, добивается таких результатов, что его руководитель, боясь конкуренции, просит уехать. Валентин отправляется в Ворошиловград к одному из своих братьев, чтобы открыть для себя, насколько лучше живут на Украине, чем в России, понять огромную помощь Советского Союза и недружелюбие Украины, мечтающей о «незалежности», будто бы «без России заживём». И после 1991 года Валентин Корнилов понимает, что живёт в чужой стране, отказавшись получать украинский паспорт. Ворошиловоград вновь становится Луганском, а на улицах появляются надписи: «Кляти москали за триста лет усе сало зъилы. Геть отсюда! Тикайте!», или хуже того: «Москалей на ножи!»

Возвратившись в Никишино, Корнилов узнаёт о том, что бывший председатель колхоза стал фермером, взяв лучшие земли, а кто-то покончил с собой, не приняв нового олигархического строя. Корнилову досталось неудобье, когда он решил крестьянствовать на родной земле. Никишино сгорело во время пожара в 2010 году. Корнилов находит в себе внутренние силы создать хорошее хозяйство, определиться в иерархии: земля, человек, небеса. На месте пожарища Валентин высаживает яблоневый сад одним сортом – «комсомолка». «Внизу холма на былом погорелье раскинулся шеренгами, точно в строю навытяжку, молодой голенастый сад. Весь в переливах вызревших, ало блистающих яблок. Будто накрыл его закатный розовый туман». В любую погоду приходит Валентин Корнилов в сад и повторяет фамилии прежних жителей Никишино, называя их шёпотом. У Валентина молодой сын – помощник отцу с его укоренённостью в русской православной традиции и подлинным соответствием внутреннему миру отцов и дедов. Живительная сила родной земли укрепляет в русской семье волю, мышление, чувства как часть необъятного мира.

 

«Матушка»

 

Повесть о матушке Валентине, светлом образе, благородной женщине, которая была подвержена искушению любовью светского мужчины, с неожиданным разворотом – обретение Бога этим человеком.

Жизнь предоставила возможность Валентине для испытания её добродетелей, и она с честью их выдержала.

Володин ощутил потребность раздарить своё имущество нуждающимся и храму, став монахом Макарием. Как и в предыдущей повести, писатель вскрывает язвы общества: там детский приют, в котором живут дети алкоголиков и лишённых свободы, а в повести «Матушка» читателю открывается страшная картина больницы, где доживают свои сроки обречённые на близкую смерть дети с неизлечимыми заболеваниями – так называемый паллиативный центр. Благодаря помощи Володина девочка по имени Марина выжила, и её удочерили новые родители. Матушка Валентина и отец Роман усыновили из этого центра и семилетнего Гошу, у которого опухоль головного мозга стала спадать под лучами заботы и любви.

Мечты о космическом Афоне, о православном храме на Луне чередуются с конкретными земными делами Божественного свойства.

Уникальное творчество Сергея Пылёва, умеющего выхватить из окружающей жизни острейшие проблемы и найти позитивный исход нравственной высотой отдельных людей – для меня как читателя – тайна. Писатель с необыкновенной чуткостью и бережностью находит людей, которые становятся его героями с тончайшей красотой русского человека, принимающего на себя ответственность за ближнего. Деятельное бытие в духовном пространстве России обретает высокий свет во Вселенной внутреннего его мира. Сюда стягиваются лучи любви, красоты природы, святой молитвы, доброты, таинство покаяния. В пустыню атеизма приходит живая вода православной веры. И автор, как и его герои, – это мужественные и величавые люди, которых Бог наделил щедрым талантом, острым умом и отзывчивостью.

 

«Опыты Луизы над Монтенем»

 

Это произведение видится мне особенно остроумной повестью Сергея Пылёва. Какой-то яростной энергией она пропитана при воспоминании о 90-х – начале нулевых годов. Олигарх, владелец АЗС, заправляющий автомобили разбавленным бензином, рядом бомжи, живущие в подвале подстанции, городской морг и туберкулёзная больница рядышком расположились на окраине города. Уборщица на АЗС Луиза, дочь алкоголички, в прошлом торговавшая своим телом, предстаёт этакой Соней Мармеладовой среди нищеты и разрухи, вдруг однажды находит на свалке книгу «Афоризмы жителей Древнего Двуречья», которая изменила эмоциональную Луизу, ощутившую потребность в мудрости человечества. Оказалось, что двадцать тысяч лет в Двуречье рассуждали вполне современно: «только боги живут вечно под солнцем, но дни человека сочтены, все дела его – лишь ветер»; «поднимись на руины и пройдись по ним, посмотри на черепа простых и великих; какие из них принадлежали святым, а какие грешникам?», «Лучше с умным таскать камни, чем с глупым пить вино». Луиза читает известных философов, а Монтень стал темой её бесед с Сергеем Владимировичем, который устраивается на АЗС заправщиком, работает рядом с бывшим учёным, кандидатом биологических наук, по совместительству садовником в морге, по кличке Ботаник. Сергей Владимирович обладает интеллектом и кругозором, по классификации Карла Густава Юнга относит себя «к этическим интровертам» и глубоко убеждён, что «наказание зла равносильно его прощению. Надо дать ему возможность остаться с самим собой наедине, вкусить собственного яда».

Луиза изо всех сил лучится к Сергею Владимировичу своим мощным либидо, «которое до Фрейда числилось по разнарядке блаженного Августина как срамная похоть плоти». Гибель Ботаника на АЗС в результате несчастного случая вызывает у Луизы срыв на прежний алкоголизм: «Я увидел Луизу такой, какой она будет накануне своего столетнего юбилея. Хотя было в ней что-то и от горько плачущего новорождённого ребёнка, который пришёл в отчаяние от безжалостной ссылки на планету Земля».

После увольнения с АЗС по причине конфликта с мамой владельца заправочной станции Луиза не выходила из запоя, а главному герою «всё вдруг разом обрыдло в жизни второго варианта человечества, послепотопного. Заныла реальная депрессуха». Но, как и говорил Монтень, «нередко сам порок толкает нас на добрые дела». Луиза вышла замуж за бывшего военного лётчика, контуженного «афганца». А Сергей Владимирович отправляется в Задонск примерить на себя послушание, произнося: «Здравствуй, новая жизнь!», позаимствовав фразу «то ли у Чехова, то ли у Данте, надеясь, что они простят». Ярко зримые образы окружающего мира плотно населяют повести Сергея Пылёва и насыщают сердце талантом писателя вмещать в одну повесть мыслительную историю человечества с грустным, даже горюющим отдельным человеком, идущим по земным пределам, но поднимающим голову к небу с вопрошанием и обретением духа через душевные муки.

 

«Пан Пивак»

 

Повесть «Пан Пивак» – это история человечества, во всяком случае, западная история человечества, и тема русофобии. Первые её страницы писатель относит к периоду правления английской королевы Елизаветы, когда её посланник Джильс Флэтчер получил отказ от благочестивого царя Фёдора Иоанновича на беспошлинную торговлю в Московии. И тогда «Флэтчер в сатирическом запале написал книжицу “О Русском Государстве” и наши нравы да обычаи карикатурно представил в живости». И хотя Елизавета «за перегибы» повелела книжицу запретить, русофобия пустила корни и через века пышно расцвела, например, в Украине, не замечающей того, что в течение веков «варварскую страну» безуспешно пытались «цивилизовать» огнём и мечом, танками и самолётами так называемые «просвещённые» страны.

Чувство патриотизма у писателя естественно: «свежее, явное чувство любви к Родине, и я был рад, что оно посетило меня».

Оказавшись в современной Чехии, три командированных сотрудника из журнала «Лики жизни» ощутили в себе некий социалистический геном на квантовом уровне, «энергетический след призрака коммунизма». Экскурсии, замки и обязательные в них привидения, пиво «Старосмиховское», кофе, семидесятиградусная сливовица, бехеровка. И разговоры о России, Путине, Сирии, Украине, Донбассе.

Во время поездки на место знаменитого Аустерлицкого сражения небо писателю не открылось. Как он саркастически отмечает, ведь «он не князь Андрей», но извне что-то перетекло в нас, читателей, вместе с воем собаки, тосковавшей о тысячах убитых в сражении, что-то было оживлено мановением писательской руки с художественным мастерством, потому что рядом стоят латинские выражения древнейших римлян и досада за манекенов, одетых в форму советских солдат в чешском тире, доброжелательность и враждебность чехов, то сдержанно-приветливых, то непоправимо обречённых на свою отдельность и неслиянность ни с кем.

 

«Сине-антизелёный глюон»

 

И, наконец, несколько слов о квантовой повести «Сине-антизелёный глюон».

Жили люди по общечеловеческой ньютоновской механике и вдруг – квантовая: в продолжение к ЕГЭ, к сокращению времени на изучение русской литературы и языка приезжает в педуниверситет комиссия по объединению с политехом. Именно по тому квантовому закону, что «все элементарные частицы превращаются друг в друга, и эти взаимные превращения – главный факт их существования».

Слово студент откладывалось в архив, а предлагалось слово «обучающийся».

«Костёр реформ» вызвал массовые больничные бюллетени, инсульты, попадание под машину, подобно тому же квантовому закону, что «ежесекундно только в видимой части Вселенной рождаются и умирают миллионы звёзд». Так же саркастически в повести отражается та ничтожность современной медицины, которая не только не может правильно поставить диагноз, но явно издевается над людьми, чуть ли не поголовно объявляя пациентам онкологию на фоне «дела Скрипалей, трагедии в Кемерово, ночной ракетной атаки по суверенной Сирии». И даже когда кажется, что всё благополучно, интеллигентная женщина, купив платье с вырезом на красивой спине, сталкивается с тем, что «везде, куда наши отцы и матери выбирали самое лучшее из своих гардеробов, ныне вторгся дерзкий стиль дырявых джинсов».

Тут уместно вспомнить, что даже Эйнштейна посещала мысль, что «окружающая действительность существует лишь в тот момент, пока Вы на неё смотрите».

«Духовная диффузия» приводит к едва ли не большим страданиям повествователя, чем у его жены, когда он узнаёт о её страшном диагнозе.

«Один умирает от сердечной недостаточности, другой – от сердечной избыточности», – констатирует писатель. И далее: «Я почувствовал себя словно бы точкой сингулярности. Но не той единицей пространства-времени, в которой заключалась когда-то перед Большим взрывом вся материя, наполняющая сегодня нашу Вселенную, а в которой собрана вся боль, в ней накопившаяся за пятнадцать миллиардов лет вечности».

И снова мысль из квантовой механики о том, что «Эйнштейн противился в ней только мысли о том, что в основе сущности природы лежит случайность». Можно ли надеяться на излечение? «Да кто же такое допустит? – вырывается из уст героя повести. – Иначе он всех лекарственных олигархов и их прикормышей по миру пустит. Потом же и государству невыгодно спасать. Лишние пенсионеры ему не в радость».

Рождается спасительная мысль – обратиться лишь к Богу, так как там выносится «вердикт как всему человечеству, так и отдельным особям».

И опять душевная растрата ради усиления духа? Боже, сколько же его у нас в России!

Аннушка – то ли человек, сиротка-подросток тринадцати лет, то ли ангел, бросающийся на помощь людям-праведникам, – образ из лермонтовской поэзии на художественном полотне Сергея Пылёва не выбивается из общего фона повести, где земное и небесное тоже находится в «духовной диффузии».

Златоуст нашего времени, писатель рисует нравственно живительный мир, наполненный актуальными мыслями и человеческой теплотой, к которому читатели находят радостную дорогу. Я уже писала о миссии Сергея Пылёва, как переводчика с языка Вселенной на русский, чтобы мы могли найти ту духовную изначальность, без которой душа русская лишается своего корневого начала. Упоминание в повести Большого адронного коллайдера заставляет с тревогой думать о судьбе человечества, оказавшегося в зоне риска при поиске ЦЕРНом (Центром ядерных исследований) под руководством Фабиолы Джианотти тёмной материи и двойника Вселенной, заявляя о новых технологиях и якобы новом качестве жизни человека, благодаря открытию элементарной частицы под названием «бозон Хиггса». На смену электронике идёт «бозоника», но станет ли отдельный человек духовно богаче и защищённее?..